25 апреля 2014

«Современный балет — балет идей»: американский хореограф о традициях и русской публике

В Петербурге проходит международный фестиваль современного балета Dance Open. В течение пяти дней на сцене Александринского театра известнейшие труппы из Европы и Америки показывают свои постановки. Фестиваль открылся одноактными балетами ведущих балетмейстеров из Нью-Йорка. Автор балета «Возвращение» из программы открытия Джей Ман Джуй, обладатель премии принцессы Грейс «За совершенство хореографии», рассказал «Бумаге», ради чего публика все еще ходит на классический балет, почему в современных постановках не нужно понимать все и чем ценен русский зритель.

Джей Ман Джу, балетмейстер:

— Здесь, в России, люди поддерживают танец. Американцы любят балет, но не так сильно, как русские. Это удивительно, в России даже школьники понимают балет. Балет — это международный язык. Конечно, некоторые национальные отличия существуют, но в танце, как и в любом искусстве, ты не должен понимать все. Когда ты приходишь в Эрмитаж, разве все произведения, которые там выставлены, тебе понятны? Нет. Но личная точка зрения формируется. То же самое и с балетом. Понять классический балет намного проще, чем современный, ведь он всегда про историю или про любовь, про взаимоотношения людей, в нем очень много традиционных сюжетов из книг, взять хотя бы «Лебединое озеро». Классические постановки созданы для того, чтобы наслаждаться, получать удовольствие. Ты приходишь на них из-за сюжета, музыки великих композиторов, потрясающей техники, костюмов. Во время спектакля ты не думаешь: «А почему происходит именно так?», а просто наслаждаешься моментом. Я вырос на классическом балете, мой первый педагог был русским. И хоть сейчас я занимаюсь современным танцем, без техники классического балета я ничто. В нынешней ситуации танцор не обязан владеть классической техникой, но этот навык всегда останется очень ценным, он помогает развиваться. Лично мне классический балет очень сильно помог. Но современный балет — это балет идей, а классический — это балет техники. И мы скорее думаем не о технической стороне танца, а о том, как танцор понимает хореографию, дошла ли до него мысль балетмейстера. В этом смысле современный балет более органичный, он не про то, сколько шагов нужно сделать, а про то, как их нужно сделать, чтобы передать эмоцию.
Фото: Юрий Гольденштейн
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.