21 марта 2012

Формы и пропорции архитектурного бизнеса

  Создатели Rhizome Group полгода назад сознательно отказались от наемной работы в больших компаниях и открыли собственное бюро. Аня Косинская поговорила с архитекторами о том, как выстраиваются приоритеты у молодых профессионалов и почему реализация становится важнее ежемесячной зарплаты.

Фото: Алексей Шишкин /«Бумага»
Строго говоря, то, что делают ребята из Rhizome Group, бизнесом можно назвать во вторую или даже в третью очередь. Павел Кирпичников, Женя Решетов, Таня Синельникова и Мария Качалова участвуют в архитектурных конкурсах, мечтают об изменениях «в головах и клозетах» и зарабатывают деньги тем, что умеют и любят. — У нас все очень интересно складывалось, — рассказывает Женя Решетов о том, как появилась идея создания бюро. — Сначала каждый был сам по себе, потом нас объединил один проект и мы стали работать вчетвером. Потом мы решили, что это несерьезно и нужен офис, потом — заказчики. То есть весь путь мы прошли незаметно и легко. Но это был ответственный этап — собраться, придумать название, сделать сайт. А сейчас кажется, что еще ничего и не сделано. Собственное бюро ребята открыли в октябре 2011 года, понадобилось для этого немного — только помещение и 20 тысяч рублей на его ремонт. Команда к тому моменту уже сложилась. Регистрировать юридическое лицо не стали — ограничились ИП, которое оформлено на Женю. Покупать оборудование тоже не пришлось: своя рабочая машина была у каждого. Вся бухгалтерия Rhizome Group — это ежемесячная оплата аренды и интернета, всего около 15 тысяч рублей. Остальной заработок распределяется просто: ребята делят его на четыре части. На первый взгляд, к деньгам они относятся артистически, воспринимая доходы бюро как дополнительный стимул к качественной работе и самореализации. «Мы как раз пытаемся понять, сколько мы зарабатываем», — говорит Таня, выдавая этим отсутствие стратегии, бизнес-плана и всего остального, чем обычно заняты головы молодых предпринимателей. Но фокус в том, что создатели Rhizome Group — не бизнесмены. Они художники, готовые монетизировать свои таланты, не идя на компромиссы с совестью. На вопрос, по какому принципу отбираются заказы, быстрее всего отвечает Паша Кирпичников: — Ну, во-первых, по тому, сколько мы сможем на этом заработать… Но Женя прерывает его, замечая, что это все-таки не во-первых: ребятам не очень интересно работать, например, с частными интерьерами. Они ставят себе более амбициозные задачи и стремятся к профессиональной реализации. Так, в декабре их проект въездной стелы Петербурга занял первое место в конкурсе Комитета по градостроительству и архитектуре. — Наш объект приложения идей на данный момент — это город. Сформулировать то, как он должен меняться, какой вектор ему выбрать, чтобы он стал действительно лучше, от чего отказаться, а на что обратить внимание — вот наша цель, — объясняет Паша. — Поэтому мы и выбираем проекты, которые имеют значение в городском масштабе. Интерьеры — это просто способ, чтобы держаться на плаву. За некоторые заказы команда берется даже бесплатно, ради имиджа и интересного опыта. Сотрудничество с Юрием Лифшицем и работа над интерьером его «Зоны действия» — это как раз тот случай. — Было две вводные. Первая: необходима зона для лекций, семинаров и коворкинга, пара офисов и большая кухня, которая работает как пространство для менее формальных мероприятий. Вторая вводная: денег нет, — рассказывает Женя. — По сути, интересная задача: минимальными средствами надо добиться максимального эффекта. Этот проект — разминка для ума. Такое отношение к работе — это осознанная позиция. До того, как открыть собственное дело, Паша и Женя, например, трудились наемными архитекторами, отлично зарабатывали и скучали. Теперь приоритет не в деньгах, но естественно полностью отказаться от прибыли в пользу искусства ребята не готовы. И все-таки, складывается ощущение, что найти баланс им все еще непросто. С одной стороны, они признаются, что с радостью зарабатывали бы и больше, но с другой — точно определить собственные доходы никто из Rhizome Group не смог. Деловой опыт ребята приобретают постепенно, эмпирически выясняя и стоимость своих услуг, и возможную производительность: — Большое значение имеет опыт, — объясняет Женя специфическое ведение дел в арт-сфере. — Пока ты не войдешь в работу, нельзя сразу сказать, что столько стоит. Чтобы понять сам процесс, нужно набить шишек и мы сейчас как раз в процессе. Мы же работаем всего полгода, то есть притираемся и понимаем, какие возникают поправки, как растягивается процесс. Все эти вещи мы анализируем, закладываем в базовую стоимость или более четко делим стадийность, разделяем свою ответственность. Стоимость работы Rhizome Group в зависимости от площади варьируется от 1000 до 2000 за квадратный метр. Что касается разработки идеи, то тут стартовая цена — 100 000 рублей. Как признаются ребята, им уже удалось побороть комплекс новичка и научиться правильно оценивать свои услуги. — Первое время о деньгах даже и не говорили, — рассказывает Паша. — А сейчас говоришь сразу, как только понимаешь, что, собственно, от тебя надо. Несмотря на то, что за полгода команда бюро Rhizome Group выросла в деловом плане, сделала себе имя и обзавелась постоянными клиентами, эти архитекторы похожи скорее на романтиков, чем на коммерсантов. — У нас есть комфортные рамки заработка, и если мы будем вписываться в эти рамки с одним текущим проектом, то все остальные могут быть имиджевыми и конкурсными. Это то, к чему мы стремимся. Мы работаем по 10-12 часов в день: это время интереснее тратить на нечто идеологически выверенное. Комфортные рамки — это зарплата в 30-40 тысяч рублей в месяц, появление которых раз от раза спрогнозировать невозможно. Тем не менее, есть в этом подходе здравое зерно. — Реализация творческого потенциала — это наработка имени. Когда ты сделаешь себе имя, ты сможешь просить за те же самые вещи больше денег, — говорит Таня, давая понять, что работать по двенадцать часов в сутки над проектом, который тебе очень интересен, действительно стоит. Пусть даже эти усилия окупятся не сразу.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.