28 апреля 2014

От поилок к фонтанам: какой станет Конюшенная площадь после реконструкции

На Конюшенной площади начались подготовительные работы перед масштабной реконструкцией. На месте бывшего Конюшенного ведомства появится фешенебельный апарт-отель One Konyushennaya Square. Проект оценивается в пять миллиардов рублей, а работы должны затронуть весь прилегающий квартал: девелоперы обещают новую зону отдыха с велосипедными дорожками и минимумом машин, однако окончательной версии проекта пока никто не видел.
«Бумага» изучила возможные варианты благоустройства и выяснила у петербургских архитекторов и экспертов, можно ли воплотить в центре города все идеи московского архитектурного бюро Андрея Литвинова.
Вид на площадь в 1929–1930 гг.
Уже несколько лет Конюшенная площадь непрерывно присутствует в медийном поле. Сперва о ней заговорили благодаря заключению контракта на размещение отеля в здании Конюшенного ведомства, затем появился проект реконструкции центра Петербурга, в котором она фигурировала как одна из ключевых локаций. За всей медийной шумихой забылась сама природа и история площади, которая между тем весьма интересна.

История площади

Конюшенная — одна из самых старых площадей Петербурга. Она появилась еще в 1720-х годах, когда на берегах речки Кривуши построили первый конюшенный двор и мазанки придворных конюхов. Тогда здесь поили, кормили и снаряжали лошадей, которые должны были тащить кареты и возки императоров и их двора. В 1816–1823 годах пространство обрело свою доминанту: архитектором Василием Стасовым было возведено классическое здание Конюшенного ведомства с церковью Спаса Нерукотворного образа. Храм прославился благодаря сразу двум именитым покойникам: отсюда стартовала траурная процессия с телом умершего императора Александра I, а позднее, в 1837 году, здесь же состоялось отпевание Александра Сергеевича Пушкина, вписавшее Конюшенное ведомство в историю отечественной словесности. Позднее постройка повидала еще немало деятелей отечественной истории. В помещениях Конюшенного ведомства квартировали чины гвардейской кавалерии, среди которых был даже будущий маршал и президент Финляндии, а тогда блистательный кавалергард Карл Густав Эмиль Маннергейм. Другое прославленное строение высится на южном краю площади. Это бывший Конюшенный двор с Музеем придворного экипажа, возведенный в 1860 году в необарочной стилистике.
wikimapia
В советское время судьба обоих строений принципиально поменялась. Сначала был частично разграблен музей, перепрофилированный затем в таксомоторный парк, после этого изменилось предназначение и стасовского здания Конюшенного ведомства. В разное время здесь располагался и конный дивизион милиции, и магазин поделок советских заключенных. Но самым известным квартирантом стал институт «Гидропороект», занимавший в том числе и помещения старинной церкви. НИИ просидело в Конюшенном ведомстве до 1990-х годов, когда в пушкинском храме возобновились периодические службы, а помещения научного учреждения были освобождены.

Планы на площадь

2000-е принесли площади очередные кардинальные перемены. Трамвайное кольцо окончательно ликвидировали (единственный раз его «возродили» для съемок фильма «Дау» в 2008 году, тогда сюда пригнали трамвай на автомоторной тяге). Бывший Конюшенный музей сперва был отреставрирован, а затем превращен в зону ресторанов, сменяющих друг друга со скоростью картинок в калейдоскопе. И лишь в 2010 году дошла очередь до самого Конюшенного ведомства. «Плаза Лотос груп» братьев Зингаревичей заключила с городом инвестконтракт, согласно которому заброшенный памятник архитектуры должен превратиться в пятизвездочную гостиницу. Позднее концепция несколько изменилась, и теперь город получит вместо обычного отеля сверхэлитный апарт-отель с 70 квартирами, подземным паркингом на 140 мест и автомойкой. Иначе говоря, жилье для самых взыскательных господ, которое будет как сдаваться в аренду, так и продаваться за баснословные суммы. При этом гости и жители будут обеспечены практически неограниченным набором услуг. Источником своего вдохновения девелоперы называют комплекс One Hyde Park в Лондоне, имеющий звание самого дорогого апарт-отеля в мире.
Впрочем, если судьба здания уже более-менее определена (если, конечно, градозащитники не встанут за него стеной, по какой-то причине решив отбить потуги инвесторов), то какой будет в дальнейшем сама Конюшенная площадь, пока не ясно. Сейчас она почти полностью занята автостоянкой, которую в ближайшее время сменит городок из бытовок, в которых станут жить рабочие, трудящиеся на реконструкции, затеянной «Плазой».
Елена Мургина
директор по маркетингу «Плаза Лотос Груп»:

