5 ноября 2019

Студент ИТМО ведет подкаст о критическом мышлении «КритМышь» — его слушают тысячи людей. Как он поговорил с полусотней ученых и открыл свою студию

В середине 2018 года магистрант ИТМО Александр Головин запустил подкаст «КритМышь», посвященный критическому мышлению. Вместе с учеными и другими экспертами он обсуждает самые разные темы — от эффекта плацебо и лжеистории до цензуры в интернете и феминизма. «КритМышь» существует в основном за счет краудфандинга. По словам Головина, в среднем каждый выпуск слушает около 7 тысяч человек, а в начале осени он открыл собственную студию подкастов.

Александр рассказал «Бумаге», почему вместо медицины занялся популяризацией науки, как планирует развивать «КритМышь» и удается ли зарабатывать на подкастах.

Как появился подкаст «КритМышь» и что означает его название

— Я заинтересовался наукой в вузе. На последних курсах педиатрической медицинской академии (СПбГПМУ) у меня возник кризис самоопределения: куда идти и что делать. Ужасно осознавать это на шестом курсе, но я понял, что медицина — не мое. Выяснилось, что путь отступления есть: я пошел в аспирантуру в Институт экспериментальной медицины. Правда, оттуда тоже ушел, не дописав диссертацию, так как мне не нравились мои исследования. И тогда подвернулся ИТМО — с его [магистерской] программой по научной коммуникации.

За эти годы я понял, что мне сложно сконцентрироваться в науке на одной теме — становится скучно. Мне хочется каждый раз узнавать новое. Для этого недостаточно одной специализации — легче рассказывать про науку, чем ей заниматься. Еще в Меде я заинтересовался критическим мышлением, скептицизмом и рационализмом и устраивал встречи «Общества скептиков» в Петербурге. Я также выступал на «Кампусе» «Бумаги» в 2017 году (с лекцией «Почему половину научных экспериментов не удается повторить» — прим. «Бумаги»).

В 2018 году я работал в Фонде профилактики рака, но понимал, что хочу делать что-то свое. Выбор пал на подкасты, потому что я предчувствовал, что могу запрыгнуть на отправляющийся поезд тренда. К тому же раньше я занимался подкастами на любительском уровне и у меня были контакты возможных героев со своей аудиторией. В конце концов, я учился в ИТМО, где была студия с кучей дорогого оборудования.

Я захотел сделать что-то вроде подкаста «Скептик», но с новым твистом. Изначально планировал делать интервью с упором на личности героев, применяющих критическое мышление. Но довольно быстро понял, что известных людей, которых интересно слушать, не так много. И я развернул направленность в сторону темы, — а герои стали вторичной историей.

Если обобщать, подкаст посвящен критическому мышлению. Исходя из этого мы (над подкастом также работают Ирина Соина и Катерина Горинская — прим. «Бумаги») и выбрали название. Это просто игра слов: критическое мышление иногда сокращают до «критмыш», мы добавили мягкий знак в конце — получился такой маскот и небольшая загадка в названии.

Первые выпуски — это был май 2018-го — записывались в студии [студенческого СМИ] «Мегабайт». Потом был период, когда я записывался в разных местах вроде антикафе и своего дома, но с качеством звука всё было плохо: приходилось выкручиваться на постобработке. Тем не менее выпуски слушали.

Как отбирают героев подкаста и почему разоблачение мифов уже никому не интересно

— Я пытаюсь продвигать идею, что критическое мышление — это не элитарный навык, его можно в себе развивать. Это навык задавания правильных вопросов в правильное время. Рудиментарно можно сказать, что критическое мышление — это когда спрашиваешь «Почему?», тебе дают ответ, а потом ты спрашиваешь опять: «Почему?» Мне кажется, так можно докопаться до правды в очень многих вопросах.

Героев подкаста мы выбираем по-разному. Иногда идем от гостя: если есть какой-то интересный герой, под него выбираем тему. В других случаях изначально есть задумка, и мы ищем под эту тему героя.

