В декабре Русский музей открыл новую масштабную выставку — ретроспективу творчества Василия Сурикова. Это 120 произведений художника из разных собраний в необычном оформлении, графика, акварели и мультимедийная инсталляция.
«Бумага» рассказывает, как устроен выставочный проект, чем он отличается от других выставок в корпусе Бенуа и как попасть на Сурикова минуя очередь.
Выставка в корпусе Бенуа — первая за 90 лет масштабная ретроспектива Сурикова. К ее оформлению привлекли сторонних дизайнеров
1 декабря Русский музей открыл в корпусе Бенуа масштабную выставку, посвященную творчеству живописца Василия Сурикова. Экспозицию приурочили к 175-летию художника: Суриков родился в январе 1848 года.
Посетителям выставки показывают более 120 работ художника из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, Красноярского художественного музея имени Сурикова и других коллекций. Например, из московского музея в Петербург привезли крупноформатное полотно «Боярыня Морозова», а из Красноярска — последнее крупное произведение художника, картину «Благовещение», написанную им в 1914 году по мотивам евангельского сюжета.
Кроме того, посетители могут увидеть десятки графических работ художника и другие его картины на религиозные сюжеты — большую их часть не показывали даже на последних монографических выставках Сурикова, которые прошли в Москве и Ленинграде в 1937 году и закончились скандалом с долгим возвращением некоторых картин в Красноярск.
Большое внимание уделили и оформлению, которым занимались сторонние специалисты. «Дизайнеры и архитекторы предложили нам яркие и смелые решения», — отметила гендиректор Русского музея Алла Манилова.
«Впервые в организации выставочного пространства присутствует не только концептуальное, но и дизайнерское решение. Мы размещаем работы Сурикова так, чтобы их можно было рассматривать вне толпы, чтобы можно было погрузиться в их рассмотрение», — пояснил Григорий Голдовский, и. о. заместителя генерального директора музея по научной работе.
Соосновательница проекта Bigcity.art Лиза Зиновьева в разговоре с «Бумагой» выразила мнение, что участие приглашенных специалистов пошло проекту на пользу с точки зрения дизайна и света.
Хотя есть и другие точки зрения — например, в публикации «Фонтанки» отмечается, что «густой красный цвет» зала с религиозными картинами Сурикова не подходит к этим работам. «В кулуарах говорят, что пригласили московского дизайнера, чтобы сделать „как сейчас модно“, и что Василиса Резикова (это имя указано в сопроводительной информации), работая над проектом, ни разу в музее не побывала», — говорится в тексте.
Большую часть залов посвятили масштабным историческим картинам Сурикова, однако на выставке есть и другие экспонаты: акварели, этюды и даже мультимедийная инсталляция
Выставка Сурикова занимает правое от входа крыло первого этажа. На входе зрителям предлагают познакомиться с таймлайном, охватывающим всю жизнь автора. Все значимые для художника даты здесь перекликаются с событиями из художественной и политической истории. Например, рождение Сурикова совпадает с началом работы над картиной Поля Деляроша «Переход Наполеона через Альпы» и европейскими революциями, также известными под названием «Весна народов».
Этот сопроводительный материал занимает одну из стен целиком, а с другой стороны представлены работы художника разных лет: от раннего «Княжьего суда», написанного во время учебы в Академии художеств до большого исторического полотна «Степан Разин», написанного в 1906 году и частично переписанного четыре года спустя.
Большая часть залов выстроена вокруг масштабных полотен художника. Например, в одном из пространств выставлены только картина «Боярыня Морозова» и этюды к ней, выполненные маслом на холсте.
Создатели экспозиции представили публике и другие подготовительные рисунки Сурикова. Например, в зале с масштабным полотном «Покорение Сибири Ермаком» выставили сибирские пейзажи, картины из быта сибирских казаков и портреты родственников художника.
Работу «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» дополнили несколькими портретами работы Сурикова, а «Взятие снежного городка» — акварелями мастера. В числе прочего здесь можно увидеть, например, эскиз «Перехода Суворова через Альпы», выполненный с помощью акварели, туши и графитного карандаша.
Предпоследний зал экспозиции посвящен зарубежным картинам Сурикова — например, акварелям, сделанным в 1910 году во время путешествия во Францию и Испанию совместно с художником Петром Кончаловским. Есть здесь и одна живописная работа — «Сцена из Римского карнавала» 1884 года из собрания Третьяковской галереи.
В последнем зале можно увидеть мультимедийную инсталляцию «Красота вещей» — 10-минутное видео от Русского музея, посвященное некоторым деталям на пяти картинах Сурикова. Здесь же представлена игра — посетители могут принять участие в виртуальном взятии снежного городка.
Новый проект продолжает традицию масштабных ретроспектив в корпусе Бенуа
Выставка в Русском музее — не первая российская экспозиция Василия Сурикова, открытая в этом году. Ранее выставочные проекты, посвященные наследию художника, показали в Красноярске и Новосибирске. На них представили около 40 работ мастера. Петербургский выставочный проект стал самой масштабной ретроспективой Сурикова.
Выставка также продолжила традицию масштабных ретроспектив важнейших российских художников, которые проводят в корпусе Бенуа примерно раз в год. Например, в 2021 году петербуржцам показали порядка 140 работ Ивана Шишкина, а в 2022-м — свыше 200 произведений Михаила Врубеля.
Практически все подобные экспозиции становятся хитовыми — например, в 2021 году выставка Врубеля стала одной из самых посещаемых в городе. А в 2017 году масштабная ретроспектива Ивана Айвазовского оказалась самой посещаемой выставкой Русского музея за всю историю: тогда время ожидания в очереди на вход в музей достигало трех часов.
Некоторые посетители считают, что корпус Бенуа не подходит для больших выставок. Но в музей уже выстраиваются очереди
Некоторые пользователи в социальных сетях музея выразили сомнение в том, что корпус Бенуа подходит для экспозиции масштабных полотен Сурикова. «Для масштабной выставки нужно большее помещение», — пишет один из подписчиков.
С этой точкой зрения согласна и соосновательница проекта Bigcity.art Лиза Зиновьева, рассказала она «Бумаге».
— Мне кажется, корпус Бенуа не очень подходит для масштабных и как следствие популярных выставок. В нем не хватает простора, у зрителя нет возможности сделать несколько шагов назад, чтобы увидеть крупные полотна целиком и полностью.
Плюс корпусу Бенуа сложно вмещать в себе большое количество зрителей, особенно когда задействована не вся круговая анфилада, а половина. То есть вход и выход в одном месте, и потоки посетителей смешиваются. Например, на Врубеле популярность выставки, жаркая погода, проблемы с кондиционером и плохо продуманное движение потоков зрителей доводило людей до обмороков.
По мнению Зиновьевой, успешность масштабных выставок зависит не только от самих экспонатов, но и от других факторов: например, важны хорошо выставленный свет и «адекватное количество билетов в продаже».
На выставку Сурикова уже выстраиваются очереди — днем 4 декабря у входа в корпус Бенуа стояли десятки человек, рассказывают читатели «Бумаги». Посетители в социальных сетях подтверждают, что в выходные на вход в корпус Бенуа были большие очереди. А в инстаграме можно найти снимки, на которых очередь перед входом в музей доходит едва ли не до Невского проспекта.
Представители музея рекомендуют посетителям заранее планировать свой визит — и приобретать электронные билеты на сайте. «Тогда вы гарантированно попадете на выставку в свой сеанс», — отмечают они.
Что еще почитать:
- Как выглядели петербургские дачи до революции и как они изменились сейчас? Показываем архивные снимки с новой выставки в «Росфото».