От поилок к фонтанам: какой станет Конюшенная площадь после реконструкции
На Конюшенной площади начались подготовительные работы перед масштабной реконструкцией. На месте бывшего Конюшенного ведомства появится фешенебельный апарт-отель One Konyushennaya Square. Проект оценивается в пять миллиардов рублей, а работы должны затронуть весь прилегающий квартал: девелоперы обещают новую зону отдыха с велосипедными дорожками и минимумом машин, однако окончательной версии проекта пока никто не видел.
«Бумага» изучила возможные варианты благоустройства и выяснила у петербургских архитекторов и экспертов, можно ли воплотить в центре города все идеи московского архитектурного бюро Андрея Литвинова.
Вид на площадь в 1929–1930 гг.
Уже несколько лет Конюшенная площадь непрерывно присутствует в медийном поле. Сперва о ней заговорили благодаря заключению контракта на размещение отеля в здании Конюшенного ведомства, затем появился проект реконструкции центра Петербурга, в котором она фигурировала как одна из ключевых локаций. За всей медийной шумихой забылась сама природа и история площади, которая между тем весьма интересна.

История площади

Конюшенная — одна из самых старых площадей Петербурга. Она появилась еще в 1720-х годах, когда на берегах речки Кривуши построили первый конюшенный двор и мазанки придворных конюхов. Тогда здесь поили, кормили и снаряжали лошадей, которые должны были тащить кареты и возки императоров и их двора. В 1816–1823 годах пространство обрело свою доминанту: архитектором Василием Стасовым было возведено классическое здание Конюшенного ведомства с церковью Спаса Нерукотворного образа. Храм прославился благодаря сразу двум именитым покойникам: отсюда стартовала траурная процессия с телом умершего императора Александра I, а позднее, в 1837 году, здесь же состоялось отпевание Александра Сергеевича Пушкина, вписавшее Конюшенное ведомство в историю отечественной словесности. Позднее постройка повидала еще немало деятелей отечественной истории. В помещениях Конюшенного ведомства квартировали чины гвардейской кавалерии, среди которых был даже будущий маршал и президент Финляндии, а тогда блистательный кавалергард Карл Густав Эмиль Маннергейм. Другое прославленное строение высится на южном краю площади. Это бывший Конюшенный двор с Музеем придворного экипажа, возведенный в 1860 году в необарочной стилистике.
wikimapia
В советское время судьба обоих строений принципиально поменялась. Сначала был частично разграблен музей, перепрофилированный затем в таксомоторный парк, после этого изменилось предназначение и стасовского здания Конюшенного ведомства. В разное время здесь располагался и конный дивизион милиции, и магазин поделок советских заключенных. Но самым известным квартирантом стал институт «Гидропороект», занимавший в том числе и помещения старинной церкви. НИИ просидело в Конюшенном ведомстве до 1990-х годов, когда в пушкинском храме возобновились периодические службы, а помещения научного учреждения были освобождены.

