1 апреля 2013
Любовная история с невеселым концом: скандал вокруг нового спектакля Волкострелова
В конце прошлой недели в театре “Приют комедианта” играли новый спектакль Дмитрия Волкострелова, одного из самых любопытных молодых режиссеров. Одноактный спектакль “Любовная история” превратился в громкий скандал: зрители покидали зал, требовали вернуть деньги за билеты, а финальную ремарку, которая, по режиссерскому замыслу, повторяется, пока зал не опустеет, актеры проговорили почти 200 раз.
Фото: Виктор Васильев
“Любовная история” — спектакль по одноименной новелле Хайнера Мюллера, одного из ключевых немецких драматургов второй половины прошлого века. В центре постановки — любовная история студента, увлеченного вопросом гендерного равенства, и молодой девушки. Их отношения завязываются после случайного знакомства на вокзале. Здесь они и расстанутся: девушка забеременеет, молодой человек с этим не справится. Но спектакль на этом не кончится. Финальную фразу актеры будут повторять снова и снова, героиня вновь сядет в поезд и уедет, а герой останется с ощущением, что он “не выдержал экзамен”, занавес опустится — чтобы опять подняться для финальной сцены. И так будет до тех пор, пока из зала не выйдет последний распаленный зритель. Хоть речь и идет о паре, на сцене играет четверка: два актера (Иван Николаев и Илья Дель) и две актрисы (Алена Старостина и Алена Бондарчук). За время спектакля они безмолвно стоят на сцене, раздражая зрительское восприятие, чередуясь, много раз повторяют одни и те же реплики, поддерживая четкий, логически выверенный ритм постановки и развивая идею студента об отсутствии принципиальной разницы между мужчиной и женщиной. Публика же воспринимает это как вызов, многим кажется, что режиссер пытается взять их на понт, выставить дураками.

Финальную фразу актеры будут повторять снова и снова, героиня вновь сядет в поезд и уедет, а герой останется с ощущением, что он “не выдержал экзамен”, занавес опустится — чтобы опять подняться для финальной сцены

Дмитрий Волкострелов регулярно делает “неудобные” спектакли. То постановка длится семь минут, то актер весь спектакль бубнит монолог себе под нос, то на шестнадцать одноактовок приходится тратить восемь часов. Но каким бы трудным спектакль не был, Волкострелов всегда повторяет: если у зрителя есть желание смотреть и работать, то проблемы с восприятием быть не может. “Любовная история”, пожалуй, — первая работа режиссера, в которой публика так упрямо сопротивляется материалу. Непонятно, в какой момент в театре начинают разыгрываться не один, а два полноценных спектакля: на сцене и в зале. С первого показа “Любовной истории” ушло больше 30 человек, многие просили вернуть деньги (билеты на спектакль стоили от 400 до 1300 рублей). Некоторые уходили из зала, препираясь с режиссером и работниками театра. В итоге в пятницу, на первом показе, последняя ремарка прозвучала 52 раза. В субботу количество повторов превысило 180. “Я ухожу домой с негативными эмоциями, вы это понимаете?!”, — пререкалась зрительница с режиссером где-то на 45-й минуте финала. “Отдохнуть после трудовой недели не удалось”, — сетует пользователь Никита Морозов в комментарии на сайте “Афиши”. Спектакль о разнице и ее отсутствии между мужчиной и женщиной, о либеральном и социалистическом понимании личности превратился в акцию, на которой публика, привыкшая к глазированной реальности и глянцевому досугу, сопротивляется небуржуазному театру. В этом смысле у нового спектакля Волкострелова очень мощная социальная миссия. Вот только едва ли публика полна инициативы ходить на такие постановки.

Читайте также:

ТЕГИ: 
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

НОВОСТИ

все новости

МЕДИАМЕТРИКИ

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.