5 ноября 2019

Студент ИТМО ведет подкаст о критическом мышлении «КритМышь» — его слушают тысячи людей. Как он поговорил с полусотней ученых и открыл свою студию

В середине 2018 года магистрант ИТМО Александр Головин запустил подкаст «КритМышь», посвященный критическому мышлению. Вместе с учеными и другими экспертами он обсуждает самые разные темы — от эффекта плацебо и лжеистории до цензуры в интернете и феминизма. «КритМышь» существует в основном за счет краудфандинга. По словам Головина, в среднем каждый выпуск слушает около 7 тысяч человек, а в начале осени он открыл собственную студию подкастов.

Александр рассказал «Бумаге», почему вместо медицины занялся популяризацией науки, как планирует развивать «КритМышь» и удается ли зарабатывать на подкастах.

Как появился подкаст «КритМышь» и что означает его название

— Я заинтересовался наукой в вузе. На последних курсах педиатрической медицинской академии (СПбГПМУ) у меня возник кризис самоопределения: куда идти и что делать. Ужасно осознавать это на шестом курсе, но я понял, что медицина — не мое. Выяснилось, что путь отступления есть: я пошел в аспирантуру в Институт экспериментальной медицины. Правда, оттуда тоже ушел, не дописав диссертацию, так как мне не нравились мои исследования. И тогда подвернулся ИТМО — с его [магистерской] программой по научной коммуникации.

За эти годы я понял, что мне сложно сконцентрироваться в науке на одной теме — становится скучно. Мне хочется каждый раз узнавать новое. Для этого недостаточно одной специализации — легче рассказывать про науку, чем ей заниматься. Еще в Меде я заинтересовался критическим мышлением, скептицизмом и рационализмом и устраивал встречи «Общества скептиков» в Петербурге. Я также выступал на «Кампусе» «Бумаги» в 2017 году (с лекцией «Почему половину научных экспериментов не удается повторить» — прим. «Бумаги»).

В 2018 году я работал в Фонде профилактики рака, но понимал, что хочу делать что-то свое. Выбор пал на подкасты, потому что я предчувствовал, что могу запрыгнуть на отправляющийся поезд тренда. К тому же раньше я занимался подкастами на любительском уровне и у меня были контакты возможных героев со своей аудиторией. В конце концов, я учился в ИТМО, где была студия с кучей дорогого оборудования.

Я захотел сделать что-то вроде подкаста «Скептик», но с новым твистом. Изначально планировал делать интервью с упором на личности героев, применяющих критическое мышление. Но довольно быстро понял, что известных людей, которых интересно слушать, не так много. И я развернул направленность в сторону темы, — а герои стали вторичной историей.

Если обобщать, подкаст посвящен критическому мышлению. Исходя из этого мы (над подкастом также работают Ирина Соина и Катерина Горинская — прим. «Бумаги») и выбрали название. Это просто игра слов: критическое мышление иногда сокращают до «критмыш», мы добавили мягкий знак в конце — получился такой маскот и небольшая загадка в названии.

Первые выпуски — это был май 2018-го — записывались в студии [студенческого СМИ] «Мегабайт». Потом был период, когда я записывался в разных местах вроде антикафе и своего дома, но с качеством звука всё было плохо: приходилось выкручиваться на постобработке. Тем не менее выпуски слушали.

Как отбирают героев подкаста и почему разоблачение мифов уже никому не интересно

— Я пытаюсь продвигать идею, что критическое мышление — это не элитарный навык, его можно в себе развивать. Это навык задавания правильных вопросов в правильное время. Рудиментарно можно сказать, что критическое мышление — это когда спрашиваешь «Почему?», тебе дают ответ, а потом ты спрашиваешь опять: «Почему?» Мне кажется, так можно докопаться до правды в очень многих вопросах.

Героев подкаста мы выбираем по-разному. Иногда идем от гостя: если есть какой-то интересный герой, под него выбираем тему. В других случаях изначально есть задумка, и мы ищем под эту тему героя.

Честно признаюсь, бывали моменты, когда я прогадывал с героями: люди были не слишком хорошо подготовлены или просто понимали не так, как надо. Но самое удивительное — это порой выливается в интересные эпизоды. Потому что мы начинаем дискутировать. Даже если спикер спекулирует и высказывает домыслы, но хочет говорить на эту тему — это нормально. Я стараюсь компенсировать подобные вещи за счет собственной подготовки и упоминаю, что что-то из сказанного может быть не так истолковано в международном научном сообществе. Хотя, конечно, я не могу знать всё — и иногда что-то замечают в комментариях. Мне кажется, люди — в том числе наши слушатели — не должны никому полностью верить на слово. Для этого мы прикрепляем к выпускам ссылки на дополнительную информацию.

