2 апреля 2024

Шекспир, Чехов и национальная драматургия. Важные грузинские спектакли — в подборке театральных критиков

Театральные критики Лаша Чхартишвили и Тато Чангелия выбрали 8 грузинских спектаклей. Специально для Paper Kartuli они рассказывают о театральной классике и современных экспериментах на темы власти, войны, любви и насилия.

Ранее мы писали о грузинском кино, книгах и музыке, которыми гордятся в стране и через которые можно лучше понять Грузию и ее жителей.

Лаша Чхартишвили — театровед, критик, главред онлайн-архива грузинского театра www.theatrelife.ge, доктор искусствоведения. В разное время преподавал историю искусств и театра в вузах. Его исследования публикуются в научных журналах и профессиональных периодических изданиях Франции, Польши, России, Казахстана, Украины, Болгарии, Румынии и других стран.

Тато Чангелия — театровед, аспирант Государственного университета театра и кино имени Шота Руставели, блогер, журналист и автор статей об искусстве и культуре. Является соонователем фестиваля современного искусства F5 в Зугдиди. Редактор онлайн-журнала «სიტყვები» («Слова»).

«Метод Гронхольма», Театр Марджанишвили

Фото: Marjanishvili Theatre

«Метод Гронхольма» — смесь интеллектуального триллера и психологического детектива. Это история о сотрудниках международной корпорации, которые борются за должность топ-менеджера, и каждый из них в этой борьбе готов пойти на многое.

«В последние несколько лет ни одна современная пьеса мне не нравилась так сильно, как “Метод Гронхольма” Гальсерана», — говорил о пьесе каталонца Жорди Гальсерана выдающийся грузинский режиссер-постановщик, работавший над спектаклем, Темур Чхеидзе.

Премьера спектакля в театре Марджанишвили прошла в 2013 году, в следующем сезоне постановка получила театральную премию «Дуруджи» за лучшую режиссерскую работу. Спектакль можно увидеть в театре — билеты стоят от 15 до 30 лари. Также постановку можно посмотреть онлайн.

Оригинальный язык спектакля — грузинский.

«Женщины Трои», Театр королевского квартала

Фото: Royal District Theatre

В документальном спектакле режиссер Дата Тавадзе реконструировал каноническую трагедию Еврипида. Через классический текст он рассказал историю грузинских женщин с 90-х годов XX века и до наших дней.

В основе истории тема насилия над женщиной. Премьера постановки Тавадзе, прошла 2013 году на Биеннале сценического искусства в Швеции. В 2016 году «Женщины Трои» Тавадзе был удостоен приза за «Лучшую режиссуру» на Международном фестивале молодых европейских режиссеров Fast Forward в Германии. Спектакль до сих пор в репертуаре театра — за расписанием на сезон можно следить в официальной группе театра в фейсбуке.

Оригинальный язык спектакля — грузинский.

«Ричард III», Театр имени Шота Руставели

Фото: Rustaveli National Theatre

«Ричард III» по Шекспиру в постановке культового Роберта Стуруа — образец политического театра с блестящим актерским составом во главе с Рамазом Чхиквадзе и Кахи Кавсадзе.

Стуруа выпустил спектакль в театре имени Шота Руставели в Тбилиси в 1979 году. В постановке участвовали композитор Гия Канчели и художник Мириан Швелидзе. В 2012 году московский журнал «Театр» назвал «Ричарда III» одним из 10 лучших политических спектаклей мира. Рейтинг составили на основе оценок всемирно известных искусствоведов.

Спектакль о кровавом пути к власти, несмотря на злободневность, в театре уже не идет, но посмотреть видеозаписи на грузинском языке можно здесь и здесь.

Оригинальный язык спектакля — грузинский.

«Чайка», Новый театр имени Абашидзе

Фото: Vaso Abashidze State New Theatre

На сцене Нового театра имени Абашидзе с 2022 года можно увидеть новое прочтение русской классики — «Чайки» Антона Чехова — в постановке Давида Доиашвили.

Режиссер выдвигает на первый план конфликт поколений, экзистенциальный кризис, эдипов комплекс и насилие над женщинами. Синтез современных технологий (киносъемка, экраны) и классического театрального искусства придает чеховскому тексту новое звучание.

Доиашвили эпатирует публику: местные критики до сих пор не переварили поцелуй матери и сына, Аркадиной и Треплева. Кстати, исполнитель роли Треплева, актер Гивико Бараташвили, получил за эту роль премию «Цинандали».

Следить за расписанием показов можно в официальной группе театра в фейсбуке, билеты от 50 лари.

