28 января 2019

В Петербурге закрылись «Нетто», MediaMarkt и еще несколько торговых сетей. Почему это произошло и как повлияет на рынок и покупателей?

Проект «Лучше здесь» — это серия встреч петербургских предпринимателей и рубрика «Бумаги» и Банка «Санкт-Петербург» о петербургском бизнесе.

Если вы занимаетесь бизнесом в Петербурге — расскажите нам о себе, пожалуйста, заполнив короткую форму в конце материала. Мы будем рады с вами познакомиться!


В 2018 году из Петербурга ушло больше десятка торговых сетей: от региональных «Нетто» и «Естный» до крупных вроде MediaMarkt. На месте закрывшихся ретейлеров в основном появляются федеральные сети, некоторые из них сейчас занимают более 20 % рынка в своей области.

«Бумага» рассказывает, почему российские и иностранные ретейлеры закрывают магазины в Петербурге и какие сети появились в городе в 2018 году.

Какие торговые сети закрылись за последний год?

За 2018 год из Петербурга ушло несколько десятков компаний розничной торговли. В городе закрылись, например, российские магазины товаров для дома «Дом Лаверна», продуктовая сеть «Нетто», обувная сеть Obuv.com, сеть мини-пекарен «Естный» и сеть магазинов электронной техники «Кей».
Из города окончательно ушел и финский Stockmann, завершили свою работу немецкая сеть магазинов техники MediaMarkt и финские магазины «К-Раута».
СМИ со ссылкой на источники в ретейл-сегменте также сообщают, что магазины «Полушка» и «Лайм» ищут новых арендаторов для всех площадей. Владельцы эти сообщения не комментируют. Издание MarketMedia со ссылкой на источники также рассказывает о возможной продаже некоторых магазинов Spar и «РеалЪ».

Какое место в городе занимали закрывшиеся сети?

Практически все ушедшие из Петербурга в 2018 году ретейлеры были региональными (кроме MediaMarkt, который ушел со всего российского рынка).
В основном закрывшиеся региональные сети занимали небольшую долю рынка. Так, по итогам 2017 года «Нетто» принадлежало 0,77 % рынка продуктового ретейла, а сетям «РеалЪ» и «Полушка», будущее которых пока не известно, — 1,05 % и 2,79 % соответственно. У «К-Раута» было 1,4 % рынка по данным на январь-ноябрь 2016 года.
Доля сети MediaMarkt на рынке электроники и бытовой техники, несмотря на наличие магазинов по всей России, также была небольшой: 2,8 % против 16,7% у «М. Видео» и 8,9 % у «Эльдорадо». При этом сеть занимала около четверти всех площадей в сегменте электроники и бытовой техники в торговых центрах Петербурга.
У «Кей» к 2018 году было 20 магазинов в Петербурге и девять в регионах. Stockman владел в 2018 году лишь одним активом в России — ТЦ «Невский центр» (другие закрывались в течение последних четырех лет). У «Естного» к 2018 году было 50 точек в Петербурге (против 150 в 2016 году). Сеть «Дом Лаверна» закрывалась постепенно и к 2018 году владела лишь одним магазином (против восьми в 2016 году).
При этом оборот розничной торговли в целом по России растет, посчитала аналитическая группа «РБК Исследования рынков». Так, федеральные сети X5 Retail Group (23,86 % на рынке продуктовых сетей), «Лента» (13,36 %) и «Окей» (11,67 %) только расширяются на петербургском рынке, хотя их средние темпы роста выручки сокращаются.

Как конкуренты влияют на закрытие торговых сетей?

Одной из главных причин ухода торговых сетей с рынка опрошенные «Бумагой» эксперты называют консолидацию, то есть объединение участников рынка. По словам генерального директора консалтингового агентства InfoLine Ивана Федякова, это закономерный процесс.
Иван Федяков
гендиректор InfoLine

— С 2000-х годов мы находились в фазе экстенсивного роста из-за борьбы с дефицитом: был потенциал для открытия новых магазинов и было место, где их открывать. Потом сети развивались на фоне переманивания покупателей с рынков. Третьей фазой стало то, что крупные сети стали побеждать несетевые форматы торговли, то есть индивидуальных предпринимателей. А сейчас новые магазины открываются всё реже — проиграв конкуренцию, они поглощаются или замещаются другими ретейлерами.