Планы на площадь

2000-е принесли площади очередные кардинальные перемены. Трамвайное кольцо окончательно ликвидировали (единственный раз его «возродили» для съемок фильма «Дау» в 2008 году, тогда сюда пригнали трамвай на автомоторной тяге). Бывший Конюшенный музей сперва был отреставрирован, а затем превращен в зону ресторанов, сменяющих друг друга со скоростью картинок в калейдоскопе. И лишь в 2010 году дошла очередь до самого Конюшенного ведомства. «Плаза Лотос груп» братьев Зингаревичей заключила с городом инвестконтракт, согласно которому заброшенный памятник архитектуры должен превратиться в пятизвездочную гостиницу. Позднее концепция несколько изменилась, и теперь город получит вместо обычного отеля сверхэлитный апарт-отель с 70 квартирами, подземным паркингом на 140 мест и автомойкой. Иначе говоря, жилье для самых взыскательных господ, которое будет как сдаваться в аренду, так и продаваться за баснословные суммы. При этом гости и жители будут обеспечены практически неограниченным набором услуг. Источником своего вдохновения девелоперы называют комплекс One Hyde Park в Лондоне, имеющий звание самого дорогого апарт-отеля в мире.
Впрочем, если судьба здания уже более-менее определена (если, конечно, градозащитники не встанут за него стеной, по какой-то причине решив отбить потуги инвесторов), то какой будет в дальнейшем сама Конюшенная площадь, пока не ясно. Сейчас она почти полностью занята автостоянкой, которую в ближайшее время сменит городок из бытовок, в которых станут жить рабочие, трудящиеся на реконструкции, затеянной «Плазой».
Елена Мургина, директор по маркетингу «Плаза Лотос Груп»:
— Большая часть территории, за исключением проезжей части, находится у нас в аренде по договору с КУГИ в части проведения строительных работ. Мы убеждены, что площадь должна стать зеленым островом в центре, предназначенным исключительно для отдыха горожан. Студия Литвинова разработала несколько проектных эскизов относительно того, как может выглядеть площадь с учетом, что необходимо оставить проезжую часть вдоль ресторанов и парковку. Концепт Литвинова был представлен городу в рамках программы реконструкции и развития центра. Мы очень надеемся, что город примет предложение архитектора. Для нас очень важно уже сейчас приучать горожан к тому, что площадь — знаковое досуговое место.
Первой попыткой внедрения культурной и общественной функции в пространство площади станет проведение на ней в этом году мультимедийной выставки Van Gogh Alive, а уже на следующий год намечено ее использование под площадку фестиваля ландшафтного дизайна. По всей видимости, речь идет о традиционной выставке «Императорские сады России», проходящей по соседству.
Однако в чем же выражаются долгосрочные идеи «Плазы», нашедшие свое выражение в упомянутом проекте московской студии Литвинова? Подробности их знают, пожалуй, только чиновники профильных комитетов Смольного, журналистам же и широкой общественности доступны лишь несколько эскизов, поданных в рамках конкурса концепций реконструкции центра. На них петербуржцы увидели два помпезных фонтана, обширный газон, пешеходные тротуары, небольшие парковки и скульптуры коней как композиционный центр площади.

Проект универмага от «Архитектурной мастерской Литвинова»

