На прошлой неделе в школах Перми и Улан-Удэ случились одни из самых крупных в России нападений учеников. От действий нападавших в общей сложности пострадало 16 человек.
В феврале 2014 года в московской школе произошла стрельба, которую — по аналогии со случаями в американских школах — назвали первым скулшутингом в России. С этого момента в стране зафиксировали минимум 22 случая применения оружия в школах.
«Бумага» вспоминает главные случаи скулшутинга в России последних лет и рассказывает, что известно о напавших на школы в Перми и Улан-Удэ и что происходит с агрессорами и пострадавшими сейчас.
Как часто российские школьники устраивают стрельбу и драки с ножами и что известно о нападениях в других странах
Первым российским скулшутингом называют инцидент 3 февраля 2014 года. С этого дня и до 19 января 2018 года, когда произошло последнее на момент выпуска текста нападение, в России зафиксировано минимум 15 случаев стрельбы и семь конфликтов с использованием колюще-режущих предметов. Из-за этого погибли три ученика, два преподавателя и один полицейский.
Большинство нападений были связаны с бытовыми конфликтами и личной неприязнью, а в некоторых случаях именно убийство стало целью вооруженных школьников. Меньше чем за четыре года ученики российских школ один раз захватывали заложников, трижды устраивали в школах стрельбу и драку с ножами и два раза пытались убить преподавателей.
В таких нападениях использовали как огнестрельное оружие, так и пневматическое. Во втором случае — более частом — жертв было меньше. Так, 12 мая 2017 года в республике Коми во дворе своей школы подросток открыл огонь из пневматического пистолета по другим детям, одна девочка получила серьезное ранение. А стрельба 22 декабря 2017 года в Комсомольске-на-Амуре — тогда 9-классник несколько минут стрелял из пневматики по всей школе — завершилась ранением трех 7-классников, у одного из которых остались только гематомы.
Первое место в мире по нападениям на школы в первой половине 2010-х годов занимали Соединенные Штаты. Согласно докладу департамента образования и Секретной службы США, многие нападавшие в стране использовали огнестрельное оружие. Именно с этим социологи, изучавшие тему, связывают тот факт, что с 1999 года в результате стрельбы и драк с ножами в школах погибло более 40 человек. Большинство из них были застрелены.
Работы ученых из департамента образования США и журналистов, занимавшихся темой школьных шутингов, также показали, что большинство нападений в разных частях света схожи между собой лишь в одном: подростки планируют свои нападения на школы долго, но не тщательно, из-за чего стрельба или резня в школе становится беспорядочной, а не прицельной.
Других общих черт в нападениях практически нет: в опубликованном в 2004 году исследовании Секретной службы США утверждается, что составить общий психологический портрет убийц нельзя: как и в России, в США некоторые из них жили в полных семьях, некоторые — с родителями в разводе, кто-то был приемным. Одни из них подвергались нападкам в школах, а другие сами были хулиганами. Одни страдали депрессией, вторые — повышенной агрессией, а у третьих вообще не обнаружили особых эмоциональных состояний.
Как 9-классник устроил «первый в России школьный шутинг»
Сергей Г. рос в полной семье, пошел в 6 лет в 1-й класс, жил в московском районе Отрадное, в школе учился на «отлично», интересовался физикой и математикой. Подросток занимался самбо («чтобы быть сильным и свободным от людей»), ему нравилось играть в гонки и шутеры (это помогало «отвлечься от мира и обид»), любимыми фильмами были «Терминатор», «Форсаж» и «Матрица». Спокойный и неконфликтный, Сергей не любил дискуссии: считал их бессмысленными — и навязывание мнений, из-за чего ему не всегда было интересно в школе. Именно такую характеристику составил его адвокат. Позже ее признал суд и подтвердили родственники и знакомые Сергея.
В 2014 году Сергей учился в 10-м классе. 2 февраля он узнал, где отец прячет ключи от сейфа с ружьем, и разослал знакомым эсэмэс с текстом: «Завтра вы удивитесь, что я сделаю». На следующий день перед школой он написал предсмертное стихотворение на английском языке об усталости от жизни и страхе, взял карабин и надел темное пальто своей мамы. Из записей видеонаблюдения и показаний Сергея следует, что он даже не прятал оружие, когда заходил в школу: сразу начал угрожать охраннику, сказав выйти из здания и вызвать полицию. Позже Сергей утверждал, что хотел поговорить со своими одноклассниками и после этого покончить с собой.