Поглощение торговых сетей более крупными ретейлерами называют одним из факторов развития рынка, так как при этом уходят наименее конкурентоспособные игроки. Как пояснил «Бумаге» Дмитрий Марков, замначальника аналитического отдела инвестиционной компании «ЛМС», покупатели часто экономят или покупают продукцию только по акциям. А федеральные сети (например, X5 Retail Group, «Дикси» и «Лента») в силу своего размера могут получить от производителей более низкие цены — и покупатели переходят к ним.
С этим соглашаются и другие эксперты. «Консолидация происходит на всех рынках во всей стране, — говорит руководитель центра развития потребительского рынка бизнес–школы „Сколково“ Илья Ломакин-Румянцев. — Этому в том числе способствует жесткое законодательное регулирование. Очевидно, что небольшим региональным сетям сложно выдерживать административные и прочие нагрузки на фоне снижения покупательной способности населения».
Сейчас из-за проигрыша на рынке в Петербурге могут закрыться, как говорят источники «Делового Петербурга» и «Фонтанки», 108 магазинов «Полушка» и 22 супермаркета «Лайм», которые входят в холдинг «Продовольственная биржа». В 2014 году доля присутствия на петербургском рынке «Полушки» составляла 4,1 %, а в 2017 году — уже 2,79 %.
Алексей Гулый
экс–глава сети «Естный»

— Небольшим форматам, таким, как «Полушка», очень тяжело выживать. Если национальные монстры Х5, «Магнит» или «Дикси» садятся рядом, то это сразу практически потеря всего заработка. И, если локальная сеть может быстро перестроиться и добавить в ассортимент товары, которые не купить у федералов, тогда еще можно терпеть. Но большинство мини–маркетов и локальных сетей торгуют тем же товаром, пытаясь выиграть за счет близости к покупателю. (Цитата по «Деловому Петербургу»)

При этом, по словам Ивана Федякова из InfoLine, на рынке России существуют конкурентоспособные региональные сети: например, «Мария Ра», «Максидом» и другие.

Влияет ли на уход ретейлеров стагнация в экономике?

На закрытие сетей также влияет затяжная стагнация в российской экономике, говорят эксперты. По словам Дмитрия Маркова, следствие этой стагнации — снижение объема продаж из-за низкой покупательной способности населения. По словам Маркова, магазины вынуждены увеличивать цены на товары из-за роста НДС до 20 % и цен на бензин, из-за чего теряют рентабельность.
Иностранные ретейлеры тоже зависят от российской экономики и покидают рынок из-за падения покупательского спроса и роста цен, говорят эксперты. Так, финские магазины «К-раута», как говорит гендиректор «InfoLine-Аналитика» Михаил Бурмистров, с 2012 года понесли совокупные убытки в 2,5 млрд рублей из-за высокой ценовой конкуренции. А оборот российского отделения сети MediaMarkt, которую купила группа «М.Видео — Эльдорадо», по оценке InfoLine, сократился на 9 млрд рублей за 2016 год (с 43 млрд до 34 млрд рублей без НДС) из-за падения покупательской активности и снижения розничных цен.
«Деловой Петербург» со ссылкой на экспертов отмечает, что на рентабельность торговых сетей также влияют и государственные запреты: например, закон о запрете возврата товаров и новые правила вывоза мусора в Петербурге, согласно которым устанавливается единый оператор. Они вводят новые расходы без возможности нового заработка, из-за чего уменьшается доход предприятий.

Как на развитие торговых сетей влияет диджитализация?

Основным направлением развития ретейла эксперты до сих пор называют диджитализацию и уход в онлайн. Первые российские сети стали работать над этим еще в 2010 году. Как говорит Иван Федяков из InfoLine, многие уходы с рынка в 2018 году были связаны отчасти с тем, что нужный момент для внедрения новых технологий был упущен: например, в случае MediaMarkt.
MediaMarkt стал сокращать торговые точки и осваивать онлайн-торговлю только в конце 2014 года, когда у его конкурентов уже были собственные интернет-площадки. По словам Федякова, MediaMarkt к этому времени уже не смог набрать свою онлайн-аудиторию. По данным InfoLine, к 2017 году выручка «М. Видео» от онлайн-продаж была примерно равна всей выручке MediaMarkt.
К этому времени у российской сети «Петрович» выручка от онлайн-продаж составляла 10 млрд рублей, говорит Федяков.
В сфере продуктового ретейла новые технологии также важны, считают эксперты. Так, инвестбанк UBS называет онлайн-торговлю продуктами основным драйвером отрасли и прогнозирует ее рост до 26,1 % в 2018–2022 годах.

Есть ли специфические причины закрытия иностранных сетей в России?