— Большая часть территории, за исключением проезжей части, находится у нас в аренде по договору с КУГИ в части проведения строительных работ. Мы убеждены, что площадь должна стать зеленым островом в центре, предназначенным исключительно для отдыха горожан. Студия Литвинова разработала несколько проектных эскизов относительно того, как может выглядеть площадь с учетом, что необходимо оставить проезжую часть вдоль ресторанов и парковку. Концепт Литвинова был представлен городу в рамках программы реконструкции и развития центра. Мы очень надеемся, что город примет предложение архитектора. Для нас очень важно уже сейчас приучать горожан к тому, что площадь — знаковое досуговое место.

Первой попыткой внедрения культурной и общественной функции в пространство площади станет проведение на ней в этом году мультимедийной выставки Van Gogh Alive, а уже на следующий год намечено ее использование под площадку фестиваля ландшафтного дизайна. По всей видимости, речь идет о традиционной выставке «Императорские сады России», проходящей по соседству.
Однако в чем же выражаются долгосрочные идеи «Плазы», нашедшие свое выражение в упомянутом проекте московской студии Литвинова? Подробности их знают, пожалуй, только чиновники профильных комитетов Смольного, журналистам же и широкой общественности доступны лишь несколько эскизов, поданных в рамках конкурса концепций реконструкции центра. На них петербуржцы увидели два помпезных фонтана, обширный газон, пешеходные тротуары, небольшие парковки и скульптуры коней как композиционный центр площади.

1/3

Велосипедный квартал

Был в концепции и еще больший замах — предлагалось превратить в пешеходно-велосипедную зону и Большую Конюшенную улицу, бульвар на которой предполагалось расширить и обновить. Зимой улица, согласно проекту, могла превращаться в открытый каток. Представители «Плазы» признались в своей симпатии к альтернативным видам городского транспорта. «И нам, и нашим жильцам будет приятнее, если мимо окон будут ездить велосипедисты, а не бесконечные автомобили», — заявила Елена Мургина.
1/3
Проект благоустройства Малой Конюшенной улицы от «Архитектурной мастерской Литвинова»
Проект благоустройства Малой Конюшенной улицы от «Архитектурной мастерской Литвинова»
Самим велосипедистам подобная мысль тоже кажется неплохой. Координатор движения «Велосипедизация Петербурга» Дарья Табачникова полагает, что начать строительство дорожек в центре вполне можно и с Конюшенной.
Дарья Табачникова
координатор движения «Велосипедизация Петербурга»:

— Велосипедные дорожки, конечно, было бы хорошо там сделать. Нужно же откуда-то начинать, затем можно будет соединять эти велодорожки в сеть. Вообще, конкретная реализация зависит от интенсивности пешеходного движения. В европейской практике пешеходов и велосипедистов в рамках общественных пространств обычно не разделяют, но если пешеходов очень много — то для велосипедистов нужно выделять отдельное место.

