Как в дореволюционном Петербурге преследовали сектантов, почему они считали кастрацию путем в рай, какие религиозные организации были распространены в XVIII и XIX веках и что с ними стало потом?
Директор Центра антропологии религии Европейского университета Александр Панченко рассказал «Бумаге» об истории и культуре сект и преследовании их участников в Петербурге с XVIII века.
Александр Панченко
Историк, доктор филологических наук
Кто вступал в секты XVIII века и во что они верили
В дореволюционной России «альтернативные» религиозные движения и сообщества появляются, по сравнению с другими частями Европы, довольно поздно. Что касается слова «секта», то оно появляется в официальном языке только в начале XIX века.
Первый крупный религиозный конфликт в русской истории — это раскол XVII века, приведший к появлению старообрядчества. Старообрядцев у нас сектантами никогда не называли, в официальных документах Министерства внутренних дел они назывались «раскольниками». Термин «секта» стали использовать применительно к религиозным движениям более радикального характера, которые стали появляться в XVIII веке — христовщине, скопчеству и так называемому народному протестантизму, то есть духоборцам, молоканам и субботникам.
Христовщина, судя по всему, первоначально была связана с радикальным крылом старообрядцев, то есть беспоповцами. Однако в христовщине сформировались собственные ритуалы и верования. Главным обрядом этого движения было так называемое «радение». Предполагалось, что во время молитвы и пения разных духовных песен на молящихся снисходил Святой Дух, они впадали в нечто вроде транса и начинали пророчествовать. В некоторых общинах лидера считали Христом, а если это была женщина — то Богородицей. Кроме того, последователи христовщины соблюдали строгие аскетические правила: отказывались от алкоголя, табака, мяса, сексуальных отношений.
Современная нам боязнь сект отчасти восходит еще к официальной политике XIX века. Православие было официальной религией Российской империи, поэтому все альтернативные религиозные движения достаточно жестоко преследовались. В истории России был лишь один период, когда власть пыталась открыто дружить с сектантами — это первые годы советской эпохи. Большевики считали сектантов своими союзниками в борьбе с царским режимом, хотя в действительности они, как правило, не были единомышленниками. Однако уже в эпоху коллективизации сектантов снова стали активно преследовать.
При этом и христовщина, и движения «народного протестантизма» были распространены сравнительно далеко от Петербурга — в Поволжье, Подмосковье и центральной России, — поэтому их представители не так уж часто попадали в Петербург. Но с историей некоторых религиозных групп Петербург действительно связан довольно тесно.
Какая секта была самой популярной в Петербурге
Петербург был очень важным городом для скопцов. В XIX веке скопчество, а также христовщину, называли «мистическими сектами». Скопцы воспроизводили ту же самую практику, что и последователи христовщины, но ко всему прочему еще начали себя кастрировать, поскольку считали сексуальные отношения грехом. Одним из источников столь радикального отношения к сексуальности был пассаж из Евангелия от Матфея: Иисус там говорит не очень внятные слова, из которых можно сделать вывод, что кастрация помогает достичь царствия небесного.
При этом последователи христовщины и скопчества не порывали с православием: в отличие от молокан, духоборцев и субботников, которые считали, что ходить в церковь и поклоняться иконам не нужно, так называемые «сектанты-мистики» были готовы посещать православные богослужения, но дополняли их собственной ритуальной практикой. Скопцы, правда, считали, что именно они будут теми 144 тысячами праведников, о которых говорится в четырнадцатой главе Апокалипсиса.
Появление скопчества приходится на 60–70-е годы XVIII века. Скопцы возникают в центральных российских губерниях в «эпоху самозванцев», когда в России в очередной раз набирала популярность «легенда о скрывающемся императоре»: погибший правитель не погиб, а спасся от убийц, исчез и странствует, но скоро придет к власти и сделает жизнь лучше. Как известно, Пугачев выдавал себя за Петра III, но в те времена были и другие самозванцы. И тогда же жил один из основателей скопчества Кондратий Селиванов, который то ли выдавал себя за Петра III, то ли не противился тому, что его считали чудесно спасшимся императором.
За проповедь скопчества Селиванов был сослан в Сибирь. Но когда на трон взошел сын Петра III Павел I, который тоже, судя по всему, находился под влиянием легенды о чудесном спасении отца, он потребовал привезти Селиванова в Петербург. Скорее всего, они действительно встретились, но новый царь в Селиванове отца не признал. И отправил его в Обуховский смирительный дом.
