2 октября 2018
Регулярно «Бумага» публикует истории об иностранцах. Чем Петербург привлекает и отталкивает приезжих, чему учит Россия и зачем вообще приезжать в незнакомый город — бизнесмены, студенты, ученые и рестораторы из разных стран расскажут о своем опыте и взглядах на петербургскую жизнь.
Латвийка Сабина Касерес — о петербургских усадьбах, Академии художеств и сфинксах у Невы

Художница Сабина Касерес родилась в Латвии в семье кубинца и польки с русскими корнями. Несколько лет она училась в Лондонском университете искусств, а три года назад переехала в Петербург, поступив в Академию художеств.

Латвийка рассказывает, как в России научилась всегда стоять за себя, чем ей нравятся петербургские музеи и загородные усадьбы и почему здесь ей пришлось стать более самостоятельной.

Возраст

29 лет

Род деятельности

Художница

В Петербурге

3 года

Я родилась в Риге, но выросла в маленьком городе Резекне на востоке страны, который соседствует с самым «русским» городом Латвии — Даугавпилсом. Латышей у меня в семье нет. Мама — полька с русскими корнями, отец — кубинец. Поэтому и я не ощущаю себя латышкой в полной мере — предпочитаю, чтобы меня называли латвийкой (жительницей Латвии — прим. «Бумаги»). У меня нет ощущения родины.

В Петербурге я побывала, когда училась в школе и еще один раз — с подругой. Про первую поездку мало что помню, только ощущение, что понравился большой город. Второй раз мы приезжали к тете подруги: гуляли и шутили, что было бы здорово сюда переехать. Мы и не думали, что у нас получится, а в итоге обе оказались здесь.

Об Академии художеств я знала давно. Когда занималась в художественной школе в Латвии, у меня был преподаватель, который закончил институт имени Герцена в Ленинграде. Он постоянно говорил, что Академия — это мечта, что туда сложно попасть, что это Гарвард для художников.

После школы я переехала в Лондон, чтобы изучать в Лондонском университете искусств современное искусство. А после обучения там поняла, что мне нужно больше знаний о традициях искусства, и решила попробовать Академию художеств — одну из немногих школ в современном мире, где эти традиции сохранили и чтут.

Я не рассчитывала, что смогу поступить в Академию художеств, но попробовать хотелось, и я пошла на подготовительные курсы. Я честно планировала отучиться на них год, не поступить и уехать с чистой совестью, считая, что я всё попробовала. Но в итоге меня каким-то чудом приняли.

В октябре 2015 года я оказалась в Петербурге. Меня сразу предупредили, что погода здесь будет ужасной: сильные дожди и промозглый ветер. Но когда я приехала, не было ни одной дождинки, светило солнце, и я даже решила, что это мифы о плохой погоде. Но потом началось то, что бывает всегда, и я узнала, что здесь погода даже хуже, чем в Латвии: из-за близости к заливу ветер становится очень холодным.

Фото: Егор Цветков / «Бумага»

Чему вас научила Россия?

Когда родился в одной стране, сформировался в другой и переехал в третью, переезд уже не так трогает. Больше всего изменений у меня происходило в Англии. В России же я, наверное, стала более самостоятельной, потому что уровень обслуживания во всех сферах здесь ниже европейского.

В Петербурге у меня стало меньше свободного времени, потому что обучение занимает большую часть дня. Однако здесь есть много возможностей делать то, что ты хочешь, и смотреть то, что тебе нравится: выбор практически не ограничен. Мне нравится, что здесь много временных выставок в том же в музее Фаберже, много музеев-квартир писателей, выставочные залы типа «Петербургского художника» на набережной Мойки.

На мой взгляд, в Петербурге очень разное искусство — и это здорово. В Лондоне же, например, в основном представлено лишь современное искусство, а для реализма выделена лишь небольшая ячейка. Здесь же в тренде и концептуальные инсталляции, и модерн.

Я поняла, что в России точно нужно уметь стоять за себя. Здесь у разных людей разный менталитет, они по-разному себя ведут. Поэтому в России я не могу ожидать, что люди будут реагировать так, как это было бы в другой стране. Здесь нужно не давать себя в обиду даже тогда, когда идешь оформлять карточку в банк.

Кто сыграл для вас важную роль?

Я переехала в Петербург с подругой из Лондона: она поступила в магистратуру в СПбГУ. Мы здесь всё испробовали, везде побывали. Почти полтора года назад она уехала в Германию. Но всё равно мы поддерживаем связь, даже живя в разных странах.

Весь секрет только в том, что у нас общие интересы и нам важно друг с другом разговаривать. И мы просто друг другу звоним и делимся тем, что происходит. Это всё естественно происходит.

Что бы вы хотели перенести из своей страны в Петербург?

Вкусные сырки Kārums. Мне почему-то кажется, что они круче всего. В них действительно чувствуется творог. Обязательно попробуйте, если будете в Латвии.

В остальном — в Петербурге всё есть. Немного солнца не хватает, но его привезти невозможно.

Пять находок в Петербурге

1.

Музей И. Е. Репина

Дача Репина — это очень классный дом, в котором уютно находиться. Мне очень понравился деревянный интерьер. Очень жаль, что там нет какого-нибудь кафе, где можно посидеть.

2.

Парк Монрепо

Выборгский парк мне чем-то напоминает Юрмалу. По этому огромному лесному массиву просто хорошо гулять и думать о чем-то своем.

3.

Петербургские усадьбы

Усадеб в Петербурге много: и в Павловске, и в районе Петергофа. Например, на станции «Университет» есть старая заброшенная усадьба, где я писала этюды. Там же можно гулять: ты не совсем в лесу и не совсем на природе, но на свежем воздухе среди красивой архитектуры и деревьев.

4.

Нева

Я живу около Невы и люблю бывать у [статуй] сфинксов. Когда там немного людей — это часто несезон — там можно посидеть и подумать.

5.

Крыши

Забираться на крыши в Петербурге — одна из главных особенностей жизни здесь. У тех же сфинксов есть заброшенное здание с открытой крышей — там открывается вид на Благовещенский мост и оттуда здорово наблюдать закаты.

Зачем вы здесь?

Петербург — это часть моего пути, который куда-то меня приведет. Какого-то конкретного плана нет, поэтому я воспринимаю это как некое обогащение. Здесь такой культурный пласт, который невозможно исчерпать. Как художнику мне нельзя здесь не быть.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.