В День города в Петербурге торжественно спустили на воду корабль «Полтава». По верфи, где его строили, уже четыре года водят экскурсии, а вскоре там появится еще и частный музей российского кораблестроения. И хотя многие СМИ сообщали, что это точная копия «Полтавы», заложенной лично Петром I в начале XVIII века, по факту это реплика первых линейных судов того времени.
«Бумага» рассказывает, как сейчас выглядит корабль, чем современная «Полтава» отличается от оригинала 1712 года и почему кораблестроителям не удалось воссоздать точную копию знаменитого военного корабля петровской эпохи.
В День города в акватории Невской губы в Лахте спустили 54-пушечный линейный корабль «Полтава». Митрополит Варсонофий освятил судно (и напомнил о Ноевом ковчеге), а главнокомандующий ВМФ Владимир Королев заявил, что ждет этот корабль в составе флота России.
Строительство судна, которое длилось около пяти лет, спонсировал «Газпром», а сама инициатива принадлежала главе энергетической компании Алексею Миллеру. В пресс-службе верфи «Полтава», где возводили корабль, «Бумаге» отказались назвать затраченную на строительство реплики сумму.
Впервые о строительстве «Полтавы» заговорили еще в 2012 году, когда «Газпром» начал строить в Лахте 462-метровую башню «Лахта-центр». Уже в 2013-м на Береговой линии открыли яхт-клуб и верфь «Полтава».
Руководство верфи «Полтава» обычно говорит, что готовит достоверную реплику 54-пушечного линейного корабля Петровской эпохи. Руководитель экскурсионного центра верфи Оксана Роде рассказала «Бумаге», что чертежей «Полтавы» XVIII века найти не удалось, поэтому за основу взяли единственную сохранившуюся гравюру голландско-русского художника Питера Пикарта, на которой запечатлена «Полтава», а также чертежи Петра I для другого судна и чертежи линейных 54-пушечных кораблей российского флота того времени.
— Нельзя со стопроцентной уверенностью заявить, что именно так [как построенный в 2018 году корабль] выглядела первая «Полтава». Точной уверенности, в какие цвета была окрашена «Полтава», у нас нет. На гравюре Пикарта корабль запечатлен с кормовой стороны, поэтому относительно носовой части у нас тоже нет [уверенности]. Например, должен ли там быть лев, который находится на [современном] корабле? Мы построили типичный 54-пушечный корабль четвертого ранга.
Доцент кафедры проектирования судов Морского технического университета Андрей Захаров также подтвердил «Бумаге», что чертежи «Полтавы», скорее всего, утеряны. При этом он отметил, что ту самую «Полтаву» времен Петра строили по уникальным чертежам, а линейные корабли XVIII века, схемы которых использовали на петербургской верфи, появились уже после строительства флагманского корабля.
Еще на этапе первичных работ над современной «Полтавой» ее строители утверждали, что по возможности использовали технологии строительства XVIII века и те же материалы, что и в линейных кораблях того времени. Но делали и исключения.
— Например, в петровские времена больше использовали нагеля (деталь парусного судна в виде деревянного или металлического стержня — прим. «Бумаги»), железный крепеж, сейчас мы отдаем предпочтение металлу, — рассказывал главный строитель современного корабля Михаил Плеханов. — Другой пример: при Петре, чтобы согнуть доску, ее отжигали, снимали внутренние напряжения на открытом огне. Мы для этих целей приобретаем парогенератор — процесс тот же, но с паром работать удобнее.
К тому же, по словам Плеханова, вместо огнестрельных пушек на корабле установили «салютные устройства» — они выглядят, как орудия на линейном корабле. В обшивке использовали не 12-метровый дуб, который сейчас сложно найти, а лиственницу, а также применяли современные краски, пропитки для дерева, которых в XVIII веке, разумеется, не было.
Видео: Яхт-клуб Санкт-Петербурга / «Матч ТВ»
И хотя строительство корабля до сих пор не завершено, экскурсии на «Полтаву» водят еще с 1 мая 2014 года. Оксана Роде говорит, что за это время билеты купили более 70 тысяч человек.
На установку мачт, дополнительных пушек, укрепление балласта, оформление интерьера и экспозицию об истории российского флота, по оценке кораблестроителей, потребуется еще год. Но экскурсии будут продолжаться, их приостановили только с 21 мая по 15 июня из-за работ по спуску корабля на воду.