Селиванова выпустили оттуда в начале правления Александра I, когда отношение к религиозному инакомыслию стало более либеральным. В эти годы Петербург стал центром скопчества. Но вскоре государственная политика по отношению к сектам стала меняться в худшую сторону. В 1819 году, когда стало известно, что племянник петербургского генерал-губернатора собирается оскопиться, разразился скандал, и Селиванова арестовали и сослали в суздальский Спасо-Евфимиевский монастырь, который тогда был тюрьмой для религиозных диссидентов.
Скопческие общины существовали в разных регионах России до рубежа 1920-х и 30-х годов. Скопчество приобрело популярность среди ингерманландских финнов-лютеран, живших в западной части Петербургской губернии. Среди скопцов были зажиточные купцы.
Особо почитались скопцами дома купцов Солодовниковых в Ковенском переулке и купцов Ненастьевых в Басковом переулке — именно в них жил и устраивал богослужебные собрания Селиванов. В качестве детали петербургского быта скопцы появляются, например, у Достоевского в романе «Идиот». Однако большинство последователей сект, о которых идет речь, были крестьянами или однодворцами. Можно наверное сказать, что религиозное инакомыслие зарождалось на границе между разными сословиями.
Эта эпоха была «золотым веком» для скопцов, что нашло отражение в их легендах и песнях. Последователи Селиванова считали, что в какой-то момент он должен был взойти на российский престол.
Как в имперской России преследовали сектантов
Если не считать нескольких коротких исторических периодов, сектанты в России всегда подвергались преследованиям — и в царское, и в советское время. Так, скажем, при Николае I духоборцев, субботников и молокан переселили в разные районы Закавказья.
Что касается количества сектантов в России XIX века, то у нас, конечно, проблемы с достоверными статистическими данными. Похоже, что в конце XIX — начале XX века в южной России различные альтернативные религиозные общины были даже популярнее православия. Но если говорить о всей стране, то религиозными поисками такого рода все-таки занимались немногие.
Степень жестокости властей по отношению к сектантам зависела от эпохи. Во времена Анны Иоанновны, когда проходил первый судебный процесс против христовщины, с обвиняемыми поступали очень жестоко.
Во времена Екатерины II к сектантам относились более толерантно. Когда в центральной России были обнаружены скопческие общины, императрица приказала наказать кнутом и отправить в Сибирь только лидеров движения, в том числе и Селиванова. Всех остальных отпустили по домам: Екатерина решила, что они «и так себя наказали», оскопив себя.
Существовали ли в имперской России сатанисты
Когда кто-то говорит о сектантских практиках, важно различать реальность и мифы, которые вокруг них создаются. Существуют, скажем, широко распространенные мифы о сатанистах, совершающих кровавые и жестокие ритуалы. На самом деле сатанисты — люди, считающие, что нужно поклоняться не Богу, а Сатане, — действительно существуют. Но никаких черных месс и человеческих жертвоприношений они не совершают.
Судя по всему, сатанизм в качестве более или менее устойчивой религиозной практики вообще появился сравнительно недавно, а вот мифы о сатанизме имеют длительную историю. Можно, скажем, вспомнить «охоту на ведьм» в Западной Европе, когда обвинения в колдовстве почти всегда сопровождались обвинениями в сатанизме. Насколько мне известно, в царской России никаких сатанистов не было.
В современном русском языке вообще само слово «секта» приобрело такой негативный оттенок, что использовать его для образованного человека уже не очень прилично. В нашем обществе сформировался абсолютно неадекватный образ «тоталитарных» или «деструктивных» сект и общее представление о том, что секты — это что-то плохое.
Что стало с сектами в советское время
Больше всего повезло тем, кого в эпоху Николая I переселили в Закавказье: они жили там довольно обособленно и реже сталкивались с репрессиями. В европейской части России представителям различных религиозных движений — и местных, и пришедших из-за границы — пришлось хуже.
Систематические преследования сектантов начались в эпоху коллективизации и продолжались в течение всех 1930-х годов. Новый виток «борьбы с сектантством» произошел при Хрущеве — в начале 1960-х годов. В этот период, впрочем, в СССР боролись преимущественно с движениями западного происхождения: пятидесятниками, адвентистами, свидетелями Иеговы. Кроме того, в то время преследовали так называемых «истинно-православных христиан», которые появились уже в советское время и отличались жестким неприятием советского режима.
Скопцов к концу XX века не осталось. Христовщина очень изменилась в течение XVIII и XIX веков; от нее остались малые группы с довольно разными верованиями и практиками. Некоторые из них существовали в советское время и в каком-то виде дожили и до наших дней. А многие из духоборцев, молокан и субботников, живших в Закавказье, после распада СССР стали возвращаться в Россию.