Создательница овощных букетов «Очень хорошо» открыла вакансию «рукожопа», чтобы нанять неопытного сотрудника. Зачем?

В мае 2019 года онлайн-магазин букетов из фруктов и овощей «Очень хорошо» объявил в своих соцсетях о поиске «рукожопа» — кандидат должен был ничего не уметь делать руками. Сотрудника обещали обучить уже после найма. На вакансию поступило более тысячи заявок, а до финала после нескольких этапов отбора дошли всего два кандидата. Создательница «Очень хорошо» Анна Назарова рассказывает, зачем нужен был такой конкурс на должность и в чем неопытные кандидаты могут превосходить профессионалов.

«Бумага» ведет рассылку с историями петербургских предпринимателей. Раз в две недели бизнесмены рассказывают о пережитых кризисах, опыте и идеях, которые помогают их делу развиваться. Это одно из таких писем.

Анна Назарова

Зачем искать неумелого сотрудника для ручного производства

Мы уже пять лет занимаемся букетами, которые можно назвать самыми дикими на рынке: из редиски, картошки, свеклы и так далее. Но кроме этого мы учим делать эти букеты онлайн. И проблема в том, что к онлайн-курсам падает доверие, потому что их, кажется, ведут уже все.

Поэтому я придумала, что мне нужны «рукожопы» — чтобы они следовали нашим курсам, и можно было реально увидеть прогресс. Кандидаты, которых мы искали, должны были соответствовать ряду характеристик. В частности, не иметь никакого опыта создания букетов.

Из процесса отбора кандидатов я решила сделать некое реалити-шоу — к тому же, многие продажи у нас идут через соцсети. Хотела, чтобы подписчики тоже принимали решение, кого из «рукожопов» нам стоит взять.

Отбор проходил в несколько этапов. Сначала нужно было просто написать о себе в комментариях к записи с вакансией. В итоге было больше 1200 комментариев. Были совершенно эпичные истории: например от девушки, которая сломала себе руку, когда пыталась выдуть мыльные пузыри.

Конкурс на вакансию оказался очень популярным, все им делились, делали скриншоты. Потому что всем осточертело, как все вечно рассказывают про продуктивность и успех. Тут же у людей появилась привилегия говорить о себе всякие гадости — и получать за это одобрение.

Я выбрала около 70 кандидатов для следующего тура, где им нужно было нарисовать птичку. Если человек ничего не умеет делать руками, птицы у него получаются довольно уродливыми.

Как отслеживать профессиональные качества кандидата при развлекательном отборе

Были и реальные дедлайны. Хоть это и было похоже на шутку, но для меня было важно создать работающую систему, которая будет планомерно освещать уроки с сайта. И люди должны понимать, что такое дедлайн. Чтобы они были «рукожопы», а не ****** (безответственные люди — прим. «Бумаги»).

Неожиданно для нас все кандидаты реально сильно упоролись и начали присылать очень креативные ролики с процессом своей работы — например, на этапах, где нужно было связать фигуру из спагетти и сделать кота из сливочного масла. Последующие туры превратились в натуральный стенд-ап.

До финала дошли два человека: парень и девушка из Петербурга. Сейчас они должны выполнить несколько заданий как тестировщики онлайн-курсов — и я им за это плачу. Они учатся у меня бесплатно, я покрываю расходы на материалы. Зрители в нашем паблике голосованием решают, кому из них нужно заплатить за проделанную работу.

В итоге должен получиться реальный сотрудник. Всё обучение происходит публично и, по сути, уже является частью его работы.

Для нас профпригодность кандидатов выражалась именно в их рукожопости. Единственным опасением было, что соискатели будут имитировать ее.

Почему от некомпетентных сотрудников может быть больше пользы, чем от профессионалов

У меня был подобный опыт года четыре назад. Я сделала фотоурок по сборке букетов и именно тогда у меня появилась идея такого формата. Когда ты профессионал, то можешь какие-то вещи не замечать или, например, что-то недостаточно подробно объяснять.

Так что к фотоуроку я добавила комментарии одного из рукожопых тестировщиков — и в обратной связи люди говорили, что им это очень помогло. Мои знакомые предприниматели теперь тоже интересуются этим форматом. Несомненно могу порекомендовать другим предпринимателям нестандартно подходить к подбору сотрудников. Но всё, конечно, зависит от того, чего они хотят.

Я думала, что криворукость — это самое главное для меня в кандидате. Но в результате всех покорил кандидат, который был очень креативен: например, сделал себе погоны из моркови и создал пародию на Терминатора из макарон. Так что из двух оставшихся кандидатов один — реальный рукожоп, а другой не столько рукожоп, сколько креативщик, который придает огня всей этой задумке.

Советы по подбору кандидатов от Анны Назаровой:

  • Когда я публикую вакансию, пишу там достаточно много информации, чтобы сразу выявить тех, кто читает жопой. Я обязательно, например, требую указать свой профиль в соцсетях. Не столько для того, чтобы изучать их страницы, сколько для того, чтобы они увидели это требование и последовали ему. И если у них закрытый аккаунт, чтобы сообразили его открыть. Внимательность в нынешнем мире — уже важное качество.
  • Когда мы отбрасываем всех невнимательных, оставшихся соискателей просим звонить в конкретное время — это такой тест на пунктуальность. Я думала, что это достаточно простое условие. Но договариваешься с человеком на созвон в 12, а он звонит в 11 или в 17. Такие люди тоже сразу мимо.
  • Когда человек приходит на собеседование, чтобы показать, что он умеет, мы ему не даем никаких советов. Показываем конкретный букет, который он должен собрать и который, если не был у нас на сайте, видит первый раз в жизни. Рассматривающий кандидата сотрудник снимает процесс и скидывает мне видео, а я уже оцениваю, есть ли у него подходящие качества: вплоть до того, переворачивает ли соискатель на место флориста букет при сборке и как отрывает скотч. А затем они разбирают свой первый букет и собирают заново после того, как мы показываем им видеоурок со сборкой. И тогда мы оцениваем, насколько они способны слышать входящую информацию и как быстро умеют ей овладевать.

ТЕГИ: 
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.