Одним из факторов ухода иностранных ретейлеров становится пессимистичный взгляд их владельцев на перспективы в России, считает Дмитрий Марков, замначальника аналитического отдела инвестиционной компании «ЛМС».
Так, финская компания Stockmann Group постепенно уходила с петербургского рынка после кризиса 2014 года. Сначала закрылась сеть магазинов одежды Seppala, затем — франчайзи универмагов Debenhams, а после — все магазины сети Lindex и гастроном Stockmann. В 2018 году Stockmann Group продала чешской компании PPF Real Estate свой последний актив в России — ТЦ «Невский Центр» в Петербурге за 171 млн евро.
Яана Реколайнен
генеральный директор Российско-финской торговой палаты

— Стратегия финских ретейлеров заключается в том, чтобы присутствовать в более дорогом ценовом сегменте, поэтому ухудшение покупательной способности российского потребителя сразу стало заметно. Контрсанкции России ударили особенно по продовольственным магазинам, идея которых заключается в том, чтобы доставлять финские высококачественные и безопасные продукты питания поближе к петербургским потребителям. Классические магазины формата офлайн в настоящее время вообще страдают во многих странах от развития электронной коммерции. (Цитата по «Деловому Петербургу»)

К тому же, как считает Реколайнен, политика импортозамещения в России и наличие большого преимущества российских компаний в госзакупках делают конкуренцию для зарубежных ретейлеров на рынке несправедливой. Иван Федяков отмечает, что зарубежные ретейлеры оценивают российский рынок в евро, а из-за девальвации рубля в 2014 году он значительно упал.
В правительстве же убеждены, что политика импортозамещения повышает конкурентоспособность российской продукции и помогает ей выйти на международный рынок, а контрсанкции на ввоз мяса, рыбы, молока, овощей и фруктов необходимы из-за международной политической ситуации. Импорт потребительских товаров в рознице, по данным Росстата, уменьшился с 42 % в 2014 году до 35 % в 2017 году, продуктов питания — с 34 % до 22 %.
Некоторые иностранные компании планируют оставаться в России и в дальнейшем, несмотря на экономические запреты. Так, крупные финские продуктовые ретейлеры Valio и Fazer отмечали, что почувствовали на себе кризис 2014 года и политику импортозамещения, но планируют и дальше развиваться в Петербурге. Часть компаний при этом уменьшает свою долю в России: так, немецкий Adidas сделал Россию для себя неприоритетным рынком.
К тому же, как отмечает Федяков, на уход иностранных ретейлеров из России может влиять руководство из другой страны. Из-за этого, по его словам, предприятия становятся малоподвижными и могут поздно среагировать на тот или иной запрос рынка.

Как закрытие сетей в Петербурге отражается на покупателях и на рынке?

Сокращение количества торговых сетей в долгосрочной перспективе может быть негативным для рынка потребителей, говорят эксперты. Так, Дмитрий Марков из «ЛМС» рассказывает, что это приводит к снижению уровня конкуренции, возможности картельного сговора продавцов с целью завышения цен и уменьшению ассортимента товаров.
Иван Федяков из InfoLine говорит, что при снижении конкуренции прекращается борьба за потребителя: из-за этого могут повышаться цены и снижаться клиентоориентированность. А управляющий директор центра развития недвижимости Becar Asset Management Ольга Шарыгина рассказывает, что закрытия могут повлиять на снижение качества продукции и сужение выбора в том случае, если освободившиеся помещения займут продуктовые дискаунтеры.
При этом сегмент розничной торговли всегда обновляется, и сейчас на рынке появляются новые игроки, объяснил «Бумаге» руководитель отдела исследований инвесткомпании Jones Lang LaSalle Incorporated (JLL) Владислав Фадеев. По данным JLL, за 2018 год впервые на рынке стрит-ретейла Петербурга (формата торговой точки в отдельно стоящем здании или на первом этаже жилого дома с отдельным входом — прим. «Бумаги») количество новых кафе и ресторанов на протяжении всего года превышало объем закрытий — в основном из-за проведения чемпионата мира по футболу.
Фадеев отмечает, что количество новых федеральных и международных игроков в 2018 году также превысило количество ушедших с рынка ретейлеров: за исключением сегментов электроники, продуктовых и DIY-магазинов (продающих строительные и отделочные материалы, товары для дома и сада — прим. «Бумаги»). При этом новые игроки зачастую занимают небольшую долю рынка, в то время как федеральные сети достигают 20 % преобладания на рынке (например, в январе 2019 года о слиянии договорились сети «Красное & Белое», «Дикси» и «Бристоль» — в результате компания станет третьим по выручке розничным ретейлером в России).

А какие новые сети появляются в Петербурге?

За последний год на рынке Петербурга появились первые магазины американской сети спортивной одежды Under Armour, американского бренда женского белья Victoria`s Secret, французской сети косметики Sephora, австралийской сети товаров для дома EGLO. В стрит-ретейле открылись монобрендовые бутики ювелирных украшений Bvlgari и часов Rolex.
В отечественном ретейле в Петербурге за 2018 год появились, например, сети продуктов здорового питания «Вкусвилл», экомагазинов «Зеленая улица», офисных принадлежностей Savva, а также сети алкомаркетов «Винлаб» и «Бристоль».
По данным JLL, к началу 2019 года в Петербурге наблюдается минимальная доля свободных площадей — впервые с 2009 года. Освободившиеся в результате ухода некоторых сетей помещения оперативно занимаются другими ретейлерами.

Фото на обложке: MediaMarkt Russia

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.