Велосипедный квартал

Был в концепции и еще больший замах — предлагалось превратить в пешеходно-велосипедную зону и Большую Конюшенную улицу, бульвар на которой предполагалось расширить и обновить. Зимой улица, согласно проекту, могла превращаться в открытый каток. Представители «Плазы» признались в своей симпатии к альтернативным видам городского транспорта. «И нам, и нашим жильцам будет приятнее, если мимо окон будут ездить велосипедисты, а не бесконечные автомобили», — заявила Елена Мургина.
Проект благоустройства Малой Конюшенной улицы от «Архитектурной мастерской Литвинова»Малая Конюшенная улицаПодземный переход, связывающий Малую Конюшенную улицу и площадь
Самим велосипедистам подобная мысль тоже кажется неплохой. Координатор движения «Велосипедизация Петербурга» Дарья Табачникова полагает, что начать строительство дорожек в центре вполне можно и с Конюшенной.
Дарья Табачникова, координатор движения «Велосипедизация Петербурга»:
— Велосипедные дорожки, конечно, было бы хорошо там сделать. Нужно же откуда-то начинать, затем можно будет соединять эти велодорожки в сеть. Вообще, конкретная реализация зависит от интенсивности пешеходного движения. В европейской практике пешеходов и велосипедистов в рамках общественных пространств обычно не разделяют, но если пешеходов очень много — то для велосипедистов нужно выделять отдельное место.
Правда, будет ли реализован проект Литвинова, пока неясно. Ведь полтора года назад победу в конкурсе концепций одержало другое проектное бюро — знаменитая «Студия 44» Никиты Явейна. Согласно их проекту, на Конюшенной также формируется общественное пространство, а автомобильное движение ограничивается краем площади. Уделяя меньшее внимание малым архитектурным формам, зодчие все же предлагают установить по центру Конюшенной грандиозный акцент — монумент императору Александру III, прежде стоявший на Знаменской площади (сейчас — площадь Восстания), а ныне прозябающий во дворе Мраморного дворца.
В нынешних условиях сам Никита Явейн комментирует грядущие преобразования на площади весьма осторожно, даже с известным скепсисом: «Машины убирать не станут. Останется круговое движение. А общественные пространства — все это пока красивые слова. Никаких значительных перемен там в ближайшее время не будет», — объясняет архитектор.
Эскиз реконструкции площади по проекту «Студии 44»
Впрочем, его коллеги комментируют будущее Конюшенной с куда большим азартом. Так, руководитель студии «Литейная часть 91» Рафаэль Даянов, не участвовавший в конкурсе концепций реконструкции центра, но прославившийся восстановлением многих ценных исторических зданий, представил свой взгляд на реконструкцию спорного пространства.
Рафаэль Даянов, руководитель студии «Литейная часть 91»:
— Городская площадь должна быть городской площадью. Историческое назначение этого пространства — поилка для лошадей. Все там было сделано для нужд императорских конюшен. Понятно, что сегодня мы не можем возвращать эту функцию. И странные проекты вроде идеи поставить там памятник лошадям, как это было у москвича Литвинова, там тоже неуместны. Это должна быть нормальная городская площадь: и с местом для цивилизованной парковки, и с пространством для проведения пасхальных, масленичных, рождественских гуляний. Таких пространств в центре города нет.
Что же касается нынешнего состояния Конюшенной, то его архитектор оценил негативно: «У нас сегодня бытует представление, что площадь это пустое место под парковку для автомобилистов, а это общественное пространство от слова „общее“». Эксперт также намекнул, что властям и девелоперам неплохо бы обратиться к европейскому опыту подобных реконструкций, а также не отвергать опыт более-менее удачных проектов, реализованных по соседству. Господин Даянов указал, что удалась с некоторыми оговорками реконструкция Большой Конюшенной улицы, в результате которой там появился и комфортный променад, и престижные торговые точки. Вообще, сокращение или даже ликвидация автомобильного движения в районе Конюшенной многим кажется привлекательной мыслью.
Андрей Горев, заведующий кафедрой организации перевозок, управления и безопасности на автомобильном транспорте автомобильно-дорожного факультета СПбГАСУ:
— Если есть возможность ликвидировать проезд по Конюшенной — это было бы неплохо. Это одно из красивейших мест нашего города, здесь рядом вода, достопримечательности, парки. И для Большой Конюшенной было бы плюсом избежать транзита в этом месте. Другой вопрос, что эта площадь всегда была „автомобильным“ местом, в советское время рядом располагался таксомоторный парк. Но если решить проблему со стоянкой, например, построив подземный паркинг, то было бы вполне возможно убрать там движение.
А вот от возвращения трамваев, вопреки модному тренду, один из ведущих петербургских транспортников предлагает воздержаться. По словам эксперта, перемены в транспортной сети города, произошедшие с момента ликвидации кольца, слишком масштабны, а потому, прежде чем думать о том, чтобы укладывать на площади рельсы снова, стоит провести ее глубочайший анализ.
За тысячами чаяний, сотнями идей и десятками концепций преобразования Конюшенной не видно пока главного: какой она все-таки действительно будет. Единый проект до сих пор не представлен публике, не озвучены даже его технические параметры. И прежде чем их раскрывать, девелоперы и чиновники должны еще несколько раз как следует подумать, как удовлетворить желания всех горожан, чтобы никто не ушел обиженным. А потому, может, и хорошо, что в ближайшие 3-4 года пространство для маневра окажется законсервировано бытовками «Плазы».
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.