Накануне Дня театра обозреватели «Бумаги» Дарья Голубева и Дарья Леонтьева сформировали список самых известных режиссёров обеих столиц, о которых непременно следует знать.
Пётр Фоменко
Московская «Мастерская Петра Фоменко» — модель театра-дома по принципу мастер — ученики. Фоменко создал свою собственную систему. Для его режиссёрской манеры характерны ирония, щедрость фантазийного мышления, создание композиции по музыкальному принципу. В частности, одним из наиболее известных спектаклей театра стала постановка «Три сестры» с тонким музыкальным лейтмотивом, простроенная, как трехчастная соната. Также «Мастерскую Фоменко» можно причислить к театру литературному, так как и художественный руководитель, и приглашённые режиссёры работают по принципу сохранения первоначальной атмосферы произведения.
Творческий путь: В 1961 году Пётр Фоменко окончил режиссёрский факультет ГИТИСа. В 60-ые и 70-ые годы работал в театрах Москвы и Петербурга, создал неповторимые телеспектакли. Эстетика спектаклей Петра Фоменко с трудом вписывалась в формат «большого» искусства советского театра, поэтому два его спектакля «Смерть Тарелкина» в театре имени Владимира Маяковского (1966) и «Мистерия – Буфф» в театре имени Ленсовета (1969) были вскоре после премьеры закрыты. В 1981 году Пётр Фоменко стал преподавателем, а позднее и профессором РАТИ, где начался его путь театрального педагога. В 1993 году курс Петра Фоменко (набор 1988 года) официально получает статус театра во главе со своим мастером. Всего Пётр Фоменко поставил в театрах России, Грузии, Польши, Австрии и Франции более 60 спектаклей.
Анатолий Васильев
Помимо собственного театра, «Школы драматического искусства», Анатолий Васильев также создал свою театральную систему, по заветам которой даже в отсутствие Мастера продолжает жить «Школа», разделённая на несколько лабораторий. В частности, режиссёр Владимир Берзин, активно работающий с драматургией Клима, считает себя прямым последователем Васильева. Два основных принципа работы Берзина: действие принадлежит актёру и, находясь в действии, актёр становится персоной. Наиболее интересна лаборатория Дмитрия Крымова. Он занимается одновременным обучением актёров, режиссёров и художников, создавая из актёров художников и наоборот. В результате зритель видит чуть ли не идеальную модель синтетического театра.
Творчески путь: Анатолий Васильев в 1973 году окончил режиссёрский факультет ГИТИСа. Первые годы после выпуска ставил на сцене МХАТа, потом в театре имени К.С. Станиславского, на малой сцене театра на Таганке. В 80-ые начал преподавать во ВГИКе, на Высших режиссёрских курсах, и в ГИТИСе. В 1986 году в Москве появился театр «Школа драматического искусства». В 2007 году Анатолий Васильев оставил пост художественного руководителя этого театра и покинул Россию. В конце прошлого года в прессе появились сообщения, что этой весной Анатолий Васильев будет заниматься в Москве проектом «Педагогика для педагогов».
Лев Додин
Лев Додин – художественный руководитель Малого драматического театра. Принято считать, что МДТ – театр глубокого натурализма, но, тем не менее, это не вполне так. Режиссёрский метод выкристаллизовался из нескольких театральных моделей: помимо натуралистической, режиссёр работал и с игровым, и с метафорическим театром. Но по сути своей модель театра Додина сводится к пониманию искусства как сотворчества и поискам художественной правды во всех областях жизни.
Творческий путь: Лев Додин занимался в Театре Юношеского Творчества, а после школы поступил в Ленинградский театральный институт на курс Бориса Зона. Его режиссёрским дебютом в 1966 году стал телеспектакль «Первая любовь» по повести Тургенева. После этог
о были десятки спектаклей, поставленных в Москве, Петербурге, за рубежом. «Театральный роман» Льва Додина с МДТ начался в 1975 году с постановки «Разбойника» Карела Чапека и продолжился назначением режиссёра на должность художественного руководителя в 1983 году. С этого момента Лев Додин является бессменным главой МДТ. В 2000 году Лев Додин первым из российских режиссёров получил престижную Европейскую театральную премию.