В тот день Сергей застрелил в своей школе в Отрадном учителя географии и около часа удерживал одноклассников в кабинете, после чего открыл огонь по прибывшим полицейским. Кроме учителя погиб прибывший на место прапорщик, один из патрульных был тяжело ранен. В итоге Сергей сдался: его уговорил приехавший к школе отец.
После этого Сергей общался с журналистами, членами ОНК и судом — сначала через адвоката, а потом самостоятельно, но так и не смог ответить на вопрос, зачем он это сделал. Единственное объяснение, которое озвучил 15-летний Сергей: он хотел доказать одноклассникам теорию солипсизма (философскую доктрину о том, что в действительности не существует ничего и никого, кроме собственного сознания — прим. «Бумаги»).
— Я не хотел никого убивать, я хотел умереть. Мне интересно было узнать, а что будет после. Что там — после смерти? Еще я хотел посмотреть, как люди будут реагировать на то, что я делаю. Я пришел убить себя. С Андреем Николаевичем (убитым учителем географии — прим. «Бумаги») у меня не было конфликтов, наоборот — у нас были хорошие отношения. Когда он на меня пошел, я в него выстрелил — даже не знаю почему, может, потому что никто бы не поверил, что я могу выстрелить? — так Сергей Г. описывал свои поступки «Известиям».
Одноклассники Сергея рассказывали, что он был малообщительным, странным и «не таким, как все, у него не было друзей». В 2016 году Life опубликовал видео, на котором видно, как один из одноклассников избивает Сергея, а остальные смотрят на это и ничего не предпринимают.
В ходе судебного процесса в марте 2015 года Сергею поставили диагноз «параноидная шизофрения». Его признали виновным в совершении убийства в невменяемом состоянии и отправили на принудительное лечение на срок не менее шести месяцев, по истечению которого дело может подлежать переосвидетельствованию.
В отличие от этого случая, мотивы нападающих на школы учеников зачастую не оглашаются: о них не всегда сообщают СК и МВД, а заседания судов с несовершеннолетними проходят в закрытом режиме. Одноклассники, учителя, родители и адвокаты нападавших предполагают различные мотивы: от проблем с успеваемостью и конфликтов с учителями и сверстниками до мировоззрения и подражания другим нападениям.
Что известно о школьнике из Улан-Удэ, который напал на учительницу и 7-классников с топором
19 января 2018 года в 9:35 в военном городке Сосновый Бор в Улан-Удэ ученик 9-го класса Антон Б. пришел в школу № 5, где он учился, в маске. Как передавали сразу несколько СМИ со ссылкой на правоохранительные органы и очевидцев, в руках у него были топор и «коктейль Молотова». Беспрепятственно зайдя в здание, он бросил зажигательную смесь в класс русского языка и литературы, где проходил урок у 7-классников, а после напал на школьников и учительницу. Нескольких учеников он ударил топором по голове, лицу и спине, одной девочке повредил пальцы на руке. После этого Антон ударил себя ножом в грудь и выпрыгнул из окна, но выжил. Его сразу же задержали. В больницу доставили семь подростков, включая нападавшего.
Перед нападением Антон написал одной из учениц, чтобы она не ходила в школу, так как там «будет мясо», сообщила одна из жительниц Улан-Удэ в интервью телеканалу «Тивиком».
Одноклассница описывала компанию Антона как «склонную к нацизму», а следствие сейчас проверяет школьника на связь с «АУЕ» — субкультурой, которая романтизирует криминальную жизнь, а также «воровские и тюремные законы». Как утверждают ученики школы, где произошло нападение, эта субкультура распространена среди молодежи города. «В нашей школе можно часто услышать „АУЕ! Жизнь ворам“, парты исписаны соответствующими записями, многие этим интересуются», — рассказывала ученица 9-го класса.
После нападения правоохранительные органы Бурятии задержали еще двух подростков, которые, как считали следователи, могли помогать Антону. Вскоре СК пришел к выводу, что нападавший действовал один. Что с ними происходило дальше, неизвестно.
