В галерее KGallery случайно обнаружили неизвестный натюрморт Петрова-Водкина с рыбами — всё это время он был скрыт под слоем красок: художник нарисовал поверх него портрет дочери. Открытие сделал простой посетитель выставки — об этом «Бумаге» сообщили в галерее. Рассказываем историю находки.
19 ноября в KGallery открыли выставку с живописью и графикой Петрова-Водкина из частных коллекций. Одной из представленных работ стал портрет дочери художника, написанный в 1923 году маслом на доске.
На прошлой неделе посетитель выставочного пространства заметил, что под изображением девочки просвечивается силуэт рыбьего хвоста, рассказали «Бумаге» в KGallery.
Основатель галереи Владимир Березовский обсудил это с сотрудниками KGallery и выяснил, что некоторые из них тоже обратили внимание на эту странность. После этого работу временно сняли с экспозиции и отправили на исследование — в галерее предположили, что под портретом дочери Петрова-Водкина может скрываться другая его работа.
Рентгеновский снимок подтвердил, что так и есть: под портретом скрывался полноценный натюрморт с рыбой и овощами.
«Петров-Водкин, по всей видимости, решил не заканчивать его, хотя и подписал [работу]. А на следующий год он поменял ориентацию на вертикальную и написал свою дочь Лену», — объяснила «Бумаге» куратор KGallery Тамара Кубанеишвили.
По словам Тамары Кубанеишвили, подобные находки — когда под одной картиной находится другая работа того же художника — встречаются не так часто. Значительно более распространенной была практика, когда авторы писали с обеих сторон холста или бумаги, чтобы сэкономить. К этому методу прибегала, например, Зинаида Серебрякова.
Тем не менее, это уже не первый случай обнаружения работ Петрова-Водкина, спрятанных под другими картинами. Например, в 2018 году специалисты Русского музея исследовали картину художника «Колхозницы» — под верхним слоем красок они обнаружили портрет Пушкина, считавшийся утерянным.
Еще одну такую находку сделали в процессе подготовки к выставке в KGallery. Команда галереи исследовала холст с эскизом портрета ученого Леонида Канторовича и выяснила, что под изображением скрывается более ранний слой красок. Оказалось, что эскиз портрета Канторовича Петров-Водкин писал поверх собственного автопортрета — который художника, вероятно, чем-то не удовлетворил.
Картину уже вернули на выставку, экспозицию можно осмотреть до конца года.
Что еще почитать:
Вы видели, как Адама и Еву изображал Петров-Водкин? Вот история его «Изгнания из рая» — с новой выставки в KGallery.
Отказ от выставок американских фотографов и развитие арт-ярмарки. Как изменилась KGallery — одна из самых известных частных галерей Петербурга.