Сергей Женовач
«Студия Театрального Искусства» Женовача — единственный театр, который можно признать истинно и действительно литературным. Большинство спектаклей поставлено по прозаическим произведениям. Сергей Женовач — ученик Петра Фоменко — следует заветам мастера и, в принципе, работает в той же системе координат. Женовач держится идеи сотворчества, общего сочинения с актёрами, направленного на свободный поток творческой фантазии, а сам режиссёр — лидер, соединяющий разрозненные эпизоды в единую и цельную композицию.
Творческий путь: В 1983 году Сергей Женовач прихал в Москву и поступил на режиссёрский курс Петра Фоменко. После выпуска начал преподавать, а в 2004 году возглавил кафедру режиссуры в РАТИ. Женовач ставил спектакли в театре на Малой Бронн
ой, в «Мастерской Петра Фоменко», в Малом театре, МХТ имени Чехова. В 2005 году в Москве появилась «Студия Театрального Искусства», которую возглавил Сергей Женовач, а основу труппы составили выпускники его мастерской в ГИТИСе. Годом раньше со своими учениками он создал спектакль «Мальчики» по 9 главам романа «Братья Карамазовы», который высоко оценила и театральная критика, и московская публика.
Валерий Фокин
Валерий Фокин стремится к «реставрации» системы Всеволода Мейерхольда. Помимо этого режиссёр в течение нескольких лет создаёт сценическую трилогию о Петербурге на основе творчества Гоголя и Достоевского, в которую вошли «Двойник», «Ваш Гоголь» и «Литургия Zero» на сцене Александринского театра. Премьера последнего спектакля трилогии назначена на середину мая.
Творческий путь: После окончания Театрального училища имени Щукина Валерий Фокин 15 лет ставил в театре «Современник». В 1985 году стал художественным руководителем Театра имени Ермоловой. В 1991 году в Москве был создан Центр имени Мейерхольда (ЦИМ), президентом которого сейчас является Валерий
Фокин. В 2003 году режиссёр был назначен художественным руководителем Александринского театра. Первой его постановкой на сцене петербургского императорского театра стал «Ревизор». В разные годы Валерий Фокин ставил спектакли в США, Польше, Венгрии, Германии, Швейцарии, Японии и Франции.
Андрей Могучий
Андрей Могучий — единственный на данный момент российский режиссёр, следующий эстетике постмодернизма. Могучий занимается синтезом театральных форм, не забывая о новейшей драматургии, в попытке разобраться с «болевыми точками» современного театрального процесса. Для целевого поиска внутритеатральных коммуникативных решений режиссёр инициировал ежегодную закрытую «Лабораторию Андрея Могучего», существующую в Петербурге уже два года. Зрители, в основном это представители театральных профессий, допускаются только на финальные показ.
Творческий путь: В 1989 году Андрей Могучий, уже имеющий на тот момент техническое образование
, окончил ЛГУКИ по кафедре режиссуры и актёрского мастерства. В том же году он создал независимую театральную группу Формальный театр, которая стала одним из главных символов петербургского авангарда 90-ых. В Формальном театре, существующем уже без малого четверть века, были созданы такие спектакли-легенды как «Лысая певица», «Петербург» (по роману Андрея Белого), «Школа для дураков», «Между собакой и волком». В 2004 году Андрей Могучий оставил свободное плавание и причалил к берегам Александринского театра, где служит, в качестве штатного режиссёра, и по сей день. На его сцене он поставил знаменитых «Иванов» по Гоголю, «Садоводов», «Изотова» и «Счастье». В 2011 году стал лауреатом Европейской театральной премии «Новая театральная реальность».