Регулярно «Бумага» публикует истории об иностранцах. Чем Петербург привлекает и отталкивает приезжих, чему учит Россия и зачем вообще приезжать в незнакомый город — бизнесмены, студенты, ученые и рестораторы из разных стран расскажут о своем опыте и взглядах на петербургскую жизнь.
Англичанин Ксандер Париш — о том, как покинул Королевский балет ради Мариинского театра и почему не скучает по Лондону

Британский артист балета Ксандер Париш переехал в Петербург в 2010-м: этот сезон на сцене Мариинского для премьера театра уже восьмой.

В Петербурге Париш выступает в роли принцев в таких балетах, как «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Жизель», считает город своим домом и говорит, что в России у него появилось больше возможностей, чем на родине.

Англичанин рассказывает, как Россия учит быть сильным и открывает глаза на мир, чем артист Мариинского занимается в свои немногочисленные выходные и почему не променяет Петербург на Лондон.

ВОЗРАСТ

32 года

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Артист балета

В ПЕТЕРБУРГЕ

Восемь лет

Я окончил Королевскую балетную школу в Лондоне и, когда мне было 19, поступил в труппу Королевского балета в Ковент-Гардене. Я работал там, но делать мне было особенно нечего: всё практически сводилось к мимансу (участие в массовых сценах балетных и оперных постановок — прим. «Бумаги»). Это хороший театр, но я там практически не танцевал, было минимум задач. А я очень хотел танцевать и выступать, мне хотелось развиваться и совершенствоваться.

Прошло несколько лет, ничего не менялось: я всё так же исполнял скучные па. Но как-то раз на утренний класс (тренировку — прим. «Бумаги») пришел приглашенный учитель — вести классы в течение двух недель. Я знал только, что он из России, и больше ничего. Он оказался превосходным учителем, классы были отличными, он с большим умом помогал нам совершенствовать технику. Я был очень вдохновлен. Обычно в классе учитель не обращал на меня внимания, оставляя стоять в углу, а этот человек действительно помогал мне расти.

Прошло две недели, и на последнем классе я попросил преподавателя дать мне несколько дополнительных рекомендаций, чтобы я продолжал работу, когда он уедет. В итоге мы вместе занимались полчаса: прыгали, он советовал попробовать еще раз так, еще раз по-другому. А потом он уехал — и я про него не слышал.

Полгода спустя этот человек возглавил труппу Мариинского театра — это Юрий Фатеев. И он прислал мне сообщение с вопросом: не хочу ли я присоединиться к труппе Мариинского? И я приехал.

Конечно, я знал, что Мариинский театр очень известный, знал его историю. У нас в Королевском балете танцевал Рудольф Нуреев, звезда Кировского театра (название Мариинского в советское время — прим. «Бумаги»). Я знал, что русский балет очень высокого качества, но никогда даже не мечтал в него попасть. В моей голове это было просто невозможно. Это как играть за футбольную команду небольшого городка и мечтать попасть в «Арсенал».

Я выбрал не самое удачное время для переезда в Петербург: прилетел в январе 2010-го. Было около половины четвертого, но уже темно, как ночью, а вокруг метровые сугробы. Подумал тогда: где я вообще? Конечно, в Великобритании бывают холодные зимы, но если в Лондоне идет снег, то это практически катастрофа, мы к нему не привыкли. Обычно у нас зимой -2…-3 градуса, а в Петербурге было -26!

Фото: Егор Цветков / «Бумага»

Чему вас научила Россия?

Россия научила меня очень многому. Эта страна открыла для меня перспективы, открыла мне глаза. Думаю, что вырос здесь как внутренне, стал мужчиной, так и как артист.

В [балетной] школе ты получаешь знания о технике, но что техника и информация без практики? Когда я приехал в Россию (спасибо Юрию и театру), у меня появилась возможность набраться опыта, научиться быть танцором, ведь только на сцене ты становишься артистом.

Здесь я на много уровней усовершенствовал свою технику, мои учителя очень добры ко мне, мы много работаем. Они очень многому меня научили за эти годы.

Россия научила меня быть сильным, ценить всё вокруг. Сейчас я очень люблю и страну, и особенно Петербург. Разумеется, сначала было непросто, но сейчас я чувствую себя здесь как дома.

Кто сыграл для вас важную роль?

