В инстаграме петербургского книжного магазина «Подписные издания» более 43 тысяч подписчиков. Сотрудники снимают фото и видео по мотивам книг, создают ролики в стиле телемагазина 90-х и записывают юмористические скетчи. У «Подписных» также есть бойз-бенд «Свайп вверх» — его участники читают детские стихи под биты популярных исполнителей.
«Бумага» рассказывает, как сотрудники «Подписных изданий» ведут инстаграм магазина, зачем разыгрывают сценки с Владимиром Сорокиным и Джоан Роулинг и как придумали «Литературное караоке».
Книжный магазин «Подписные издания», работающий в Петербурге с 1926 года, развивает свой инстаграм больше пяти лет. Им занимаются сами сотрудники: чаще всего — Дарья Чилякова, Кристина Соколова и Ангелина Богатина. Изначально они писали в инстаграме про понравившиеся книги.
«В основном мы просто снимали книги в своем стиле, с шутками. У нас всегда было много свободы, но сейчас больше ответственности. Сейчас аудитория больше — от нас ждут большего, и мы стараемся не подводить», — говорит Чилякова.
Вот одна из первых публикаций в инстаграме «Подписных изданий».
Сотрудники магазина в шутку переделывали названия книг. Например, имя писателя Антуана де Сент-Экзюпери превращалось на обложке в 50 Сent, а «Чума» Камю — в «чумачечую весну». Сейчас авторы инстаграма считают эти посты «достаточно грубыми».
В 2013 году сотрудники «Подписных изданий» начали сниматься в видео, которые промоутируют книги.
А позже стали фотографироваться в тематических нарядах. Вот подруга сотрудников магазина Наталья в образе волшебницы из «Гарри Поттера».
Работники «Подписных» снимали видео не только про книги. Вот, например, шуточный прогноз погоды.
Как рассказывает Дарья Чилякова, часть шуток придумывалась вместе с совладельцем «Подписных изданий» Михаилом Ивановым. По ее словам, все сотрудники занимались инстаграмом по собственному желанию, иногда задерживаясь после работы.
Постепенно инстаграм книжного магазина набирал аудиторию.
— Большой прирост произошел за последние полгода-год. Во многом сыграло то, что мы наконец-то решили повесить в зале табличку с аккаунтом инстаграма. Изначально наш аккаунт был не только инструментом продвижения, а, в том числе,отражением общей атмосферы в «Подписных изданиях», в нем было и есть много личного — мы создавали и создаем тот контент, который очень нравится нам самим.
В последние годы сотрудники «Подписных» всё чаще специально подбирают образы для фото в инстаграме. Например, вот сотрудница Анна в роли девушки с жемчужной сережкой художника Яна Вермеера.
А вот Арсений в образе Егора Летова.
«Все вещи с фотографий — это то, что мы находим в магазине (последнее время шутим, что нам нужна костюмерная) или личные вещи сотрудников», — рассказывает Кристина Соколова.
Для создания некоторых постов сотрудники собираются вместе и ставят сценки, обыгрывающие названия или сюжеты книг.
На некоторые посты уходит по несколько часов — много времени занимает создание образа и сама съемка. Вот, например, девушка в свадебном платье лежит в воде с книгой о Ларсе фон Триере. Фотография сделана с отсылкой к постеру фильма Триера «Меланхолия».
В основном фотографии делают в самом магазине, но иногда сотрудники выходят на улицу. Например, на этой фотографии девушка лежит в полиэтилене на асфальте парковки рядом с книжным.
Вот как выглядела эта съемка с камеры видеонаблюдения. Как рассказывают в «Подписных», увидевшие это сотрудники сначала даже испугались.
По словам Арины Громыко, иногда она просит сотрудников ставить в соцсети анонсы встреч и других важных для магазина мероприятий. При этом стиль постов они всегда придумывают сами.
Вот, например, анонс встречи с критиком Антоном Долиным в стиле агента 007.
С 2018 года в инстаграме «Подписных изданий» стали появляться постоянные рубрики. Например, с фотографиями собак, которых хозяева приводят в книжный. Сейчас их публикуют в основном в сторис, но было и несколько отдельных постов.
Еще в «Подписных» есть рубрика «Литературное караоке», в которой сотрудники подбирают книги под слова песен. Ее тоже публикуют в сторис. Вот пять интересных видео, которые «Бумага» собрала в одно.
А в рубрике «Магазин на диване» создают комедийные скетчи в стиле одноименного телеформата 1990-х годов. Как рассказывают сотрудники, именно эта рубрика отнимает больше всего времени из-за долгого монтажа. Там, например, «рекламируют» катану в качестве держателя для книг и сборник «Hipster Baby Names» для выбора имени ребенку (предлагают назвать сына Роксоланом).
Одними из самых популярных материалов стали видео пародийного бойз-бенда «Свайп вверх», в котором состоят два сотрудника магазина — Дмитрий Николюк и Павел Альбрехт. Как рассказывает Дарья Чилякова, которая называет себя продюсером группы, история началась с появления в магазине сборника стихов «Детская книга» Андрея Лысикова (Дельфина). «Мы выбрали двух свободных красавцев и попросили их зачитать эти стихи Дельфина под мрачную музыку Дельфина — нам понравилось. И мы продолжили», — рассказывает Чилякова.
В итоге Дмитрий и Павел, которые занимаются закупками и сувенирами, стали приходить на работу пораньше ради создания видео. Пока в магазине не было покупателей, они читали детские стихи под современную музыку. Например, «Рыбку Унываку» под бит «Грибов» и «Ламу красную пижаму» под 50 Cent.
Вокруг «Свайп вверх» выстроили целую мифологию. Например, в постах стала фигурировать шуточная газета «Изнанка страсти», репортер которой якобы освещает жизнь звезд (то есть солистов «Свайп вверх»).
А потом в «Подписных» появилось и свое телевизионное музыкальное шоу «Логос». В нем писатели Владимир Сорокин, Джоан Роулинг и Донна Тартт (на самом деле — люди в их масках) оценивают выступление группы. В итоге они даже танцуют с музыкантами!
Дмитрий рассказывает, что их с Павлом несколько раз узнавали на улице как солистов «Свайп вверх». Чаще всего — в булочных. Некоторые посетители специально приходили в книжный, чтобы Дмитрий и Павел подписали им открытки.
Пиар-менеджер «Подписных» Арина Громыко рассказывает, что проект стал популярен и в книжной сфере: «Я часто общаюсь с коллегами из разных издательств, и многие из них спрашивают про „Свайп вверх“, так что теперь это наш микробренд».
Громыко отмечает, что сейчас инстаграм стал важным фактором в формировании бренда «Подписных изданий». «Многие люди, в том числе те, кто приезжает в Петербург, сначала на нас подписываются, потом идут смотреть магазин. К тому же, в соцсетях некоторых издательств появляются наши фотографии», — говорит она.