Порой бывает, что выпуск становится разоблачением мифов, но мне такой подход не нравится: кажется, он устарел и наскучил людям — ведь почти все мифы уже разоблачили. Но есть разоблачение разоблачений: когда оказывается, что мифы разоблачают неправильно. Например, мы говорили с психологом про Стэнфордский тюремный эксперимент — выяснилось, что он сомнительный (в рамках эксперимента добровольцы играли роли охранников и заключенных в условной тюрьме, в результате у трети «охранников» отметили появление садистских наклонностей, однако позднее методологию и выводы исследования поставили под сомнение — прим. «Бумаги»).

У подкаста нет сценария. Чтобы спикер доступно изложил свои мысли, порой нужны усилия: мы скидываем примерный план беседы, заранее обсуждаем его. Но если человек плохо говорит, помогает наш формат: в отличие от видео, когда исследователь волнуется из-за своего внешнего вида, в подкасте отвлекающих факторов меньше.

Кто слушает «КритМышь» и почему люди готовы платить за выпуски о науке

— Когда подкаст только запускался, я выделил целевую аудиторию. Есть определенный пул людей, которым, как и мне, интересен научно-популярный контент и не чужд философский подход. Но производителей контента, которые популярно говорят на разные темы, мало. Именно поэтому с физиком я не говорю, например, о квантовой механике или теории относительности (это много где рассказано), а расспрашиваю его, как и почему теорию относительности отвергали в СССР, — а потом мы переходим к философскому обсуждению концепта.

Сейчас каждый выпуск скачивает около 7 тысяч человек. В месяц — примерно 40 тысяч. Живее всего воспринимаются, судя по всему, околобиологические и околомедицинские темы. По крайней мере — лучше, чем наукометрические. Хотя я все-таки счастливчик, потому что могу позволить себе не обращать на это внимание: большее значение имеет то, нравится ли выпуск моей целевой аудитории.

Около 150 наших слушателей поддерживают нас деньгами на «Патреоне». Мне кажется, это [отражает] общее изменение в мировоззрении людей — сейчас россияне охотнее платят за контент, который раньше потребляли бесплатно. Особенно если это независимый производитель, а не большое СМИ или корпорация.

Александр Головин. Фото: «Две дорожки»

В России сейчас делают мало подкастов про науку, особенно регулярных. Мне нравились подкасты [Science Bar Hopping от] «Бумаги», но они немного заглохли. Есть подкаст от Beardy Cast под названием «Теория большой бороды», который ведет ветеран жанра Антон Поздняков. Но другие подкасты выделить не могу. В основном я слушаю зарубежные проекты. Самый классный, который советую всем, — Radiolab, прелесть которого в том, что он не совсем про науку, — [скорее] про глубокие журналистские истории: иногда про устройство корней деревьев, а иногда — про опиоидный кризис США.

Как Головин стал зарабатывать на подкасте и как планирует развивать проект

— В конца августа — начале сентября 2019 года мы открыли собственную подкаст-студию «Две дорожки» и записываемся в новом месте. Мы нашли помещение, поставили оборудование.

Можно сказать, что я достиг своих изначальных целей. Потому что цели были не очень громоздкими: я хотел зарабатывать на подкасте — и у меня получилось. Больше года это моя единственная работа, и я как-то выживаю.

Монетизация подкаста устроена просто. Основной путь — краудфандинг, то есть деньги переводят слушатели, некоторые из которых готовы поддерживать нас 3–5 долларами ежемесячно (в месяц проекту переводят 585 долларов — прим. «Бумаги»). Побочный путь — реклама, которая у нас появляется в некоторых выпусках.

Из расходов — траты на хостинг, плата художнице за обложки для выпусков, покупка оборудования. Вместе с арендой и амортизацией получается около 25 тысяч рублей в месяц.

Я не знаю, когда проект закончится, еще год он точно просуществует. Но уже нарастает внутреннее ощущение, что нужно двигаться дальше и делать что-то еще. Наверное, следующим моим проектом тоже станет подкаст, но чуть сложнее в производстве: возможно, с нарративом, репортажами и командой.