Честно признаюсь, бывали моменты, когда я прогадывал с героями: люди были не слишком хорошо подготовлены или просто понимали не так, как надо. Но самое удивительное — это порой выливается в интересные эпизоды. Потому что мы начинаем дискутировать. Даже если спикер спекулирует и высказывает домыслы, но хочет говорить на эту тему — это нормально. Я стараюсь компенсировать подобные вещи за счет собственной подготовки и упоминаю, что что-то из сказанного может быть не так истолковано в международном научном сообществе. Хотя, конечно, я не могу знать всё — и иногда что-то замечают в комментариях. Мне кажется, люди — в том числе наши слушатели — не должны никому полностью верить на слово. Для этого мы прикрепляем к выпускам ссылки на дополнительную информацию.

Порой бывает, что выпуск становится разоблачением мифов, но мне такой подход не нравится: кажется, он устарел и наскучил людям — ведь почти все мифы уже разоблачили. Но есть разоблачение разоблачений: когда оказывается, что мифы разоблачают неправильно. Например, мы говорили с психологом про Стэнфордский тюремный эксперимент — выяснилось, что он сомнительный (в рамках эксперимента добровольцы играли роли охранников и заключенных в условной тюрьме, в результате у трети «охранников» отметили появление садистских наклонностей, однако позднее методологию и выводы исследования поставили под сомнение — прим. «Бумаги»).

У подкаста нет сценария. Чтобы спикер доступно изложил свои мысли, порой нужны усилия: мы скидываем примерный план беседы, заранее обсуждаем его. Но если человек плохо говорит, помогает наш формат: в отличие от видео, когда исследователь волнуется из-за своего внешнего вида, в подкасте отвлекающих факторов меньше.

Кто слушает «КритМышь» и почему люди готовы платить за выпуски о науке

— Когда подкаст только запускался, я выделил целевую аудиторию. Есть определенный пул людей, которым, как и мне, интересен научно-популярный контент и не чужд философский подход. Но производителей контента, которые популярно говорят на разные темы, мало. Именно поэтому с физиком я не говорю, например, о квантовой механике или теории относительности (это много где рассказано), а расспрашиваю его, как и почему теорию относительности отвергали в СССР, — а потом мы переходим к философскому обсуждению концепта.

Сейчас каждый выпуск скачивает около 7 тысяч человек. В месяц — примерно 40 тысяч. Живее всего воспринимаются, судя по всему, околобиологические и околомедицинские темы. По крайней мере — лучше, чем наукометрические. Хотя я все-таки счастливчик, потому что могу позволить себе не обращать на это внимание: большее значение имеет то, нравится ли выпуск моей целевой аудитории.

Около 150 наших слушателей поддерживают нас деньгами на «Патреоне». Мне кажется, это [отражает] общее изменение в мировоззрении людей — сейчас россияне охотнее платят за контент, который раньше потребляли бесплатно. Особенно если это независимый производитель, а не большое СМИ или корпорация.

Александр Головин. Фото: «Две дорожки»

В России сейчас делают мало подкастов про науку, особенно регулярных. Мне нравились подкасты [Science Bar Hopping от] «Бумаги», но они немного заглохли. Есть подкаст от Beardy Cast под названием «Теория большой бороды», который ведет ветеран жанра Антон Поздняков. Но другие подкасты выделить не могу. В основном я слушаю зарубежные проекты. Самый классный, который советую всем, — Radiolab, прелесть которого в том, что он не совсем про науку, — [скорее] про глубокие журналистские истории: иногда про устройство корней деревьев, а иногда — про опиоидный кризис США.

Как Головин стал зарабатывать на подкасте и как планирует развивать проект

— В конца августа — начале сентября 2019 года мы открыли собственную подкаст-студию «Две дорожки» и записываемся в новом месте. Мы нашли помещение, поставили оборудование.

Можно сказать, что я достиг своих изначальных целей. Потому что цели были не очень громоздкими: я хотел зарабатывать на подкасте — и у меня получилось. Больше года это моя единственная работа, и я как-то выживаю.

Монетизация подкаста устроена просто. Основной путь — краудфандинг, то есть деньги переводят слушатели, некоторые из которых готовы поддерживать нас 3–5 долларами ежемесячно (в месяц проекту переводят 585 долларов — прим. «Бумаги»). Побочный путь — реклама, которая у нас появляется в некоторых выпусках.

Из расходов — траты на хостинг, плата художнице за обложки для выпусков, покупка оборудования. Вместе с арендой и амортизацией получается около 25 тысяч рублей в месяц.

