8 сентября 2015

Глава компании «Билайн» — об эксцентричном продвижении и бренде руководителя

Михаил Слободин пришел в телекоммуникационный бизнес из нефтяной компании ТНК-BP, до этого он работал в сфере металлургии.
Сменив отрасль, топ-менеджер сменил и тактику руководства. О принципах управления Слободин постоянно рассказывает в своем блоге, отвечает на претензии клиентов в твиттере, дарит женщинам цветы на 8 марта от лица «Билайна». Зачем руководителю его уровня такой пиар — рассказывает глава компании «ВымпелКом».
— Как вам пришлось перестроиться, когда вы пришли в телеком после сырьевой отрасли?
— Компания не очень хорошо относилась к клиентам, теряла долю рынка, теряла клиентскую базу. Надо было достаточно серьезно меняться. Изменения — это не просто совещания. Нужно спускаться с небес на землю и личным примером демонстрировать, что нужно менять.
— Какая работа над собой потребовалась лично от вас?
— Я специально не работал над собой. Когда работаешь в пятой по счету индустрии, опыт позволяет адаптироваться под любую культуру управления. Все происходит на интуитивном уровне. Я не медитировал, ничем подобным не занимался. Ты просто чувствуешь, какая модель здесь и сейчас более эффективна и поступаешь соответственно.
— Вы лично девушкам на улицах Петербурга дарили цветы на 8 марта, например, ведете блог. Все это чистое продвижение или вы искренне этим занимаетесь?
— Абсолютно, я ничего специально не придумываю.
— Завести блог — ваша идея или команда подсказала?
— Когда я пришел, сразу объяснил ребятам, что мы начинаем разворачиваться лицом к клиенту. Очень важно было дать людям понять, что мы меняемся. И не только клиентам: рынок должен был получать информацию о нас не из пресс-релизов, а вот таким способом.
Пиар к тому моменту уже понял, что я готов на все, мы рассматривали все интересные идеи без ограничений. Мне предложили начать вести блог. Мы не можем ограничиваться полумерами, поэтому если уж начали, то начали по полной. Когда втягиваешься, постепенно осознаешь масштаб работы, количество вопросов, которые надо решить, трудности свои появляются.
— О каких трудностях идет речь?
— Во-первых, надо тратить достаточно приличное количество времени: все тексты я пишу сам и всегда делаю это в нерабочее время. Во-вторых, надо реагировать на то, что пишут люди. На тебя поначалу вываливается огромная куча негатива, к которому ты не имеешь отношения. Когда мы начали, клиенты вспомнили все, что накопилось за пять лет. Притом что я на тот момент в «Билайне» проработал два с половиной месяца. Люди все персонализируют, но это даже хорошо, мы всем дали высказаться.
— На ваш взгляд, насколько сильно компания должна отождествляться с личностью руководителя?
— Это выбор руководителя. Ричард Брэнсон и Virgin глубоко взаимосвязаны, Стив Джобс и Apple были синонимами.
— Это все основатели компаний, возможно ли такое с наемным топ-менеджером?
— Что касается меня, то я не просто стараюсь вкладываться — я вкладываюсь. В этом смысле ты не можешь себя отделить от своей работы и от позиции, которую ты занимаешь. Люди не любят делать бизнес с организациями, люди любят работать с людьми. «Очеловечивание» компании, когда от лица телеком-оператора говорит живой человек, безусловно, на пользу бренду.
— У вас репутация управленца, который может работать в любой индустрии. Получается, что вы приходите в новую компанию и должны ее тут же полюбить? Что нужно сделать, чтобы сразу начать вкладываться, как вы говорите?
— Все работает по принципу: «Я его слепила из того, что было, а потом что было, то и полюбила». Я стараюсь прийти в бизнес и реально менять его к лучшему. Фактически я люблю скорее тот образ, который мне бы хотелось создать, то, как компания должна выглядеть в моем представлении. И не буду заниматься тем, что не люблю. Когда я принимаю решение о том, куда идти и чем заниматься, то исхожу из задач, которые нужно решать, а не из количества денег, которые мне предложат.
— Вы не боитесь прослыть эксцентриком от индустрии?
— Мне по барабану. У нас не индустриальный пиар и не индустриальные коммуникации, мы работаем с массовой аудиторией — с миллионами абонентов, поэтому нужно соответствовать яркому образу бренда. Но когда мы садимся за стол переговоров, все сразу и хорошо понимают, что по бизнесу у нас позиция очень четкая, жесткая и последовательная.
— Какую грань руководитель вашего уровня перейти уже не может?
— Просто врать не стоит, это единственное реальное правило. Лучше не говорить правду, если ты не можешь ее сказать, но врать нельзя. В этом мире уже так многое стало прозрачным, что вранье довольно быстро становится очевидным. Ты просто теряешь доверие. Кстати, ведение блога заставляет задуматься об этом. Когда ты публичен, находишься в постоянном общении, люди бьют в конкретные точки, ставят вопросы. Если ты начинаешь придумывать, картинка довольно быстро рассыпается.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.