Правда, будет ли реализован проект Литвинова, пока неясно. Ведь полтора года назад победу в конкурсе концепций одержало другое проектное бюро — знаменитая «Студия 44» Никиты Явейна. Согласно их проекту, на Конюшенной также формируется общественное пространство, а автомобильное движение ограничивается краем площади. Уделяя меньшее внимание малым архитектурным формам, зодчие все же предлагают установить по центру Конюшенной грандиозный акцент — монумент императору Александру III, прежде стоявший на Знаменской площади (сейчас — площадь Восстания), а ныне прозябающий во дворе Мраморного дворца.
В нынешних условиях сам Никита Явейн комментирует грядущие преобразования на площади весьма осторожно, даже с известным скепсисом: «Машины убирать не станут. Останется круговое движение. А общественные пространства — все это пока красивые слова. Никаких значительных перемен там в ближайшее время не будет», — объясняет архитектор.
Эскиз реконструкции площади по проекту «Студии 44»
Впрочем, его коллеги комментируют будущее Конюшенной с куда большим азартом. Так, руководитель студии «Литейная часть 91» Рафаэль Даянов, не участвовавший в конкурсе концепций реконструкции центра, но прославившийся восстановлением многих ценных исторических зданий, представил свой взгляд на реконструкцию спорного пространства.
Рафаэль Даянов
руководитель студии «Литейная часть 91»:

— Городская площадь должна быть городской площадью. Историческое назначение этого пространства — поилка для лошадей. Все там было сделано для нужд императорских конюшен. Понятно, что сегодня мы не можем возвращать эту функцию. И странные проекты вроде идеи поставить там памятник лошадям, как это было у москвича Литвинова, там тоже неуместны. Это должна быть нормальная городская площадь: и с местом для цивилизованной парковки, и с пространством для проведения пасхальных, масленичных, рождественских гуляний. Таких пространств в центре города нет.

Что же касается нынешнего состояния Конюшенной, то его архитектор оценил негативно: «У нас сегодня бытует представление, что площадь это пустое место под парковку для автомобилистов, а это общественное пространство от слова „общее“». Эксперт также намекнул, что властям и девелоперам неплохо бы обратиться к европейскому опыту подобных реконструкций, а также не отвергать опыт более-менее удачных проектов, реализованных по соседству. Господин Даянов указал, что удалась с некоторыми оговорками реконструкция Большой Конюшенной улицы, в результате которой там появился и комфортный променад, и престижные торговые точки. Вообще, сокращение или даже ликвидация автомобильного движения в районе Конюшенной многим кажется привлекательной мыслью.
Андрей Горев
заведующий кафедрой организации перевозок, управления и безопасности на автомобильном транспорте автомобильно-дорожного факультета СПбГАСУ:

— Если есть возможность ликвидировать проезд по Конюшенной — это было бы неплохо. Это одно из красивейших мест нашего города, здесь рядом вода, достопримечательности, парки. И для Большой Конюшенной было бы плюсом избежать транзита в этом месте. Другой вопрос, что эта площадь всегда была „автомобильным“ местом, в советское время рядом располагался таксомоторный парк. Но если решить проблему со стоянкой, например, построив подземный паркинг, то было бы вполне возможно убрать там движение.

А вот от возвращения трамваев, вопреки модному тренду, один из ведущих петербургских транспортников предлагает воздержаться. По словам эксперта, перемены в транспортной сети города, произошедшие с момента ликвидации кольца, слишком масштабны, а потому, прежде чем думать о том, чтобы укладывать на площади рельсы снова, стоит провести ее глубочайший анализ.
За тысячами чаяний, сотнями идей и десятками концепций преобразования Конюшенной не видно пока главного: какой она все-таки действительно будет. Единый проект до сих пор не представлен публике, не озвучены даже его технические параметры. И прежде чем их раскрывать, девелоперы и чиновники должны еще несколько раз как следует подумать, как удовлетворить желания всех горожан, чтобы никто не ушел обиженным. А потому, может, и хорошо, что в ближайшие 3-4 года пространство для маневра окажется законсервировано бытовками «Плазы».
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.