Я не знаю, когда проект закончится, еще год он точно просуществует. Но уже нарастает внутреннее ощущение, что нужно двигаться дальше и делать что-то еще. Наверное, следующим моим проектом тоже станет подкаст, но чуть сложнее в производстве: возможно, с нарративом, репортажами и командой.

Я верю в будущее подкастов, но не уверен, что они будут так же популярны, как в Америке. Думаю, подкасты займут определенную нишу и у них будет постоянная база фанатов.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь на «Бумагу» там, где вам удобно
Все тексты
Четвертая волна коронавируса
Законы о QR-кодах в транспорте могут не успеть принять до Нового года, пишут «Ведомости». Предположительный срок — февраль
Спикер Госдумы открыл в телеграме комментарии под постом о QR-кодах — и получил больше 600 тысяч сообщений. О чем люди писали чаще всего?
Сенатор предположил, что новый штамм коронавируса «омикрон» уже есть в России. Но в Роспотребнадзоре это опровергли
ВОЗ назвала новый штамм коронавируса греческой буквой «омикрон». Мутация признана «вызывающей беспокойство»
Что известно про новый штамм коронавируса B.1.1.529? Насколько он опасен и заражен ли им кто-то в России?
Новый год — 2022
В конце декабря на Конюшенной площади в Петербурге откроется каток ⛸
В центре Петербурга начался монтаж рождественской ярмарки. Уже можно увидеть первых мышей!
«Никольские ряды» начнут новый зимний сезон 1 декабря. Горку для катаний сохранили, вход на территорию будет бесплатным
Откуда привезут новогоднюю ель для Дворцовой и что с деревом будет после праздников? Отвечают власти
Уже планируете Новый год? В Смольном тоже — там рассматривают введение дополнительных запретов 😱
Как меняется Петербург
В саду Дружбы закончились работы по благоустройству. Показываем, как изменилось общественное пространство
Ради строительства Большого Смоленского моста хотят снести восемь исторических домов. Что это за здания?
Смольный может построить велодорожку из Лахты до Смолячкова. На «технико-экономическое обоснование» проекта выделили 11 млн рублей
Новый мост через Неву свяжет два берега Невского и Красногвардейского районов. Что известно о разводной переправе и как она может выглядеть
Как добиться установки урн во дворе, на набережной или в парке? Мундеп из Петербурга составил инструкцию
Вакцинация от коронавируса
В Петербург поступила новая партия вакцины «Спутник V» — более 100 тысяч доз
Что известно про новый штамм коронавируса B.1.1.529? Насколько он опасен и заражен ли им кто-то в России?
В общественном транспорте Петербурга не будут вводить QR-коды. А что насчет такси?
В Ленобласти введут обязательную вакцинацию вслед за Петербургом. Рассказываем, кого она коснется
В России регистрируют вакцину «Спутник М» для подростков. Что про нее известно?
Коллеги «Бумаги»
Обвинительные клоны
Непрофессиональное заболевание
Как читать новости о ковиде?
Научпоп
В России вручили премию «За верность науке». Лучшим научно-просветительским проектом года стал Science Slam 🙌
Мы заполнили два вагона поезда Москва — Петербург молодыми учеными. Что было дальше?
«Мир знаний» — ежегодный фестиваль научного кино. Как он изменился и что покажут в этот раз
Фестиваль научных и исследовательских фильмов «Мир знаний» проведут в Петербурге с 1 по 6 декабря. Тема этого года — космос
Почему у облаков в Петербурге бывают ровные края? Мы узнали у популяризатора астрономии и синоптика. Обновлено
Подкасты «Бумаги»
Как понять, что вы живете в гетто? Слушайте лекцию о том, почему происходит сегрегация в городах
Зимовка в теплой стране — это дорого и сложно? А что с границами? В этом подкасте планируем побег от холодов
Нанохлеб, «графеновики» и 3D-печать домов: в этом подкасте обсуждаем новые материалы и придумываем, что взять с собой в постапокалипсис
Как рождаются планеты и какой космос на вкус? Слушайте лекцию с фестиваля Science Bar Hopping — о роли пыли во Вселенной
Как интернет изменил наше общение? Подкаст про войсы, ошибки в переписке, стикеры и цифровой этикет 👋
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.