27 марта 2024

Почему петербуржцы всё чаще ходят в секонд-хенды и что там ищут? Объясняем, почему дело не только в желании сэкономить

Петербуржцы с каждым годом всё чаще покупают одежду в секонд-хендах и на ресейл-платформах в интернете — это подтверждают и читатели «Бумаги», и участники рынка, с которыми «Бумага» поговорила. Изученная нами статистика указывает, что точек вторичного рынка тоже становится всё больше.

Рассказываем, какую долю рынка одежды в Петербурге занимают секонд-хенды, насколько выросли продажи бывших в употреблении вещей в интернете и можно ли сегодня привезти одежду из-за рубежа.

Петербуржцы всё чаще пользуются секонд-хендами, сообщали СМИ. Собеседники «Бумаги» на рынке подтвердили эту тенденцию

В 2023-м в Петербурге выросла популярность секонд-хендов и комиссионных магазинов, сообщал «Деловой Петербург» в конце года. Представители этой индустрии рассказали изданию об увеличении спроса на бывшие в употреблении вещи и приросте базы покупателей. Читатели «Бумаги» осенью 2023 года тоже рассказывали, что стали чаще покупать одежду в секондах.

Опрошенные «Бумагой» магазины подтвердили рост проходимости и среднего чека. Например, сеть секонд-хендов «1000 брендов» в 2022-2023 годы зафиксировала рост спроса на уровне 15−20 % ежегодно, а также повышение среднего чека, связанное с подорожанием одежды.

Руководительница проекта «Спасибо!» Наталья Галечьян сказала «Бумаге», что в благотворительных магазинах этого бренда средний чек растет, но без опережения инфляции. «Мы замечаем всплеск спроса, как только повышается градус неопределенности. Главное исключение — конец сентября и начало октября в 2022 году, там был спад. Но в целом у нас растет проходимость», — рассказала Галечьян.

Рост популярности секонд-хендов и комиссионных магазинов связан не только с уходом из России многих зарубежных брендов одежды и другими экономическими последствиями войны в Украине: аналогичная тенденция наблюдалась и в 2021 году на фоне пандемии коронавируса, сообщали петербургские СМИ.

Фото: «Бумага»

Растет популярность и других форматов на вторичном рынке одежды — например, ресейл-платформ в онлайне

Руководительница проекта «Спасибо!» Наталья Галечьян пояснила «Бумаге», что на рынке вторичного потребления одежды присутствуют не только секонд-хенды: горожане могут купить бывшую в употреблении одежду на барахолках и блошиных рынках, а также на ресейл-платформах — например, на «Авито».

«Секонд-хенд как сегмент тоже неоднороден: присутствуют очень разные форматы. Есть сетевые секонды, а есть селективные торговые точки, о которых знают только „избранные“. Многие селективные секонды переходят в онлайн, и этот рынок тоже стоит учитывать», — добавила Галечьян.

Путешествие из СССР в капитализм 🔗

Как за 10 лет изменился блошиный рынок на Удельной

Кроме того, на рынке есть магазины винтажной одежды, которые представляют собой отдельный сегмент рынка, считают представители проекта «Желтая вешалка». «Винтажная одежда могла быть в употреблении, а могла и не быть. Суть не в этом, а в ее историко-культурной ценности, качестве материалов, кроя и так далее», — объяснили они «Бумаге».

Этот сегмент тоже набирает популярность, рассказывали в магазине винтажной одежды KIssa Market в начале февраля 2022 года: «Рынок винтажной одежды растет — это правда. Нам кажется, люди стали более чутко заботиться о том, как и где они живут».

Востребованность ресейл-платформ в Петербурге тоже выросла. Например, в 2023 году продажи мужской одежды на «Авито» выросли на 52 %, а женской — на 23 %, сообщали «Бумаге» в пресс-службе онлайн-платформы. Увеличилось и число сделок по продаже вещей от Balenciaga, Christian Dior и других люксовых брендов.

Секонд-хенды продолжают привозить вещи из-за рубежа, хотя затраты на покупку выросли

Война в Украине не отразилась на схемах закупки товаров за рубежом, рассказал «Деловому Петербургу» коммерческий директор «Лаборатории рециклинга» Дмитрий Карлин. «Санкции на товары секонд–хендов не распространяются, [но] закупаться у европейских поставщиков стало дороже», — заметил он.

О том же говорят и собеседники «Бумаги». Например, проект «1000 брендов» продолжает привозить из-за рубежа все свои товары, хотя и замечает увеличение затрат на их закупку.

«Мы привозим одежду только из-за границы. Ввозить стало гораздо сложнее, увеличилась себестоимость, но сейчас ситуация уже лучше, чем несколько лет назад», — отметили в магазине винтажных вещей «Желтая вешалка».

Показатели по сдаче ненужных вещей в контейнеры благотворительных магазинов «Спасибо!» зависят в первую очередь от погоды и смены сезона и мало коррелируются с любыми внешними событиями, рассказала «Бумаге» Наталья Галечьян.

Среди причин популярности секонд-хендов: желание сэкономить, осознанное потребление и поиск альтернатив ушедшим из России сетям

Участники вторичного рынка одежды объясняют рост популярности секонд-хендов по-разному: например, желанием покупателей сэкономить и стремлением к осознанному потреблению.

Еще одним важным фактором является текущее предложение на российском рынке, которое не может удовлетворить потребности всех покупателей, считает руководительница «Спасибо!» Наталья Галечьян.

Наталья Галечьян
руководительница проекта «Спасибо!»

— Покупатели ищут альтернативы: в секонде можно найти и любимые бренды, и качественные ткани, и интересные фасоны. Мода очень чутко реагирует на внешние условия, и предложение на рынке в масс-маркете сейчас с перекосом в базовые модели, найти вещь «с характером» в обычном магазине сложно. Я бы не сказала, что это повышение спроса именно на секонд, а скорее расширение приемлемых альтернатив при поиске нужных товаров.

Фото: «Бумага»

Число секонд-хендов растет, но они по-прежнему занимают небольшую долю петербургского рынка одежды

По данным портала «Все секонд-хенды», сейчас в Петербурге работают 507 секонд-хендов. «Бумага» изучила архивные версии этого сайта с помощью сервиса Wayback Machine и сравнили их с актуальной информацией.

Выяснилось, что с 2021 по 2024 годы число секонд-хендов в городе выросло на 5 % — с 482 до 507 магазинов. При этом количество магазинов с высокими оценками упало более чем на 12 %: весной 2021-го высокие оценки на портале имел 151 магазин, весной 2024 года — только 132 секонда.

В сети «1000 брендов» считают, что покупки в секонд-хендах совершают только 5 % петербуржцев — и вторичный рынок одежды вряд ли сможет заменить ушедшие из России бренды в сегменте масс-маркета.

Руководительница проекта «Спасибо!» Наталья Галечьян отметила, что и в более высоком сегменте одного вторичного рынка недостаточно для полноценной замены ушедших брендов.

Наталья Галечьян
руководительница проекта «Спасибо!»

— Рынок одежды можно понимать в утилитарном смысле (прикрываем наготу и согреваемся), а можно — в культурном. Полноценная замена предполагает, что потребитель может удовлетворить свою потребность и в принадлежности (выгляжу прилично), и в уникальности (не ходим все, как из инкубатора). Для кого-то одежда — это возможность демонстративного потребления. И потребность в этом закроет селективный винтаж (которого у нас пока очень мало), индивидуальный пошив (тут вопрос в поставках тканей) и российский люкс.

Фото на обложке: «Бумага»

Что еще почитать:

Бумага
Авторы: Бумага
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.