Партнерский материал
28 июля 2020

Рисунки из ниток, политический подтекст и бодипозитив. Куратор рассказывает о работах молодых художников, представленных на юбилейной выставке Русского музея

Спустя почти четыре месяца карантина Русский музей открылся для посетителей. А 29 июля там начнет работать юбилейная выставка «Художники и коллекционеры — Русскому музею. Дары. 1898–2019. Избранное». Она была смонтирована к 125-летию музея еще в апреле, но из-за пандемии ее открытие было перенесено. Экспозиция объединила памятники разных эпох, подаренные музею с момента его основания и до конца ХХ века: на выставке представлены как древние иконы, отданные в дар императором Николаем II, так и картины современных художников, подаренные коллекционерами или самими авторами.

По просьбе «Бумаги» независимый куратор Лизавета Матвеева рассказывает о молодых художниках, чьи произведения находятся в коллекции Государственного Русского Музея и представлены на выставке.

Партнер материала

Банк ВТБ стал членом Международного общества «Друзья Русского музея» в 2002 году и с тех пор поддерживает ключевые проекты музея. В партнерстве с банком состоялись выставки Николая Рериха, Василия Верещагина, Кузьмы Петрова-Водкина, Константина Сомова, Ильи Репина, а также масштабный проект «Экспрессионизм в русском искусстве». В 2020 году ВТБ стал генеральным спонсором выставки, приуроченной к 125-летию со дня основания музея. Это проект «Художники и коллекционеры — Русскому музею. Дары. 1898–2019. Избранное».

Татьяна Ахметгалиева. Советское прошлое и глянец в рисунках из ниток

Работы петербургской художницы Татьяны Ахметгалиевой можно узнать благодаря авторской методике вышивания, или вернее сказать — рисования с помощью ниток. Их наслаивание преобразует плоскостные произведения в объекты и часто — в инсталляции.

«Бомба замедленного действия» I, II III, IV, V, VI. Татьяна Ахметгалиева. 2014. Текстиль, вышивка, нити. В Русском музее представлена третья часть этого произведения

«Бомба замедленного действия» — тот самый пример, где изображение стремится за границы плоскости и художница переводит свою «паутину» в объем. Серия работ, куда входит это произведение, — часть проекта «Аллергия на пыль», показанного в 2014 году в Галерее Марины Гисич. Эта выставка была посвящена запутанным информационным потокам и противостоянию человека и медиапространства.

Ощущение ежедневных манипуляций со стороны СМИ и социальных сетей Ахметгалиева перевела на язык переплетающихся шерстяных нитей, которые окутывают полыхающие огнем средства связи, качающиеся люстры и мерцающие телевизоры. Рябь электромагнитных волн в ее работах обрела поп-артовский неоновый окрас — художница совместила советский допотопный дизайн монохромных телевизоров с капиталистической эстетикой рекламных таблоидов и глянцевых журналов, чье резкое появление в 1990-х остро ощутили на себе художники-миллениалы.

Константин Бенькович. Тюрьма, ирония и злость в произведениях с политическим подтекстом

Константин Бенькович работает с металлом и арматурой. Ключевой метод художника — взять яркий, знакомый широкой публике и часто спорный образ и перевести его на язык решетки. Это главный постмодернистский сюжет, в 1985 году его описала в своей статье американский искусствовед Розалинда Краусс. Но кроме этой не всем очевидной концептуальной отсылки, в работах Беньковича сложно проигнорировать ассоциации с тюрьмой, заключением, агрессией, злостью и бессилием. Хоть иногда его произведения и не лишены иронии — до решетки упрощаются и Дональд Дак, и уточка, и Скрижали Завета.

В произведении WTC (World Trade Center) Константин Бенькович изображает башни-близнецы и врезающиеся в них самолеты. Событие, разделившее жизнь человечества на «до» и «после», расползлось по медиапространству множеством изображений, которые плотно отпечатались в коллективной памяти. И как раз большая часть произведений Константина Беньковича строится на подобных сложных образах, часто вызывающих неприятные воспоминания и чувства.

WTC Константин Бенькович. 2019. Стальная труба, сварка 

Помимо работы с памятью и травмой художник активно препарирует современность. Он один из немногих, кто оперативно реагирует на актуальные события в России, — делает арт-объекты и размещает их в городской среде. Последняя подобная работа — по случаю голосования по поправкам к Конституции. Бенькович поместил диптих «Тридцать сребреников» и «Дерево Иуды» возле здания Конституционного суда в Петербурге. На тротуаре у двери суда лежали 30 монет, а напротив появилась импровизированная виселица — петля на дереве. Подобные работы художник фотографирует и размещает в соцсетях, таким образом, даже если произведение демонтируют, оно навсегда останется в коллективной памяти интернета.