Оригинальный язык спектакля — грузинский.

«Кваркваре», Потийский театр имени Гуния

Фото: Poti Theatre

Это моноспектакль по пьесе Поликарпе Какабадзе «Кваркваре Тутабери». Премьера прошла на сцене Потийского государственного театра имени Валерьяна Гуния в сентябре 2023 года. Постановщик — молодой режиссер и худрук театра Саба Асламазишвили. В главной роли — популярный актер театра и кино Джано Изория.

Социально-политическая драма рассказывает о человеке, который мечтает стать самым могущественным и войти в историю под именем Бога. Впервые «Кваркваре» поставил Котэ Марджанишвили в 1929 году во втором государственном драматическом театре Кутаиси.

Сейчас постановку старой грузинской пьесы можно увидеть в новом прочтении. Спектакль идет в театре Поти — билеты можно купить от 10 лари.

Театр часто гастролирует в Тбилиси, за анонсами можно следить в официальной группе театра в фейсбуке. Спектакль можно увидеть онлайн по ссылке. Оригинальный язык спектакля — грузинский.

INTRO, Театр движений

Фото: Movement Theatre

Медитативный спектакль в постановке Кахи Бакурадзе представили на сцене столичного Театра движений в 2013 году. Театр движений — одна из относительно молодых площадок в Тбилиси, ему 23 года.

INTRO — это синтез живой музыки (композитор Сандро Николадзе сам играет на нескольких инструментах), танца, цирка, марионеток, пантомимы и современного театра. Есть в постановке и отголоски «эпического» театра Брехта, который использовал эффект очуждения и уделял внимание сценической части.

Зрители видят танцующих на канате балерин, веселых жонглеров и акробатов, танго в трех измерениях — на стене, в воздухе и на сцене. INTRO можно назвать бессюжетным и обращается к чувствам и ассоциациям зрителей.

Спектакль идет в репертуаре театра, билеты от 25 до 50 лари — по ссылке. Постановку также можно посмотреть в записи.

«Чинчрака», Театр имени Шота Руставели

Фото: Rustaveli National Theatre

Спектакль-сказка режиссера Михаила Туманишвили по одноименной пьесе драматурга Георгия Нахуцришвили. В 1963 году спектакль открыл малую сцену тбилисского театра Шота Руставели, удивив публику.

Туманишвили построил свой спектакль на актерской импровизации. Актриса Медея Чахава вспоминала о спектакле: «Иногда спонтанно рождался и новый текст, он тоже входил в спектакль, и автор Нахуцришвили нисколько не возражал».

Изначально задуманный как детский, спектакль метко описал реальность. По сюжету, в мирную жизнь сказочного государства врывается захватчик Бак-Бак Дэв. Правитель гибнет, и злодею противостоят дети государя. Отдельная сюжетная линия пьесы — приключения зверей из сказочного леса. Их не очень интересуют новости государства, они знают только то, о чем по телефону рассказывает сорока. Главная забота зверей — предстоящая олимпиада народной песни.

Туманишвили адаптировал все сюжетные линии пьесы — тяга к власти, господство сильных над слабыми, победа добра над злом, любовь богатой девушки к простому парню, будничная жизнь «зверей» «вне политики». А еще Серго Закариадзе в роли Бак-Бак Дэва выходил на сцену в джинсах. За эту постановку критики сперва обвинили Туманишвили во «вредительстве».

Увидеть спектакль можно в записи. Оригинальный язык спектакля — грузинский.

«Кавказский меловой круг», Театр имени Шота Руставели

Фото: Rustaveli National Theatre

Пьеса Брехта в постановке Роберта Стуруа, как и «Ричард III», принесла режиссеру мировую славу. Премьера прошла в 1975 году, спектакль долгие годы был визитной карточкой Театра Руставели.

Пьесу «Кавказский меловой круг» Брехт написал в 1945 году. В ее основе — сюжет из «Мелового круга» Клабунда (популярный в Берлине 20-х) и библейская притча о суде царя Соломона, который велит разрешить спор двух женщин тем, чтобы разрубить ребенка пополам.

Действие спектакля Стуруа разворачивается в кавказской стране во время Второй мировой войны. Режиссер добавил национального колорита, оживив тем самым героев.

В спектакле с искрометным юмором так же звучит музыка Канчели. В главной роли выступил Рамаз Чхиквадзе.

Спектакль давно снят с репертуара, увидеть его можно только в записи. Оригинальный язык спектакля — грузинский, в записи озвучен на русском языке.

Что еще почитать:

Бумага
Авторы: Бумага
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.