По словам опрошенных «Бумагой» учеников школы № 5, Антон учился там с 1-го класса. Молодой человек получал неудовлетворительные оценки, но не переживал из-за них, не ходил на «стрелки», иногда подшучивал над одноклассницами, но явной агрессии не проявлял. Ученики говорят, что Антон думал уйти после 9-го класса, а после — служить в армии. В интервью «Ленте» один из его одноклассников анонимно рассказывал, что Антон оскорблял младших братьев, закрывал их в комнате и издевался, за что на него кричала мать.
Другие одноклассники Антона утверждают, что у него не было больших конфликтов с учителями, он всегда был достаточно спокойным, иногда рассказывал расистские шутки, рисовал себе свастику на руке. Подросток жил с матерью, братьями и отцом — майором расположенной в Сосновом Бору 11-й бригады ВДВ. Ученики школы, с которыми удалось связаться «Бумаге», полностью это подтвердили и добавили, что перед нападением Антон стал чуть более раздражительным, чем обычно, и отдалился от знакомых.
Как двое подростков напали на школу в Перми и как с этим связано массовое убийство в американской школе 1999 года
Еще один громкий инцидент начала 2018 года случился в Перми. Там 15 января 15-летний Александр Б. и 16-летний Лев Б. пришли в школу № 127 и напали с ножами на учащихся 4-го класса в кабинете труда. Присутствовавшая ученица вспоминает, что один нападавший встал у двери, а второй молча подошел к учительнице и ударил ее ножом в шею. Когда 4-классники побежали к выходу, Лев начал «беспорядочно размахивать ножом и бить им детей». После этого подростки пытались покончить с собой, нанеся друг другу удары ножом в область горла. Вскоре из школы госпитализировали двенадцать пострадавших, включая Александра, Льва и учительницу Наталию Шагулину.
Одноклассники Александра и Льва утверждают, что молодые люди были фанатами массового убийства 1999 года в школе «Колумбайн» в США. Тогда двое подростков расстреляли нескольких одноклассников — 13 человек погибло — и пытались взорвать школу самодельными бомбами. На странице «ВКонтакте» у Льва в видеозаписях есть несколько видео о «Колумбайне», в которых рассказывают о деталях и последствиях убийства. Среди его видеозаписей есть и ролик о дедовщине в российской армии, а также описание устройства автомата Калашникова АК-12.
Как отмечает одна из учениц школы, в которой произошло нападение, оба подростка интересовались стрельбой в «Колумбайне». Она отмечает, что Эрик и Дилан — подростки, устроившие стрельбу в школе «Колумбайн», «стали их кумирами».
Ученики школы № 127 в разговоре с «Бумагой» описывают подростков по-разному: Александра чаще называют «добрым», «смышленым» и «спокойным», а Льва — «проблемным» и «агрессивным», отмечая, что последний стоял на учете в полиции, «не смог» перевестись в 10-й класс, а до этого находился на индивидуальном обучении из-за неуспеваемости. По их словам, у Александра, в отличие от Льва, не было проблем с учебой, он не прогуливал уроки и ни с кем не конфликтовал.
— Я ни одного из них хорошо не знал. Ребята как ребята — таких много в школах. Лев более модно одевался, по-спортивному. Он один из таких ребят, которые в своем узком кругу общаются, но при этом нравятся многим. Про Сашу ничего сказать не могу, его было мало заметно. Со стороны по Саше точно нельзя было сказать, что он что-то планирует или фанатеет от «Колумбайна». Про Льва не знаю, так как он ушел из школы, — рассказал «Бумаге» один из учеников на условиях анонимности, ссылаясь на то, что всем в школе запретили распространять «лишнюю информацию». Он отказался называть степень своего знакомства с нападавшими, «чтобы его не узнали».
Что происходит с нападавшими из Перми и Улан-Удэ и по каким статьям их судят
Суды же над нападавшими длятся зачастую дольше обычных: подростки должны пройти психиатрическую экспертизу, их допрашивают о мотивах, выясняют отягчающие и смягчающие обстоятельства.
— Он ни в чем не виноват, получается. Не захватывал детей, ничего не делал, убил случайно учителя и всё. Теперь он полечится и выйдет, — комментировала мать погибшего в Отрадном учителя географии Надежда Кириллова приговор Сергею Г. Молодого человека приговорили к лечению.
