Петербургская подземка активно развивается. Сегодня заработали две новые станции метрополитена — «Бухарестская» и «Международная», и после долгого перерыва открылся выход на канал Грибоедова со станции «Невский проспект».
«Бумага» изучила дореволюционные проекты подземных магистралей и выяснила, каким могло быть метро, если бы его запустили в царской России.
Первые идеи подземного строительства в Санкт-Петербурге возникли еще в начале XIX века: в 1820 году инженер Торгованов выступал с идеей открытия тоннеля под Невой. Однако претворять в жизнь проект не стали, Александр I предпочёл откупиться, выдав инженеру 200 рублей и взяв с него подписку о том, что впредь подобным он заниматься не будет.
![](https://paperpaper.ru/wp-content/uploads/2012/03/line.jpg)
Разговоры о необходимости строительства метро всерьёз начались в конце XIX века
![](https://paperpaper.ru/wp-content/uploads/2012/03/line.jpg)
Тем временем город продолжал развиваться: в 1847 году по его улицам стали ходить общественные кареты и отсутствие полноценной связи двух берегов Невы становилось всё более ощутимым. Строительство в 1855 году Благовещенского моста помогло облегчить задачу перемещения по столице, но решение это было временным. И в конце XIX века всерьёз начались разговоры о необходимости строительства метро.
К этому времени Петербург, бывший важным промышленным центром, преодолел отметку в миллион жителей и продолжал расти. Движение на улицах становилось всё более интенсивным, и городу уже тогда пришлось искать пути решения транспортной проблемы. В 1889 году правление Балтийской железной дороги предложило первый вариант такого решения. И хотя магистраль, соединявшая Балтийский и Финляндский вокзалы, была ещё не очень похожа на привычное нам метро, именно этот проект положил начало целой череде инженерных фантазий, активно обсуждавшихся как в прессе, так и среди жителей.
![](https://paperpaper.ru/wp-content/uploads/2012/03/line.jpg)
![](https://paperpaper.ru/wp-content/uploads/2012/12/17.jpg)
Идея внутригородской магистрали оказалась популярна: уже в 1901-м инженер Печковский предложил построить по соседству с Казанским собором новый вокзал, от которого пустить подземно-эстакадную дорогу до Обводного канала (в частности — до Балтийского и Варшавского вокзалов). Но это был далеко не предел, и в том же году появился более смелый проект, предлагавший соединить в единый узел все конечные железнодорожные станции в городе.
![](https://paperpaper.ru/wp-content/uploads/2012/03/line.jpg)
![](https://paperpaper.ru/wp-content/uploads/2012/12/27.jpg)
Более глобально подошёл к вопросу транспорта инженер Балинский. Оглядываясь на опыт европейских городов, в которых начинали развиваться сети метро, он предложил похожее решение. Состоявшее из шести линий, две из которых были кольцевыми, петербургское метро по проекту должно было достигать в длину 172 километров, иметь 11 крупных мостов и стоить 190 миллионов рублей. Браться за строительство, естественно, никто не стал.
![](https://paperpaper.ru/wp-content/uploads/2012/03/line.jpg)
![](https://paperpaper.ru/wp-content/uploads/2012/12/36.jpg)
Своего пика шум вокруг создания нового городского транспорта достиг в 1914 году: именно тогда были выпущены карты города с несколькими вариантами пролегания метро. По ним было видно, что от идеи соединения всех вокзалов отказались (на обоих вариантах карты Витебский и Финляндский вокзалы оставались в стороне от прогресса). Зато показанные ветки (которых за годы проектирования осталось минимальное количество — одна в первом варианте и две во втором) по сложным траекториям соединяли окраины города. При этом изначально про отдалённые от центра районы проектировщики почти не вспоминали.
![](https://paperpaper.ru/wp-content/uploads/2012/12/0a31a61cbfdab001e96c2d7d2951440b.jpg)
Несмотря на обилие идей, ни один из дореволюционных проектов так и не был воплощён в жизнь. Это объяснялось как необходимостью чрезмерных денежных вложений, так и внутренней борьбой различных ведомств, каждое из которых хотело создать для себя наиболее комфортные условия. В итоге про метро в следующий раз вспомнили в уже совсем другом городе — Ленинграде, а единственной его заменой для жителей стал запущенный в 1907 году рейсовый трамвай.
Читайте также: