Петербуржцы с каждым годом всё чаще покупают одежду в секонд-хендах и на ресейл-платформах в интернете — это подтверждают и читатели «Бумаги», и участники рынка, с которыми «Бумага» поговорила. Изученная нами статистика указывает, что точек вторичного рынка тоже становится всё больше.
Рассказываем, какую долю рынка одежды в Петербурге занимают секонд-хенды, насколько выросли продажи бывших в употреблении вещей в интернете и можно ли сегодня привезти одежду из-за рубежа.
Петербуржцы всё чаще пользуются секонд-хендами, сообщали СМИ. Собеседники «Бумаги» на рынке подтвердили эту тенденцию
В 2023-м в Петербурге выросла популярность секонд-хендов и комиссионных магазинов, сообщал «Деловой Петербург» в конце года. Представители этой индустрии рассказали изданию об увеличении спроса на бывшие в употреблении вещи и приросте базы покупателей. Читатели «Бумаги» осенью 2023 года тоже рассказывали, что стали чаще покупать одежду в секондах.
Опрошенные «Бумагой» магазины подтвердили рост проходимости и среднего чека. Например, сеть секонд-хендов «1000 брендов» в 2022-2023 годы зафиксировала рост спроса на уровне 15−20 % ежегодно, а также повышение среднего чека, связанное с подорожанием одежды.
Руководительница проекта «Спасибо!» Наталья Галечьян сказала «Бумаге», что в благотворительных магазинах этого бренда средний чек растет, но без опережения инфляции. «Мы замечаем всплеск спроса, как только повышается градус неопределенности. Главное исключение — конец сентября и начало октября в 2022 году, там был спад. Но в целом у нас растет проходимость», — рассказала Галечьян.
Рост популярности секонд-хендов и комиссионных магазинов связан не только с уходом из России многих зарубежных брендов одежды и другими экономическими последствиями войны в Украине: аналогичная тенденция наблюдалась и в 2021 году на фоне пандемии коронавируса, сообщали петербургские СМИ.
Растет популярность и других форматов на вторичном рынке одежды — например, ресейл-платформ в онлайне
Руководительница проекта «Спасибо!» Наталья Галечьян пояснила «Бумаге», что на рынке вторичного потребления одежды присутствуют не только секонд-хенды: горожане могут купить бывшую в употреблении одежду на барахолках и блошиных рынках, а также на ресейл-платформах — например, на «Авито».
«Секонд-хенд как сегмент тоже неоднороден: присутствуют очень разные форматы. Есть сетевые секонды, а есть селективные торговые точки, о которых знают только „избранные“. Многие селективные секонды переходят в онлайн, и этот рынок тоже стоит учитывать», — добавила Галечьян.
Кроме того, на рынке есть магазины винтажной одежды, которые представляют собой отдельный сегмент рынка, считают представители проекта «Желтая вешалка». «Винтажная одежда могла быть в употреблении, а могла и не быть. Суть не в этом, а в ее историко-культурной ценности, качестве материалов, кроя и так далее», — объяснили они «Бумаге».
Этот сегмент тоже набирает популярность, рассказывали в магазине винтажной одежды KIssa Market в начале февраля 2022 года: «Рынок винтажной одежды растет — это правда. Нам кажется, люди стали более чутко заботиться о том, как и где они живут».
Востребованность ресейл-платформ в Петербурге тоже выросла. Например, в 2023 году продажи мужской одежды на «Авито» выросли на 52 %, а женской — на 23 %, сообщали «Бумаге» в пресс-службе онлайн-платформы. Увеличилось и число сделок по продаже вещей от Balenciaga, Christian Dior и других люксовых брендов.
Секонд-хенды продолжают привозить вещи из-за рубежа, хотя затраты на покупку выросли
Война в Украине не отразилась на схемах закупки товаров за рубежом, рассказал «Деловому Петербургу» коммерческий директор «Лаборатории рециклинга» Дмитрий Карлин. «Санкции на товары секонд–хендов не распространяются, [но] закупаться у европейских поставщиков стало дороже», — заметил он.
О том же говорят и собеседники «Бумаги». Например, проект «1000 брендов» продолжает привозить из-за рубежа все свои товары, хотя и замечает увеличение затрат на их закупку.
«Мы привозим одежду только из-за границы. Ввозить стало гораздо сложнее, увеличилась себестоимость, но сейчас ситуация уже лучше, чем несколько лет назад», — отметили в магазине винтажных вещей «Желтая вешалка».
Показатели по сдаче ненужных вещей в контейнеры благотворительных магазинов «Спасибо!» зависят в первую очередь от погоды и смены сезона и мало коррелируются с любыми внешними событиями, рассказала «Бумаге» Наталья Галечьян.
Среди причин популярности секонд-хендов: желание сэкономить, осознанное потребление и поиск альтернатив ушедшим из России сетям
Участники вторичного рынка одежды объясняют рост популярности секонд-хендов по-разному: например, желанием покупателей сэкономить и стремлением к осознанному потреблению.
Еще одним важным фактором является текущее предложение на российском рынке, которое не может удовлетворить потребности всех покупателей, считает руководительница «Спасибо!» Наталья Галечьян.
— Покупатели ищут альтернативы: в секонде можно найти и любимые бренды, и качественные ткани, и интересные фасоны. Мода очень чутко реагирует на внешние условия, и предложение на рынке в масс-маркете сейчас с перекосом в базовые модели, найти вещь «с характером» в обычном магазине сложно. Я бы не сказала, что это повышение спроса именно на секонд, а скорее расширение приемлемых альтернатив при поиске нужных товаров.
Число секонд-хендов растет, но они по-прежнему занимают небольшую долю петербургского рынка одежды
По данным портала «Все секонд-хенды», сейчас в Петербурге работают 507 секонд-хендов. «Бумага» изучила архивные версии этого сайта с помощью сервиса Wayback Machine и сравнили их с актуальной информацией.
Выяснилось, что с 2021 по 2024 годы число секонд-хендов в городе выросло на 5 % — с 482 до 507 магазинов. При этом количество магазинов с высокими оценками упало более чем на 12 %: весной 2021-го высокие оценки на портале имел 151 магазин, весной 2024 года — только 132 секонда.
В сети «1000 брендов» считают, что покупки в секонд-хендах совершают только 5 % петербуржцев — и вторичный рынок одежды вряд ли сможет заменить ушедшие из России бренды в сегменте масс-маркета.
Руководительница проекта «Спасибо!» Наталья Галечьян отметила, что и в более высоком сегменте одного вторичного рынка недостаточно для полноценной замены ушедших брендов.
— Рынок одежды можно понимать в утилитарном смысле (прикрываем наготу и согреваемся), а можно — в культурном. Полноценная замена предполагает, что потребитель может удовлетворить свою потребность и в принадлежности (выгляжу прилично), и в уникальности (не ходим все, как из инкубатора). Для кого-то одежда — это возможность демонстративного потребления. И потребность в этом закроет селективный винтаж (которого у нас пока очень мало), индивидуальный пошив (тут вопрос в поставках тканей) и российский люкс.
Фото на обложке: «Бумага»
Что еще почитать:
- Секонды, вещи из Европы, локальные бренды и доставка из Китая. Где теперь покупают одежду и обувь читатели «Бумаги»?
- Maag, RE и сеть с продукцией Reebok. 12 новых брендов одежды, которые заменили ушедших из России производителей.