После оглашения приговора сам нападавший сказал только: «Я ничего не понял». До сих пор Сергей находится на лечении. Это пока единственный случай, когда нападавшего на школу в России признали невменяемым.
За последние годы нападавших на школы подростков в России осуждали только по статьям «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть человека» (статья 111 УК РФ), «Побои по хулиганским побуждениям» (часть 2 статьи 116 УК РФ), «Хулиганство» (статья 213 УК РФ) и «Покушение на убийство» (статья 105 УК РФ). При этом решение суда по большинству случаев зачастую не оглашается в СМИ.
Как рассказал «Бумаге» адвокат «Агоры» Виталий Черкасов, смягчающим обстоятельством в подобных делах часто становится возраст и отсутствие судимости. По его словам, отягчающими обстоятельствами могут становиться орудия преступления, опасные для большого количества людей, — например, использование горючей смеси в деле подростка, напавшего на школу в Улан-Удэ.
Известно только два случая, когда дело прекращалось в связи с примирением сторон. Первый: когда 10-классник из Томска в 2014 году выстрелил из пневматического пистолета в двух учащихся своей школы, его одноклассники отозвали иски. Второй: когда в Пермском крае молодой учитель начал стрелять по ученикам за то, что они курили в кустах, дело прекратили после того, как его уволили. В обоих случаях пострадавшие получили легкие травмы.
Александр Б. и Лев Б. из Перми после попытки покончить с собой всё еще находятся в больнице в тяжелом состоянии. Им запрещено общаться с одноклассниками, а навещать их могут лишь родители. Мать Льва при этом отказывается приходить к нему. Как только медики подтвердят, что их здоровью ничто не угрожает, молодых людей переведут в СИЗО.
Александр и Лев признали, что напали на 4-классников и учительницу. Свои действия они объяснить не смогли. Возбуждено уголовное дело ГСУ СКР по статье «Покушение на убийство двух и более лиц, совершенное в отношении малолетних». После прохождения психиатрической экспертизы обоим грозит до 15 лет тюрьмы. Решение об исках к их семьям и выплатам будет принято в ходе процесса.
Антона Б. из Улан-Удэ прооперировали — несколько дней он находился в тяжелом состоянии и лежал в местной больнице под охраной вместе с учительницей и учениками, на которых напал с топором. Никто из опрошенных «Бумагой» не смог ответить, навещали ли его. 23 января Антона арестовали на два месяца и перевели в СИЗО.
На Антона завели уголовное дело также по статье «Покушение на убийство двух и более лиц, совершенное в отношении малолетних». Ему грозит до 15 лет тюрьмы. Он согласился работать со следствием и утверждает, что действовал в одиночку. Вскоре он должен пройти психиатрическую экспертизу. Пострадавшие еще не озвучили свои претензии.
Как живут пострадавшие после нападений и что происходит со школами
Как вспоминает учительница Ирина Раменская из школы № 5 в Улан-Удэ, когда Антон Б. ворвался в класс, она сперва ничего не поняла, потом почувствовала небольшой удар в голову и сразу начала выводить детей из кабинета. «Когда сама выскочила, увидела, что человек просто топором рубит детей. Я их опять в кабинет — там всё пылало. Я уже истекала кровью», — описывала нападение преподавательница. Затем она и дети выбежали на улицу, где было -40 градусов.
Всего в больницу в этот день доставили шесть школьников, включая нападавшего, и саму Раменскую. Вскоре пострадавших прооперировали — трое сначала находились в тяжелом состоянии; одной девушке ампутировали два пальца, другая впала в кому. Помогать врачам приехали также специалисты из Петербурга. Сейчас, по оценке министерства здравоохранения Бурятии, жизням пострадавших ничего не угрожает.
— В больнице до сих пор лежит одна моя знакомая, мне с ней запрещают видеться, — рассказала «Бумаге» одна из учениц. — Но мы все уже хотим прийти и поздравить ребят [с выздоровлением]. Сколько им еще лежать, никто не говорит.
