21 ноября 2012

Трамвайный парк превратится
в музей науки и техники

В бывшем трамвайном парке на Васильевском острове откроется интерактивный музей науки и техники. Концепцию музея разработает ИТМО. «Бумага» рассказывает, как в новом музее посетители смогут обучаться развлекаясь.

Кадр из фильма «Назад в будущее»
При Валентине Матвиенко часть трамвайного парка планировали снести, оставшуюся — отдать под телефабрику, позже — под дворец искусств. После смены городского управляющего состава новый вице-губернатор Василий Кичеджи выступил с предложением преобразовать парк под политехнический музей. Тогда же был объявлен конкурс на лучший проект будущего музея, по его итогам победил Университет информационных технологий, механики и оптики. ИТМО предложил самую низкую цену за контракт — 176 000 рублей. По словам руководителя команды проекта, профессора Сергея Константиновича Стафеева, «создание концепции — не вопрос денег», поэтому цену снижали максимально, «понимая необходимость подобного проекта для города и всего образовательного сообщества». Стафеев рассказал, что ещё два года назад для губернатора Петербурга, тогда ещё Валентины Матвиенко, была подготовлена первая концепция единой системы образовательно-развлекательных центров в Петербурге. В 2006 году по инициативе Стафеева и при поддержке ректора НИУ ИТМО Владимира Васильева началась работа над первым в России Музеем оптики, который открылся в 2008 году на первом этаже бывшего дома купца Елисеева на Васильевском острове. — Edutainment, образование плюс развлечение, — магистральный путь мотивации детей и молодёжи к изучению наук во всем мире, начиная с Перельмана и заканчивая большими и маленькими эксплораториумами во всем мире. Только не у нас, — сетует Сергей Константинович.

Edutainment, образование плюс развлечение, — магистральный путь мотивации детей и молодёжи к изучению наук во всем мире

При разработке концепции будущего музея науки и техники команда Стафеева не намерена привязываться к конкретным географическим местам или архитектурно-планировочным решениям. Главной задачей будет соблюдение баланса между образованием и игровыми элементами, между правильной методологией и формами представления. — Здесь есть две крайние точки зрения, — рассказывает Стафеев. — Первую представляют сторонники традиционного подхода с упором на историю науки и техники, безусловно, богатую и значимую в нашем городе. Ретроэкспозиции должны присутствовать, но не должны доминировать, иначе не решим главную задачу мотивации значительной части молодежи. Вторую, вольно или невольно, представляют производители оборудования для научных или псевдонаучных развлечений, различные не образовательные и не музейные структуры. Неправильно будет создавать кальку стандартного среднеевропейского эксплораториума, потому что есть шанс создать действительно уникальный учебно-исследовательский и одновременно развлекательно-досуговый центр для детей и юношества.
Кадр из фильма «Пятый элемент»
Сергей Константинович убеждён, что создание музея науки и техники — государственная и очень актуальная задача. Ссылаясь на опыт зарубежных музеев такого типа, которые поддерживаются бюджетами разных уровней, благотворительными фондами, спонсорами и т.п., Стафеев подчёркивает, что функционал будущего музея «не может быть реализован и безубыточно поддерживаем долгое время одной, даже самой крупной, коммерческой компанией». Работать над проектом музея будут не только сотрудники ИТМО, коллектив будет межвузовский, межпредметный, международный с привлечением специалистов профильных компаний. По мнению Сергея Константиновича, Петербург «как крупнейший центр науки, образования, инноваций, как культурно-интеллектуальная столица с мощным кадровым потенциалом — самое подходящее место для столь амбициозного проекта». Стафеев отмечает, что элементы концепции музея науки и техники вполне могли бы использоваться в других городах России. Читайте другие тексты рубрики:
Бумага
Авторы: Бумага
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.