Последние месяцы российской киножизни окрашены скандалами вокруг крупнейших городских фестивалей: Сергей Лозница отказывается показывать свою работу на петербургском «Послании к человеку» из-за политики России в отношении Украины, московские фестивали «Артдокфест» и «2morrow / завтра» полностью лишились государственного финансирования. Все это — на фоне ужесточения условий проката и лицензирования и усугубляющейся самоцензуры на местах.
Как международные фестивали формируют свои программы для петербургской публики, в чем заключается консерватизм местных зрителей и почему краудфандинг — это выход — рассказывают представители международных проектов Future Shorts и Beat Weekend, которые в скором времени пройдут в Петербурге.
Кадр из фильма «20 000 дней на Земле»
После того как вокруг лишившихся госфинансирования «Артдокфеста» и «2morrow / завтра» улеглась шумиха, фестивали начали искать средства на продолжение существования. В конце августа «Артдокфест» принял решение запустить программу краудфандинга, чтобы запланированный на декабрь фестиваль все же состоялся. Пока смотру удалось собрать почти 125 тысяч рублей из заявленного миллиона. Этому же примеру последовал и «2morrow». Его крауд-кампания оказалось успешнее: с 8 сентября фестиваль собрал более 1,2 миллиона, хотя претендовал изначально на 650 тысяч. Максим Кузьмин, продюсер Utopia Pictures, представителей Future Shorts в России, считает, что в современной ситуации культурным институциям рассчитывать на финансовую поддержку со стороны государства не стоит.
Фестиваль Future Shorts в России — явление уникальное: по своей масштабности он сравним с успешно идущими в прокате независимыми американскими и европейскими фильмами. По словам Кузьмина, программа очень прибыльная, фестивалю не приходится жаловаться на недостаток внимания со стороны публики. Future Shorts показывают в России, как и в других странах мира, подборку лучшего короткометражного кино: победителей Берлинале и Канн, фестивалей в Локарно, Торонто, лауреатов Американской киноакадемии и так далее, то есть это фестиваль-ретранслятор.
Кадр из фильма «Аманда *** Палмер без гроша»
Немного по другому пути идет также популярный в Петербурге смотр Beat Weekend — международный фестиваль нового документального кино о музыке и современной культуре. Его задача, как рассказывает управляющий директор компании Beat Films Алена Бочарова, состоит в «выравнивании культурного ландшафта по стране». Программа каждого Beat Film Festival и Beat Weekend — это, прежде всего, кураторское высказывание — о современности, молодости и музыке, синхронизированное с повесткой, а также, как говорит Бочарова, возможность для молодых людей «из городов с населением и в миллион человек, и в 300 тысяч увидеть фильмы о тех героях, чью музыку они, условно говоря, слушают „ВКонтакте“, и не надеются увидеть живьем».
Недавно Beat Films занялся прокатом полнометражного отечественного кино: в этом году они выпускают фильм о группе «Аукцыон» «Еще» (уже в прокате) и картину о раннем периоде творчества «Гражданской обороны» «Здорово и вечно» (выйдет в ноябре). «Для нас это прежде всего возможность сдвинуть ситуацию на условном кинорынке, показать, что документальное кино способно конкурировать за внимание зрителя по всей стране», — считает Бочарова.
В отличие от Future Shorts, Beat Weekend сотрудничает с государством.
Но несмотря на работу с властями, Beat Weekend не сталкивался с цензурированием: «Кинотеатры уже на этапе московского фестиваля с трепетом следят за программой и уже в апреле-мае пишут нам письма о том, что с нетерпением ждут, что же мы выберем для городов. Мы в этом смысле счастливчики», — говорят в Beat Films. Future Shorts, однако, с контролем над программой сталкивались.
Кадр из фильма «Когда Бьорк встретила Аттенборо»
Оба фестиваля в Петербурге работают с крупнейшими городскими площадками — Домом кино и «Авророй». «Я не знаю, с чем это связано, — привычкой или какими-то консервативными предпочтениями аудитории, но, как показывает практика, в Петербурге как десять лет назад были три самых мощных кинотеатра — Дом кино, «Родина» и «Аврора», — так они и есть, — рассказывает Кузьмин. — И сколько ты не экспериментируй ни с пространством мультиплексов, ни с другими кинотеатрами, у которых есть претензии на интеллектуальность, все равно они даже на десятую часть процента не могут конкурировать с этими площадками».
Между тем один из этих «мощных кинотеатров» полгода назад запятнал свою репутацию скандалом вокруг отмены проката фильма — в феврале «Родина» без объяснения причин отказалась показывать у себя в зале фильм Сергея Тарамаева и Любови Львовой «Зимний путь», историю взаимоотношений студента консерватории и бездомного хулигана.
Кадр из фильма «Еще»
Какими бы ни были отношения между фестивалями, городской администрацией и кинотеатрами, зрители с инициативой посещают показы обоих фестивалей. Аудиторию не смущает даже стоимость билетов — например, сеансы программы Future Shorts в Доме кино дороже билетов на обычные показы. Ориентируясь на публику, фестиваль сделал программы Stars in Shorts и Oscar Shorts, которые, как говорят организаторы, оказались популярнее, чем традиционные сборки из фестивального кино. «Мы стоим трезво на ногах, умеем прогнозировать аудиторию и понимаем», — уверен Максим Кузьмин.
За счет внимания к аудиторному запросу и Beat Weekend удается расширяться — в этом году в петербургскую программу вошло уже семь фильмов, а география фестиваля в России стремительно растет. И хотя организаторы признаются, что перенести программу московского Beat Film Festival в регионы невозможно, для нестоличной аудитории они все равно стараются привозить максимально обширную подборку.