Техническая неисправность по-прежнему остается одной из версий крушения А321 в Египте, несмотря на заявления руководства «Когалымавиа». В Росавиации сказали, что говорить о причине катастрофы преждевременно.
Конструкторское бюро, авиакомпания или аэропорт — «Бумага» узнала у экспертов, кто отвечает за техническое состояние самолета, сколько должно летать судно и может ли пассажир узнать, прошло ли оно все проверки.
Фото: Shutterstock
Как и кто проверяет самолет перед вылетом
Существует несколько типов технического обслуживания самолета. Самые базовые проверки — оперативное обслуживание — проводят после каждой посадки, перед взлетом или во время кратковременных стоянок. Самолет осматривают на предмет механических повреждений, проверяют шасси, входные и выходные детали двигателей, электрооборудование, фары.
Сейчас большая часть транспортных воздушных судов летает без бортинженера: в экипаж входят только два пилота и бортпроводники. Поэтому проверку самолета в аэропортах проводят местные техники, с которыми авиакомпания заключила договор. Крупные компании могут иметь свой штат специалистов в зарубежных аэропортах, однако это зависит от частоты рейсов.
Экипаж всегда должен иметь на борту необходимый набор документов, подтверждающий техническое состояние самолета. В любом аэропорту мира могут провести внеплановую «полевую проверку» на соответствие воздушного судна и экипажа требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
Какие еще виды техобслуживания существуют
К другим видам проверок относятся периодическое обслуживание, специальное, обслуживание при хранении (когда, например, самолет не эксплуатируется). В разных классификациях ступени проверки также могут называться A-, B-, C-, D-check в зависимости от регулярности и уровня сложности. За состояние самолета и то, чтобы он вовремя прошел техобслуживание, отвечает авиакомпания.
Техническое обслуживание коммерческих воздушных судов иностранного производства. Иллюстрация: Катерина Чуракова / «Бумага»
На разных этапах проверяют все системы самолета: кондиционирование, автоматическое управление, электро- и водоснабжение, крылья, средства связи, аварийно-спасательное оборудование, окна, люки и двери, фюзеляж и прочее. В зависимости от возраста судна и часов полета ремонт может оплачивать производитель по гарантии или сама авиакомпания.
Где и как часто проверяют самолеты
Есть стандарты того, как, что и как часто нужно осматривать: это прописано в техническом регламенте отдельно для каждого типа воздушного судна. Сроки и требования определяет конструкторское бюро и завод-изготовитель.
Периодические проверки проводят на базах, к которым приписаны самолеты. Это могут быть либо базы изготовителя, либо те, которые получили разрешения на техобслуживание этой модели самолета. Например, в конце сентября самолет «Аэрофлота» А320 впервые прошел D-check, то есть самую сложную разновидность осмотра, в России, на предприятии «С7 Инжиниринг». Специалисты холдинга разбирали все элементы самолета, включая кухни и туалеты, чтобы найти там коррозию. Такую же проверку в 2014 году прошел и самолет А321 авиакомпании «Когалымавиа».
Могут ли пассажиры узнать о состоянии самолета
Фактически возможности узнать о проверках самолета у пассажиров нет: как объясняет Владимир Добрынский, воздушный флот регулируется настолько строго, что объем отчетности слишком большой, а процедуры расписаны детально.
Сколько лет можно эксплуатировать самолет
Сроки эксплуатации самолета отличаются для разных моделей и определяются техническим регламентом. Пределы зависят от нескольких параметров, среди которых количество летных часов, взлетов и посадок, типовых перелетов, возраст. Однако эксплуатацию могут и продлить: для этого, после того как самолет исчерпал свой лимит, его направляют в конструкторское бюро, которое может назначить дополнительные часы полета.
Кроме того, отмечают эксперты, в процессе эксплуатации самолету могут заменить многие элементы, включая двигатель, благодаря чему использовать его можно дольше.
В 2010 году жесткие лимиты для возраста самолетов ввело Федеральное управление гражданской авиации США. Ведомство обязало производителей установить границы использования воздушного транспорта, которые авиакомпании не имеют право превышать без дополнительных проверок. «В металлических конструкциях самолета могут появляться трещины в результате повышения и падения давления, которое происходит во время каждого полета», — говорилось в сообщении управления. Для Airbus и Boeing, например, максимальный налет варьировался в пределах 30 и 75 тысяч полетов. Пассажирский самолет может летать около 10–16 часов каждые сутки.