30 июня 2016

Зачем смотреть 300 автопортретов художников в Русском музее и чем новая выставка похожа на ленту Instagram

В корпусе Бенуа открылась выставка «Мое я. Автопортрет в собрании Русского музея». «Бумага» рассказывает, что показывают на масштабной экспозиции кроме известных автопортретов Брюллова и Репина, на какие работы стоит обратить внимание и чем выставка похожа на Instagram.
Справа и слева — портреты Карла Брюллова. Фото: Татьяна Иванова / «Бумага»
В залах корпуса Бенуа расположилось сразу больше 300 работ: живопись, графика и даже несколько скульптур и фотографий. Все они — из собрания музея. Самые старые относятся к XVIII веку, периоду, когда автопортрет зародился как жанр. Например, в первом же зале представлен двойной автопортрет — первый в русском искусстве: около 1729 года художник Андрей Матвеев изобразил себя вместе с супругой. Неподалеку вывешена работа Екатерины Чихачевой — один из первых отечественных автопортретов женщины-художницы.
Сразу напротив входа выставлены два живописных автопортрета Карла Брюллова (один, к слову, был написан специально для флорентийской галереи Уффици). Экспонирование работ одного автора, но выполненных в разное время или в различных техниках, помогает видеть не только развитие жанра во времени, но и процесс переосмысления художниками собственного я.
В начале выставки много автопортретов, созданных крепостными художниками. Некоторым из них удалось получить вольные, кто-то так и умер несвободным. В первом зале вывешен портрет 20-х годов XIX века крепостного Василия Раева, на котором художник иронично изобразил себя в шутовском колпаке. Раеву повезло: свою вольную он в итоге выкупил. За свободу художник отдал 5000 рублей, часть из которых — гонорар за его круговую панораму Петербурга, написанную с башни Адмиралтейства.
Автопортрет Екатерины Чихачевой
Автопортрет Василия Раева
Несмотря на то, что для XVIII века портрет был ключевым жанром, именно автопортретов в то время было написано не много. Массово рисовать самих себя художники начали уже в эпоху романтизма — в начале XIX века. Однако хронология изображений не была главной при составлении экспозиции. Кураторы говорят, что проект посвящен не истории искусств, смене романтизма реализмом и так далее, а эволюции жанра.
Среди автопортретов второй половины XIX века примечательна работа Егора Белякова, художника-инвалида, с детства лишенного рук. Так он и изобразил себя на полотне: как сидит на темном фоне перед мольбертом и культями держит кисть.
Есть на выставке и автопортреты знаменитостей: например, Алексея Венецианова, Карла Брюллова, Ивана Репина, Бориса Кустодиева. Но большинство представляет неизвестные широкой публике имена, не говоря уже о лицах. Многие СМИ подхватили намек музея на то, что автопортрет нашего времени — это снимок на фронтальную камеру смартфона, и обозвали выставку чуть ли не галереей «протоселфи». Экспозиция даже напоминает ленту рекомендаций инстаграма: бесконечный поток незнакомых мужских и женских лиц, на которые, вообще-то, непонятно, зачем и смотреть.
Однако в то же время выставленные в корпусе Бенуа автопортреты позволяют и познакомиться со стилем автора, и увидеть, кем он был. Кураторы проекта предусмотрительно снабдили каждую работу этикеткой, на которой помимо традиционных имени, года и техники расписаны факты жизни и творчества того или иного художника (увы, с многочисленными опечатками). Тексты, надо сказать, написаны довольно увлекательно и облегчают тяготы просмотра всё же непростой выставки: например, там замечается, как художник полысел и обрюзг со времен предыдущего автопортрета.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Свободу Саше Скочиленко
Саше Скочиленко, арестованной по делу о «фейках» про российскую армию, срочно нужно обследование сердца
«На прошлой неделе Саше принесли чай с тараканом». Адвокат Саши Скочиленко — об ухудшении ее здоровья и об условиях в СИЗО
«Боль в животе, тошнота, рвота, диарея — каждый день». Последнее слово Саши Скочиленко из суда, где отклонили жалобу на ее заключение в СИЗО
«Я сяду и, скорее всего, умру в колонии за свободу слова». Главное из интервью Саши Скочиленко «Север.Реалиям»
«Нас вроде и меньшинство, но адекватные мы». Курьер, психолог и бариста с антивоенной позицией — о своем будущем в России
Военные действия России в Украине
В Крыму произошло несколько взрывов. Один человек погиб, среди пострадавших — ребенок
Компания-застройщик в Петербурге отказалась от названия «Миръ». Это слово «приобрело дополнительные значения»
Что известно о «референдумах» на оккупированных украинских территориях: в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях
«Верстка» рассказала подробности о вербовке российских заключенных для боев в Украине. Главное
«Лучше бы ты был живой». Мать солдата из Ленобласти, который погиб через три дня после начала войны, дала интервью
Экономический кризис — 2022
Как в Петербурге показывают голливудские новинки, если студии ушли из России? Откуда у кинотеатров копии «Тора» и «Миньонов»? Разбор «Бумаги»
Психотерапевт, образование, рестораны — на чем еще экономят читатели «Бумаги»? Результаты исследования
«Никаким мудилам не дам помешать моим планам». Как и зачем петербуржцы открывают бизнес после начала войны
Финальная распродажа H&M в России начнется 1 августа
«Жестокие преступления — результаты жестокой политики». Большое интервью Якова Гилинского — он полвека изучает криминальное поведение россиян
Давление на свободу слова
В Петербурге отменили лекцию популяризатора науки Аси Казанцевой, которая выступает против войны в Украине. Обновлено
В Петербурге заблокировали группы о яой-манге — из-за отсутствия пометки «18+» и проверки на возраст
«Медуза» рассказала, какие методички по освещению войны получили пропагандистские СМИ от Кремля
Как наказывают за протест в России-2022? Объясняем, что вам грозит за пост, общение в чате, пикет или стрит-арт
«Мы», обесценивание и высмеивание — как пропаганда влияет на язык и эмоции? Отвечает социолингвист
Хорошие новости
«Скучно стало, и поехал спонтанно». Житель Мурина второй месяц едет на самокате из Петербурга во Владивосток
Памятник конке на Васильевском острове превратили в арт-кафе. Показываем фото
В Петербурге запустили портал с информацией обо всех водных маршрутах 🚢
На Васильевском острове откроется кафе «Добродомик». Там будет работать «кабинет решения проблем»
В DiDi Gallery откроют выставку Саши Браулова «Архитектура уходящего». Зрителям покажут его вышивки с авангардной архитектурой
Подкасты «Бумаги»
Откуда берутся страхи и как перестать бояться неопределенности? Психотерапевтический выпуск
Как работают дата-центры: придумываем надежный и экологичный механизм обработки данных
Идеальная система рекомендаций: придумываем алгоритмы, которые помогут нам жить без конфликтов и ненужной рекламы
Придумываем профессии будущего: от облачного блогера до экскурсовода по космосу
Цифровое равенство: придумываем международный язык, развиваем медиаграмотность и делаем интернет бесплатным
Деятели искусства рекомендуют
«В Петербурге нет ни одного спектакля, где столько крутых мальчиков-артистов». Актриса МДТ Анна Завтур — о «Бесах» в Городском театре
«Верните мне мой 2007-й». Актер театра Fulcro Никита Гольдман-Кох — о любимых спектаклях в БДТ
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.