19 мая из московского аэропорта Внуково отправится первый с 2019 года прямой рейс в Грузию — перелет в Тбилиси выполнит российский перевозчик «Азимут». «Бумага» рассказывает, сколько стоят билеты, на каких самолетах будут летать и какие еще авиакомпании могут запустить перелеты.
Рейсы в Тбилиси будут выполнять на российских самолетах SSJ-100. Стоимость билетов стартует с 200 евро
Говорить о возобновлении прямого авиасообщения между Россией и Грузией после четырехлетнего перерыва начали 10 мая. Тогда президент России подписал указ, разрешающий такие перелеты, а Минтранс снял ограничения на прямые рейсы в Грузию.
15 мая авиакомпания «Азимут» сообщила, что запустит рейсы из московского аэропорта Внуково в Тбилиси с 19 мая. Их будут выполнять ежедневно. Время отправления из Москвы — 08:50, время прибытия в Тбилиси — 13:50. Обратные самолеты будут вылетать из грузинской столицы в 14:55 с посадкой во Внукове в 17:30.
Все перелеты «Азимут» осуществляет на российских воздушных судах Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100). Парк основанной в 2017 году авиакомпании состоит из 18 таких самолетов. Это ближнемагистральные суда с максимальной дальностью полета в 4,2 тысячи километров. В экономклассе SSJ-100 могут расположиться от 85 до 103 пассажиров в зависимости от компоновки салона, в бизнес-классе — около 15 человек. Самолеты SSJ-100 принадлежат российским лизинговым компаниям, поэтому на них не распространяются санкции, запрещающие обслуживание в зарубежных аэропортах.
Минимальная стоимость перелета из Москвы в Тбилиси без учета дополнительных сборов составляет 200 евро, из Тбилиси в Москву — 220 евро. Билеты уже есть в продаже на сайте перевозчика: например, билеты из Москвы в Тбилиси и обратно на 17–24 июня можно купить за 43 580 рублей с учетом всех сборов.
Перелеты в Грузию хотят запустить и другие перевозчики. Прямые рейсы могут открыть из Петербурга
Перевозчик Georgian Airways пока не объявлял о запуске прямых рейсов в Москву, хотя президент авиакомпании Тамаз Гаиашвили подтвердил «РБК» информацию об интересе к этому направлению. Гаиашвили добавил, что для возобновления полетов в Москву у Georgian Airways нет никаких препятствий, а перелеты могут начаться «чуть позже 18 мая». Разрешение от Агентства гражданской авиации авиакомпания уже получила.
Информации о возможной цене билетов на рейсы этого перевозчика пока нет. На сайте Georgian Airways говорится, что, например, билеты туда-обратно из Тбилиси в Тель-Авив продают по цене от 290 евро. Расстояние между этими городами сравнимо с дальностью полета до Москвы: до израильской столицы из Тбилиси нужно лететь 1,4 тысячи километров, до российской — 1,6 тысячи километров.
По состоянию на 15 мая заявки на рейсы между Россией и Грузией в Агентство гражданской авиации Грузии подали пять авиакомпаний, сообщил телеканалу Imedi руководитель этого ведомства Гиви Давиташвили. Заявку «Азимута» уже одобрили, еще одну заявку подал перевозчик Georgian Airways. «Ни одна из авиакомпаний, попавших под санкции по черному списку стран Европы, ни один из самолетов, поддержка которых прекращена производителем, не полетит в Грузию», — добавил Давиташвили.
Какие именно российские перевозчики подали заявки, не сообщается, однако СМИ писали об интересе со стороны Red Wings и «ИрАэро». В парке перевозчиков есть самолеты Sukhoi Superjet 100, которые могут выполнять рейсы за рубеж, не нарушая санкций. Кроме того, эти воздушные суда эксплуатирует авиакомпания «Россия».
Министр экономики и устойчивого развития Грузии Леван Давиташвили отметил, что авиакомпании могут открыть рейсы из России не только в Тбилиси, но и в другие международные грузинские аэропорты: Кутаиси и Батуми.
А исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев предположил, что к осени перелеты в грузинские аэропорты могут открыть из Петербурга и Сочи.
