17 апреля 2023

Путешествий в 3 раза меньше, а их цена в 1,5–2 раза выше. Как изменился отдых читателей «Бумаги» на фоне пандемии и войны

Как петербуржцы оценивают свои расходы на путешествия и реже ли уезжают на отдых? Мы спросили у читателей, как изменились их отпуска на фоне пандемии и войны в Украине и публикуем главные выводы из нашего небольшого исследования.

В опросе приняли участие 100 с небольшим респондентов. Этого недостаточно, чтобы установить строгие закономерности, однако эти данные позволяют выдвинуть гипотезы о том, что изменилось.

Вывод 1: читатели «Бумаги» теперь путешествуют почти в три раза меньше

Опрос «Бумаги» показал, что горожане реже выезжают на отдых: в 2019 году и ранее не путешествовали только 4 % респондентов. На фоне пандемии коронавируса таких читателей стало больше в четыре раза — 16 %. А после начала войны в Украине от путешествий отказываются уже 23 % опрошенных.

Число горожан, выезжающих из Петербурга несколько раз в год, также сократилось примерно в три раза. Например, в 2019 году четыре раза в год и чаще путешествовали 23 % респондентов. К 2023 году их доля сократилась до 8 %.

В случае с 2023 годом учитываются в том числе планируемые поездки респондентов

Вывод 2. Две трети читателей ощутили рост расходов на отдых, а его продолжительность сократилась

Изменилась и длительность путешествий: до 2020-х путешествия половины опрошенных продолжались в среднем более недели. В 2020–2021 годах — во время пандемии коронавируса и связанных с ней ограничений — больше недели отдыхали только 37,3 %, а после начала войны в Украине долгий отдых позволяют себе только 30 % респондентов.

Возможно, этот тренд связан с ростом цен: как ранее писала «Бумага», отдых в отдельных станах — например, в Турции — в 2022 году подорожал почти в полтора раза.

Рост расходов на путешествия заметили и наши читатели: во время пандемии тратить больше на отдых начали 72,7 % опрошенных, после начала войны — 76 % респондентов.

По мнению участников опроса, в 2023 году траты вырастут еще сильнее: 37 % читателей считают, что стоимость их путешествий вырастет в полтора-два раза по сравнению с прошлым годом. 26 % респондентов предполагают рост цен более чем в два раза. На незначительное повышение трат надеются только 22 % горожан.

В случае с 2023 годом учитываются прогнозы респондентов

Вывод 3. Читатели всё так же предпочитают сами организовывать поездки

Другие гипотезы экспертов в области туристической индустрии наш опрос не подтверждает — например, по итогам 2022 года Ассоциация туроператоров России (АТОР) заявила, что организованный туризм демонстрирует более высокие темпы роста, чем самостоятельные поездки.

«Часть самостоятельных туристов в отсутствие ушедших зарубежных систем бронирования пошла к турагентам», — говорили в АТОР. Большая часть респондентов «Бумаги» предпочитает путешествовать самостоятельно и сегодня, несмотря на уход с российского рынка Booking, Airbnb и других популярных туристических сервисов.

Среди участников опроса число людей, предпочитающих самостоятельные путешествия, снизилось незначительно: с 74 % в 2019 году до 66 % в 2023 году. При этом востребованность турфирм не выросла: в 2019-м их предпочитали 8 % респондентов, а в 2023-м — 7 % опрошенных.

Таким образом, небольшое падение спроса на самостоятельные поездки у наших читателей вызвано отказом от путешествий как таковых. Кроме того, эти данные могут не совпадать с общероссийским трендом в силу специфики нашей аудитории: в ней больше людей 20–40 лет и у подавляющего большинства есть высшее образование.

Вывод 4. Популярность внутреннего туризма стабильна, число поездок в Европу значительно сократилось

Не нашел подтверждений в опросе и тренд на увеличение популярности внутрироссийского туризма, о котором говорили ранее собеседники «Бумаги» из туристической индустрии.

Из ответов читателей следует, что их спрос на внутренние направления остается стабильным. Например, в 2019 году в Ленобласти и ближайших регионах отдыхали 42 % респондентов. В 2022 году эти направления выбрал 41 % опрошенных. Неизменным остается и спрос на российские пляжные курорты: в последние годы там отдыхают 11–15 % участников опроса.

В случае с 2023 годом учитываются в том числе планируемые поездки респондентов

Серьезные изменения заметны только по отдыху в Европе. В 2019 году этот вариант был самым популярным у читателей «Бумаги»: в европейские города путешествовали 79 % участников опроса, еще 33 % респондентов выбирали пляжные курорты Европы.

Уже во время пандемии коронавируса туристический поток в Европу из Петербурга резко снизился: например, на европейских пляжных курортах в 2020–2021 годах побывали только 7 % от общего числа участников опроса. Таким же их число осталось и в 2022 году.

Турпоток в некурортные европейские города сократился почти в 20 раз — с 79 до 4 %.

Что еще почитать:

Бумага
Авторы: Бумага
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.