Влад Кульков. Философия и взаимосвязь вещей в абстракциях

Влад Кульков — художник, про которого можно было бы сказать, что он обращается к традиции абстрактного экспрессионизма, но это только упростило бы его практику. Да, графика и живопись Кулькова напоминают нам и о Виллеме де Кунинге, и об Арчиле Горком, и о Джексоне Поллоке. Но работы Влада являются частью идеологии художника, иллюстрацией его интереса как к древним ритуалам, маскам, так и к философской мысли.

Использование биологических образов, намеренно «землистые» цвета — Кульков кажется ближе традиции органической культуры, которую разрабатывал товарищ Казимира Малевича Михаил Матюшин. Барочные вихри кругообразных движений, «завитушки», напоминающие переплетения корешков, наслоение штрихов, переходящих в моховую пушистость, — словно автор пишет пейзаж или даже портрет лесной местности.

«Типология сельской жизни» Влад Кульков. 2013. Холст, масло

Произведение как объект играет важную роль в практике художника, но большое значение также имеет процесс подготовки, «вынашивания» идеи, создания работы и способ ее экспонирования. В своих произведениях Кульков напоминает о взаимосвязи всего со всем: природы и человека, города и села, неба и земли, воды и огня, — такая же взаимосвязь существует между разными этапами художественного производства.

Возможно, кто-то скажет, что в своих произведениях Влад Кульков прибегает к технике автоматического письма, то есть кисть сама ведет его руку, но даже в таком автоматизме он сохраняет точность и уверенность в каждом жесте, последовательности действий и цельности авторского высказывания.

Ася Маракулина. Повседневность и воспоминания о детстве

Работы Аси Маракулиной отличаются особой деликатностью и пристальным вниманием к деталям. Получив образование художника-мультипликатора, Маракулина работает не только с анимацией, но и с графикой, живописью, текстилем и даже пением и поэзией. И надо отметить, что практика художницы — это визуальная поэзия в целом.

Ася Маракулина осмысляет пространство внутреннего и внешнего, физического и эфемерного, реального и виртуального. Ее графика — это картография перемещений и пространств, фиксация троп повседневности, детских травм и фантазий. Пунктиры, штрихи и точки, пятна, подтеки роятся и рассыпаются по плоскости листа, холста, экрана или ткани, чтобы собраться в ландшафт на грани между воображаемым и реальным.

 «Двор» Ася Маракулина. 2018. Бумага, тушь, графитный карандаш
«Угол» Ася Маракулина. 2018. Ткань хлопчатобумажная, вышивка, коллаж

Все проекты Маракулиной имеют отсылку к ее личному опыту. При этом необязательно знать подробности этих перипетий, чтобы понять, насколько персонализированы и часто интимны работы автора. Отделить художницу от ее произведений становится всё сложнее — практика Маракулиной распространилась даже на ее одежду. Всё чаще ее можно встретить в платье  собственного дизайна, по которому рассыпаются и разбегаются пунктиры, линии, лучи и точки, повторяя рисунки художницы.

Кроме нарастающего интереса к текстилю и вышивкам, Ася Маракулина испытывает особый трепет к клубням картофеля: она собирает их, рисует, составляет натюрморты, сушит, сажает, разводит, фотографирует, делает видео и анимации с ними. Клубни порождают множество интерпретаций: они трансформируются в многоэтажные дома, персонажей и целые города и планеты. Сложно представить себе более трепетное отношение к объекту художественного исследования.

Константин Новиков. Бодипозитивные скульптуры

Петербургский скульптор Константин Новиков окончил кафедру монументального искусства по специальности «Скульптура» Государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица. Работы Новикова — это ироничное осмысление взаимодействия формы и содержания. Простые, понятные каждому образы находят воплощение в таких же простых материалах, чьи тактильные и визуальные качества подчиняются замыслу автора.

«Кирпичи» черного хлеба из ржавого чугуна, колокол из каучука — скульптуры Константина мимикрируют под настоящие объекты, порой этот визуальный обман невозможно сразу обнаружить. В беззвучный колокол Новикова, к слову, пытался «позвонить» Дмитрий Медведев на Селигере, где эту работу художник показывал в 2009 году. Скульптура сразу приобрела политическую и остросоциальную окраску и была названа символом 2000-х и характерного для того времени напряженного ожидания неизвестного.

«Пластика сущности» Константин Новиков. 2017. Бетон, травление, маркер
«Подвешенное состояние» Константин Новиков 2017. Бетон, травление, маркер

Работа «Пластика сущности» сегодня тоже обретает более актуальное звучание. Используя язык феминизма, эта скульптура — олицетворение идеи бодипозитива. Сам автор говорит об уникальности всего, что сотворено природой, о неповторимости характера и формы каждого из нас. Эту скульптуру можно было бы назвать портретом человека до трансформации его тела множеством косметических и хирургических способов. Это образ данного нам «пластилина», из которого мы сами себя «лепим».

Максим Свищев. «Мутанты цивилизации» из полимерной глины

Максим Свищев — петербургский автор, которого принято причислять к художникам новых медиа. Однако его практика выходит далеко за рамки цифрового искусства.  Художник много работает именно с компьютерной графикой, анимацией, 3D-моделированием, но он также создает трехмерные объекты как с использованием 3D-технологий, так и более традиционными «ручными» способами.