Тбилиси может стать новым транспортным хабом для россиян. Лететь в Европу оттуда дешевле, чем через Турцию
На фоне войны в Украине и пандемии коронавируса из расписания российских аэропортов исчезли рейсы в страны Евросоюза, хотя в 2010-х годах прямые рейсы из Пулкова отправлялись в большинство европейских стран.
Кроме того, был серьезно ограничен въезд россиян на территорию ЕС: из-за этого петербуржцы больше не могут добраться до Таллина или Хельсинки и вылететь из этих городов рейсами авиакомпаний-лоукостеров.
В связи с этим главным транспортным хабом для россиян стала Турция — с пересадкой в Стамбуле туристы и релоканты могут долететь до большинства стран мира. Проблема такого логистического решения — в дороговизне билетов: например, билет в Барселону рейсом Turkish Airlines с пересадкой в Стамбуле с вылетом 4 августа обойдется минимум в 50 тысяч рублей. Билеты на рейс Ryanair из Таллина в Барселону на ту же дату продают за 112 евро — 9,6 тысячи рублей по курсу Центробанка.
Таким образом, Тбилиси может стать новым транзитным хабом для российских путешественников — из аэропорта этого города рейсы совершают Air France, Lufthansa и другие известные авиакомпании. Кроме того, перелеты в Европу из Тбилиси осуществляет Georgian Airways.
Например, составной билет из Москвы в Париж и обратно с пересадкой в Тбилиси на начало сентября обойдется примерно в 76 тысяч рублей. Перелет в столицу Франции с пересадкой в Стамбуле от перевозчика Turkish Airlines обойдется на 28 % дороже — в 97 тысяч рублей.
Как мы считали? ↓
Turkish Airlines продает билеты на все четыре полетных сегмента: из Москвы в Стамбул, из Стамбула в Париж, из Парижа в Стамбул и из Стамбула в Москву. 97 тысяч рублей — общая цена за четыре билета.
В случае с Тбилиси мы сначала посчитали стоимость перелета из Москвы в Тбилиси и обратно авиакомпанией «Азимут», а потом — цену билетов из Тбилиси в Париж и обратно с перелетом Georgian Airways.
В каждом случае представлена минимальная цена билетов в самых бюджетных классах. Период поездки — со 2 по 11 сентября.
Дополнительно сэкономить можно, добираясь до Тбилиси более сложным маршрутом. О возможных путях и их стоимости рассказывала редакция Paper Kartuli.
Грузинская оппозиция выступает против восстановления авиасообщения. Но заблокировать это решение она пока не может
Возобновление прямого авиасообщения между странами в Грузии встретили неоднозначно. Оппозиция критикует это решение: против прямых рейсов выступили, в частности, партии «Единое национальное движение», Droa и Lelo. Лидер «ЕНД» Леван Хабеишвили заявил: «Воля грузинского народа неизбежна, мы выбираем Европу, а не Россию».
Возобновление прямых перелетов критиковала и президентка Грузии Саломе Зурабишвили. «Мы должны понимать, что Кремль „подкидывает“ такие темы, когда надеется внести раскол между нами и нашими западными партнерами», — говорила она в январе.
Оппозиция провела уже несколько акций протеста против прямого авиасообщения с Россией. На митинг 15 мая пришли около 100 человек, фотографии акции можно найти в Paper Kartuli.
Негативно к возвращению прямого авиасообщения между Россией и Грузией отнеслись в США и ЕС.
Как грузинские политики реагируют на возобновление прямого авиасообщения ✈️
Читайте в материале Paper Kartuli
Несмотря на это, правящая партия «Грузинская мечта» одобрила решение российской стороны об отмене виз для граждан Грузии и о восстановлении прямых рейсов. «Любое решение, которое облегчит жизнь, переезд и ведение бизнеса нашим гражданам, безусловно, позитивно и приветствуется», — отметил премьер-министр Иракли Гарибашвили.
На данный момент у грузинской оппозиции нет юридической возможности заблокировать восстановление прямых рейсов с Россией. Следующие парламентские выборы в Грузии, по итогам которых будет сформировано правительство, пройдут в 2024 году.
Что еще почитать:
- Путешествия по России, рейсы в Иран и конец горящих туров. Где теперь отдыхают петербуржцы и сколько это стоит?
- Путешествий в 3 раза меньше, а их цена в 1,5–2 раза выше. Как изменился отдых читателей «Бумаги» на фоне пандемии и войны.