Я верю в будущее подкастов, но не уверен, что они будут так же популярны, как в Америке. Думаю, подкасты займут определенную нишу и у них будет постоянная база фанатов.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь на «Бумагу» там, где вам удобно
Все тексты
QR-коды в Петербурге
«Фонтанка»: в Петербурге готовится масштабный ночной рейд по заведениям, объявившим бойкот QR-кодам
«Нам желали гореть в аду». Как петербургский бизнес общается с противниками QR-кодов
Отменят ли в Петербурге QR-коды? Изучаем «за» и «против» смягчения ограничений
Власти Петербурга обсудят отмену QR-кодов в общественных местах, пишет «Фонтанка». Обновлено
В Петербурге — первые наказания заведений за непроверку QR-кодов
Главное об «омикроне» в городе
СПбГУ переводит студентов на дистанционное обучение
После ночного рейда в Петербурге закрыли 20 заведений, объявивших бойкот QR-кодам
В Петербурге за сутки выявили более 8 тысяч новых случаев COVID-19. Это новый максимум
Власти Петербурга рекомендовали горожанам не пользоваться общественным транспортом из-за COVID-19
Комздрав Петербурга — об отмене плановой медпомощи, QR-кодах и госпитализациях с «омикроном»
Арт-объект в виде какашки на Марсовом поле
Петербургский художник Виктор Забуга заявил, что на открытие его выставки пришла полиция
Автора арт-объекта в форме фекалий отпустили из полиции под обязательство о явке
Против автора пятиметровой «какашки» на Марсовом поле возбудили дело. Что об этом известно
В Петербурге задержали художника, создавшего на Марсовом поле арт-объект в форме какашки, сообщили его знакомые. Обновлено
Это пятиметровая какашка из снега на Марсовом поле. Фото арт-объекта
Уборка снега и льда
В Адмиралтейском районе заметили послания Беглову на сугробах. Утром на улицы вышли десятки дворников
Видели петицию за отставку Беглова? Рассказываем, что о ней нужно знать
Смольный — о плохой уборке снега. Чиновники винят зиму, нехватку дворников, бизнес и автомобили, но обещают всё исправить
Петербурженка предложила бороться с гололедом с помощью кофейного жмыха. Что думают в Смольном?
Владельца бизнес-центра на Литейном оштрафовали на 700 тысяч рублей за падение наледи на девушку
Как всё дорожает
«Коммерсантъ»: российские сотовые операторы поднимут цены на архивные тарифы
Производители сладостей предупредили о повышении цен. Некоторые товары подорожают на 23 %
Uniqlo предупредил о повышении цен на свою продукцию
Цены на ОСАГО могут вырасти на 50 %. Почему?
Цены в Петербурге выросли на 8,7 % за год. Это больше, чем в Москве
Коллеги «Бумаги»
Как петербуржец переехал в деревню и стал популярным сельским видеоблогером
Непрофессиональное заболевание
Как читать новости о ковиде?
Что известно про «Тучков буян»
«Это будет большой полноценный парк». В Смольном опровергли информацию о создании сквера вместо парка «Тучков буян»
Петербургские активисты просят создать парки на участках, которые отвели под строительство Судебного квартала
В Петербурге построят и Судебный квартал, и «Тучков буян», заявил Песков
Парк «Тучков буян» все-таки появится в Петербурге, говорят в Смольном. Не тот, что обещали, — зато с фонтаном
Как застраивалась территория Судебного квартала — «Тучкова буяна» в 2014–2021 годах. Таймлапс
Мусорная реформа в Петербурге
Петербуржцы смогут вернуть деньги за несвоевременный вывоз мусора
«Основная проблема — нехватка транспорта». В Смольном пообещали вскоре разобраться с мусорным коллапсом
В одном из дворов в Купчине — нашествие крыс. Местные жители связывают это с мусорным коллапсом
Мусорный оператор Петербурга заявил, что отходы вовремя вывозят из 96 % баков. Горожане не согласны
На запах от полигона «Северная Самарка», который обещали закрыть власти, пожаловались жители. Росприроднадзор требует его проверить
Научпоп
Представьте, что действие фильма «Не смотрите наверх» происходит в России. Ученый придумал альтернативный сюжет
Как выращивают мясо в пробирке и сколько это стоит? Рассказывает участник фестиваля Science Bar Hopping
В Петербурге любят тушить или жарить? Ученые назвали пищевые привычки жителей города и Ленобласти
Все пишут про «новогодний парад планет». Его можно увидеть из Петербурга?
Как звучит вакцина от COVID-19 и модуль МКС? Послушайте альбом «Звуки науки»
Подкасты «Бумаги»
Как верить новостям, когда вокруг столько фейков? В этом подкасте говорим с фактчекером и создателем ИА «Панорама»
Как мы провели 2021-й? 🎄 В новогоднем подкасте рассказываем про тревоги, научный фестиваль в поезде и эспрессо-квас
Как бороться с преступностью в эпоху киберпанка? В этом подкасте слушайте про хакеров, чипы и ДНК-компьютеры
Ольга Кравцова — об ужасах съемного жилья, дачном строительстве и квартире мечты🏠
Как изучение генов помогает бороться с редкими заболеваниями и создавать вакцины? Слушайте в подкасте
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.