Диджитал-работы Свищева часто построены на контрасте между урбанистическим пространством и населяющими его футуристическими яркими скульптурами-персонажами, сгенерированными из элементов эмодзи, компьютерной графики, пластиковых игрушек и природных образов. Переходящие в реальность объекты-существа, или, как их называет сам художник, «мутанты цивилизации», не утрачивают свою гиперболизированную абстрактную мультяшность. Наоборот, они вступают в еще более обостренный диалог с окружающим миром.

«Девочка на Уме» Максим Свищев. 2012. Полимерная глина
«МозговичЁк» Максим Свищев. 2012. Полимерная глина

В произведениях Максима Свищева цифровая реальность выходит за пределы диджитал-пространств, перетекает на территорию традиционной визуальной культуры и становится результатом смешения различных факторов, влияющих на восприятие человека: интернета, телевидения, социальных сетей, гаджетов, новостей и прочих составляющих нашей современности.

Пусть эти цифровые персонажи, даже если они воплощены в материале, и напоминают нам вымышленных существ, художник закладывает в них идею пластики живой природы и противопоставляет их образу мегаполиса как источника стресса и нетерпимости. Максим Свищев наделяет свой технологический мир качествами живого, стремится сохранить это «живое» в холодной обезличенной компьютеризированной среде, предлагая сценарий будущего, противоположный миру биороботов.

Леонид Цхэ. Фантазия и повседневность в произведениях на холсте

Леонид Цхэ  известен не только своей экспрессивной живописью и графикой, которую активно выставляют как в Петербурге, так и в Москве, но и своим опытом преподавания в Академии художеств. Мы должны сказать ему спасибо за целый пул молодых студентов и выпускников Академии, продолживших свою практику далеко за пределами традиционного художественного подхода и органично влившихся в актуальную арт-среду Петербурга.

Леонид Цхэ — выпускник графической мастерской Андрея Пахомова, сына классика советского искусства Алексея Пахомова. Графическая манера Цхэ быстро стала узнаваемой. Свойственная ему экспрессивная надрывная линия кочует с листа бумаги на холст. Живопись отличается эффектом недосказанности, недовыявленности. Сюжеты часто взяты из жизни, детских воспоминаний, наблюдений за окружающим миром и смешаны с фантазийными виртуальными образами.

«По дороге на работу» Леонид Цхэ. 2015. Холст, масло

Кроме связи с Академией Цхэ также имеет непосредственное отношение к группе художников «Север-7» — вместе с ними он начал свою перформативную деятельность. На встречах с членами коллектива он делал зарисовки, что постепенно переросло в практику «перформативного позирования и активного рисования». Такие сессии стали альтернативой академическим учебным постановкам — позирующий, по сути, делает перформанс для круга рисующих его художников, участники могут меняться местами, использовать самый разный реквизит для позирования, вместе обустраивать сцену, разрисовывать тела и лица друг друга, подбирать одежду. Сейчас такие сессии часто проходят с участием множества художников на всевозможных выставках или просто в городской среде.

«По дороге на работу» можно было бы отнести к более раннему периоду творчества художника, когда его живопись обладала большими качествами недосказанности и графичности линий. Сегодня Цхэ больше уходит в сторону живописности своих работ, экспрессивности, наслоения, увеличивая и масштаб произведений. Кроме того, художник, не так давно став отцом, всё чаще обращается к темам детства, отцовства, воспоминаний. Но Цхэ не из тех, кто таким образом взывает к своим травмам, он скорее возвращает прошлое, наблюдает его со стороны, как герой фильма про путешествия во времени.


Даты: 29 июля — 14 ноября

Место: Корпус Бенуа Михайловского дворца, Мраморный дворец, Михайловский замок, Строгановский дворец

Стоимость билетов: от 300 рублей

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Петербургские музеи и выставки
Стараться больше, чтобы получить меньше. Как Anna Nova Gallery удается продвигать российских художников не только внутри страны, но и за границей
Петров-Водкин в KGallery, Рерих в Эрмитаже и другие новые выставки Петербурга
Петров-Водкин — без «Коня», но с живописью и графикой из частных коллекций. Что смотреть на выставке в KGallery
«Русские сезоны», небоскреб на Манхэттене, Шамбала. О чем эрмитажная выставка Николая Рериха — яркого международного деятеля XX века
Вы видели, как Адама и Еву изображал Петров-Водкин? Вот история его «Изгнания из рая» — с новой выставки в KGallery
Смягчение режима самоизоляции
Россия возобновляет авиасообщение с Кубой, Сербией и Японией
В театрах Петербурга отменят обязательную шахматную рассадку
Петербургские чиновники нашли десятки нарушений в работе фуд-кортов и фудплейсов, которые недавно открылись
Финляндия смягчает ограничения на посещение страны для туристов. Но на Россию послабления не распространяются
Власти Петербурга разрешили музеям и паркам принимать экскурсионные группы
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.