Одним из факторов ухода иностранных ретейлеров становится пессимистичный взгляд их владельцев на перспективы в России, считает Дмитрий Марков, замначальника аналитического отдела инвестиционной компании «ЛМС».
Так, финская компания Stockmann Group постепенно уходила с петербургского рынка после кризиса 2014 года. Сначала закрылась сеть магазинов одежды Seppala, затем — франчайзи универмагов Debenhams, а после — все магазины сети Lindex и гастроном Stockmann. В 2018 году Stockmann Group
продала чешской компании PPF Real Estate свой последний актив в России — ТЦ «Невский Центр» в Петербурге за 171 млн евро.
Яана Реколайнен
генеральный директор Российско-финской торговой палаты
— Стратегия финских ретейлеров заключается в том, чтобы присутствовать в более дорогом ценовом сегменте, поэтому ухудшение покупательной способности российского потребителя сразу стало заметно. Контрсанкции России ударили особенно по продовольственным магазинам, идея которых заключается в том, чтобы доставлять финские высококачественные и безопасные продукты питания поближе к петербургским потребителям. Классические магазины формата офлайн в настоящее время вообще страдают во многих странах от развития электронной коммерции. (Цитата по «Деловому Петербургу»)
К тому же, как считает Реколайнен, политика импортозамещения в России и наличие большого преимущества российских компаний в госзакупках делают конкуренцию для зарубежных ретейлеров на рынке несправедливой. Иван Федяков отмечает, что зарубежные ретейлеры оценивают российский рынок в евро, а из-за девальвации рубля в 2014 году он значительно упал.
В правительстве же
убеждены, что политика импортозамещения повышает конкурентоспособность российской продукции и помогает ей выйти на международный рынок, а контрсанкции на ввоз мяса, рыбы, молока, овощей и фруктов необходимы из-за международной политической ситуации. Импорт потребительских товаров в рознице, по данным Росстата, уменьшился с 42 % в 2014 году до 35 % в 2017 году, продуктов питания — с 34 % до 22 %.
Некоторые иностранные компании планируют оставаться в России и в дальнейшем, несмотря на экономические запреты. Так, крупные финские продуктовые ретейлеры Valio и Fazer
отмечали, что почувствовали на себе кризис 2014 года и политику импортозамещения, но планируют и дальше развиваться в Петербурге. Часть компаний при этом уменьшает свою долю в России: так, немецкий Adidas
сделал Россию для себя неприоритетным рынком.
К тому же, как отмечает Федяков, на уход иностранных ретейлеров из России может влиять руководство из другой страны. Из-за этого, по его словам, предприятия становятся малоподвижными и могут поздно среагировать на тот или иной запрос рынка.