Переезд был для меня абсолютно новым опытом. До этого я не бывал в России, знал про нее очень мало — что-то из фильмов о Джеймсе Бонде. Не знал языка, друзей здесь у меня тоже не было. Это был как прыжок в темноту. Честно говоря, было страшно. Мне тогда было 23, но я был очень юн — практически никакого жизненного опыта.

По приезде я встретил людей двух типов: либо очень неприветливых, либо очень приветливых. Но большинство меня попросту игнорировали. В труппе ко мне все отнеслись приветливо, хотя сначала было сложно. Сейчас я уже часть семьи балетной труппы, но когда приехал, иностранцев здесь было мало.

Несколько человек мне особенно помогли. Это Сергей Саликов, сейчас он режиссер, ведущий спектакли. Сергей отвел меня в «О’Кей», «Максидом», чтобы я мог купить всё, что мне нужно для дома, помогал и поддерживал меня.

Еще один человек из театра — Дмитрий Ермаков (координатор международных проектов балета Мариинского — прим. «Бумаги»), он также был ко мне очень добр, рассказывал, как всё устроено в театре. Мне очень помогла и помощница Юрия [Фатеева], Софья Ядченко, она как моя русская мама. Это несколько примеров настоящей доброты, которая помогла мне освоиться в Петербурге.

Что вы хотели бы перенести из своей страны в Петербург?

Я скучаю по маме и папе; вижусь с ними и сестрой, когда приезжаю в Великобританию. Но вообще, я здесь совершенно счастлив и ни по чему больше не скучаю, даже по погоде. В Лондоне тоже дождливо.

Пять находок в Петербурге

1.

Рестораны «Тепло», «Ромео» и Little Italy

Вообще-то, мы почти всегда работаем, свободные дни бывают раз в две-три недели. И обычно в это время я стараюсь выбраться куда-то с друзьями.

Мне очень нравится ресторан «Тепло», там очень по-домашнему, вкусная еда и очень приветливый персонал. Еще мне очень нравится итальянский ресторан Romeo’s Bar & Kitchen возле театра и Little Italy на Итальянской улице, там просто фантастическая еда.

2.

Музей Фаберже и Главный штаб

Музей Фаберже отличный, там очень интересно — все эти прекрасные ювелирные изделия.

Мне очень нравится также Эрмитаж, особенно здание Главного штаба, где выставлены прекрасные работы импрессионистов.

3.

Новая Голландия

Очень люблю это место. Новая Голландия всего в 10 минутах от Мариинского, так что я часто там бываю. Если день солнечный, то люблю просто полежать на траве или съесть мороженое.

4.

«Стокманн»

Я бываю и в «Стокманне», и в «Галерее», когда мне нужно что-то купить. В «Стокманне» мне особенно нравится супермаркет: там отличная еда. Например,  я нашел в этом магазине прекрасную арахисовую пасту.

5.

Кинотеатр «Англетер»

Мне очень нравится «Англетер», там часто можно посмотреть что-то на английском. Но когда хочу посмотреть какой-нибудь блокбастер, особенно в IMAX, я хожу в кинотеатр в «Галерее». Недавно смотрел там новый «Парк Юрского периода».

Зачем вы здесь?

Я счастлив, что живу здесь. Очень сложно загадывать: мы никогда не знаем, что будет завтра, — но я мечтаю здесь и остаться. Хотел бы даже купить квартиру, чтобы окончательно осесть. Когда уезжаю из Петербурга, начинаю по нему очень скучать, он уже часть меня.

Как артисту мне очень хотелось бы улучшить некоторые мои роли, и дальше совершенствоваться и учиться. Мне бы очень хотелось расширить свой репертуар — например, попробовать себя в балетах Григоровича (я никогда не танцевал их), в «Легенде о любви» или «Каменном цветке».

Меня очень интересует российский балет советского периода. Я станцевал довольно много принцев — это, собственно, то, за чем я приехал, но мне хотелось бы освоить и советский репертуар или балеты Ратманского, мне очень нравится «Анна Каренина» и «Золушка».

Еще мне хочется узнать, как здесь обстоят дела с образованием: куда как иностранец я могу поступить. Ведь вокруг столько всего, чему можно научиться, а мне очень хочется расти.

Интервью велось на английском языке. Опубликован перевод.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.