В первые три дня после нападения в школе работали правоохранительные органы. Оцепление вокруг сняли лишь через сутки после нападения. Уже на следующий день на катке школы появились дети. При этом некоторые говорят, что им страшно возвращаться в школу. Занятия уже возобновили.
В отношении работников школы и органов профилактики преступлений в Бурятии возбудили уголовное дело по статье «Халатность». Вскоре их должны проверить на предмет исполнения обязанностей в отношении безопасности.
Родители пострадавших в пермской школе детей требуют привлечь к ответственности не только нападавших, но и сотрудников охранного предприятия, действовавшего в школе.
— На входе есть турникет, и чтобы пройти, нужно приложить карточку. Однако на деле совершенно любой человек может попасть внутрь. В день нападения я приносила своему ребенку лыжи для урока физкультуры. Охрана меня свободно пропустила, даже не спросив, куда я иду и зачем, — рассказала RT мать 4-классника, находившегося в кабинете во время нападения.
Пермская школа вновь открылась через три дня после нападения. Как пишет информационное агентство Ura.ru, теперь вместо одной охранницы там дежурят двое мужчин. При этом дети, если чувствуют дискомфорт, пока могут оставаться дома.
Все двенадцать пострадавших в Перми, включая двух нападавших и учительницу Наталью Шагулину, до сих пор находятся в больнице. Одному из детей провели операцию по восстановлению глаза, у учительницы на теле 15 ножевых ранений. Сейчас их состояние оценивают как удовлетворительное.
23 января стало известно, что губернатор Пермского края представит Шагулину к награде «За отвагу» за экстренную эвакуацию детей. Уполномоченная по правам ребенка Анна Кузнецова ранее просила представить ее к награде, заявив, что «действия Шагулиной по защите учеников были сопряжены с риском для ее собственной жизни и стали примером исключительной смелости для детей и педагогов, доказали ее принципиальность и искреннюю приверженность профессиональному долгу».
При этом родители отмечают, что им до сих пор не оказали психологическую помощь. «Моя дочь боится находиться рядом с кухонными ножами, боится не только заходить в школу за вещами, но даже мимо проходить», — рассказывает мать одного из находившихся в классе учеников.
В будущем потерпевшие смогут подать иск к нападавшему для возмещения морального ущерба. Так, например, сделала вдова погибшего в Отрадном учителя географии; общая сумма иска составила 10 миллионов рублей. К тому же женщина потребовала выплат на содержание собственного ребенка. Суд удовлетворил ее просьбу лишь частично: родители нападавшего Сергея Г. уже выплатили ей 700 тысяч рублей и продолжают платить по 36 тысяч ежемесячно.
Однако не все обращаются с исками: пострадавшие одноклассники Сергея Г. из Отрадного заявили, что отказываются от любых материальных претензий к нему и его родителям на первом же заседании. То же самое сделал раненый патрульный.
Что после нападений на школы предпринимает правительство
Стрельбу в Отрадном в 2014 году президент России Владимир Путин прокомментировал лишь один раз: на заседании президиума президентского Совета по культуре и искусству он назвал произошедшее трагедией, призвав родителей и учителей больше внимания уделять воспитанию подростков.
На тот момент уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов потребовал проверить на безопасность все детские учреждения. Позже проверки состоялись лишь в Москве и Московской области. Прокуратура обнаружила массовые нарушения в системе безопасности школ: не работали пропускные системы, некоторые договоры с охранными компаниями были просрочены или вовсе не заключены, не работали тревожные кнопки. Исправили ли в итоге нарушения, неизвестно.
Нападения в Перми и Улан-Удэ президент России не комментировал. Вскоре после них вице-премьер РФ Ольга Голодец заявила, что после расследования дел будут выработаны новые и учитывающие произошедшее меры безопасности для школ. «Наша система охраны предполагала, что такого произойти не может, и как произошел такой сбой — это нужно, чтобы сейчас детально службы разобрались», — сказала она.
В России нападения на школы не придаются большой огласке: так, на происшествия в Перми и Улан-Удэ — одни из самых громких нападений в России — федеральные телеканалы выделяли по 3–5 минут эфирного времени.
Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источники в структуре образования, власти ищут взаимосвязь между нападением в Перми, Улан-Удэ и Челябинске (17 января в школе Челябинской области на перемене 9-классник ударил ножом своего знакомого из-за бытового, предположительно, конфликта). Так как они произошли в течение недели, власти предполагают, что виной могут быть соцсети, где школьники договаривались о нападениях. При этом «ВКонтакте» заявила, что Антон Б. из Улан-Удэ не использовал свой аккаунт с 2014 года.
Роскомнадзор уже решил блокировать в интернете группы, призывающие подростков к жестокости и насилию, а депутат Госдумы Ирина Яровая подготовила законопроект о внесудебной блокировке еще и сайтов с подобным контентом.
Депутат Госдумы Игорь Сапко предложил увеличить возраст (с 15 до 18 лет), по достижению которого дети сами могут решать, идти им за психиатрической помощью или нет: так родители сами смогут отправлять детей на лечение. А правительство Бурятии решило обеспечить все школы региона психологами, объясняя это тем, что на детей влияют «компьютерные игры, социальные сети» и «доступность разных ресурсов с провоцирующим контентом», а также ужесточить пропускной контроль в детских садах.
— Интернет несет очень много добра, но не надо закрывать глаза на то, что интернет несет и зло, которое иногда проявляется столь уродливым и трагическим образом, — прокомментировал пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков нападения в Улан-Удэ.
Как специалисты объясняют нападения учащихся на школы
С 1999 года по всему миру появляются подростки, фанатеющие по «первым школьным стрелкам» Эрику Харрису и Дилану Клиборду. И с каждым годом их поклонников всё больше, отмечает в интервью «Медузе» автор книги-бестселлера «Колумбайн» Дейв Каллен, десять лет расследовавший обстоятельства убийств в школе США. Он отметил, что «Колумбайн» настолько популярен, так как это «идеальное для имитации преступление».
— Маргиналы крадут социальный статус у школьной элиты, переворачивая таким образом социальную пирамиду. Культовые герои — плохие парни совершают некие хорошие поступки, — объясняет их популярность писатель.
При этом ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения Европейского университета в Петербурга Кирилл Титаев в разговоре с «Бумагой» отметил, что нельзя говорить о системности нападений на школы, пока не будет доказана их связь.
— До тех пор, пока не доказано, что это некоторое системное явление, а не две совпавших по времени трагедии (нападения в Перми и Улан-Удэ — прим. «Бумаги»), мы не можем говорить о росте массового насилия, — говорит он.
По мнению профессора департамента социологии НИУ ВШЭ Даниила Александрова, чей-то поступок может становиться для других детей триггером.
— В основе поведения подростка, [совершившего преступление], как мне представляется, лежат сильно ущемленные аффекты, связанные с отсутствием внимания, признанием со стороны общества, гнев на окружение. Но при этом речь идет о тех детях, которым свойственна агрессия, — утверждает социолог в разговоре с «Бумагой».
При этом школьники, которые устраивали стрельбу или драку с ножами в школах России, далеко не всегда были приверженцами каких-либо идей или фанатами «Колумбайна». Официально подтвержден лишь один случай стрельбы, когда нападавший действительно подражал убийцам из США. 9-классник из подмосковного города Ивантеевка Михаил П. специально покупал одежду тех же марок, что и убийцы, в соцсетях был записан под ником «Клиболд» — фамилией одного из преступников, а друзьям рассказывал, что хочет пойти по стопам Эрика и Дилана. 5 сентября 2017 года он в школе выстрелил в голову учительнице из травматического оружия (она выжила, но получила черепно-мозговую травму), а после устроил стрельбу в школе (пострадали три ученика: спасаясь от нападавшего, они выпрыгнули из окна).
В других же случаях про мотивы детей известно меньше, а между собой они не похожи: так, выстрелившего в феврале 2017 года в глаз однокласснику в Нижнекамске из пневматического пистолета знакомые описывают как чересчур энергичного и резкого, а устроившего стрельбу из травматического пистолета в частной школе в Томске в 2014 году — как замкнутого и необщительного.
— Вычислить школьника, который собирается совершить нападение, нельзя, — уверен профессор Даниил Александров. — Можно понять, кто из подростков находится в таком состоянии напряжения и депрессии, что способен совершить какие-то тяжкие поступки. Но что он сделает: бросится с топором на других или выпрыгнет в окно — трудно сказать.