Как «Бумага» и «Мастера России» выпустили курс о локальных медиа. История проекта о создании городских СМИ

«Как устроены локальные медиа» — это бесплатный курс с видеолекциями о том, как создать собственное СМИ, если вы журналист, лидер мнений в Facebook или инстаграм-блогер. Вместе с «Мастерами России» мы разработали его, чтобы объяснить: ресурс с одним или несколькими авторами может покрывать городскую повестку и иметь большую аудиторию.

В создании курса приняли участие сотрудники и сотрудницы издания «Бумага», представители других локальных медиа — межрегионального интернет-журнала «7×7», портала южного региона «Юга.ру», казанского интернет-журнала Enter, издания «The Village Екатеринбург», журнала «Мастера России», телеграм-канала «ПсихоDaily», — сотрудники компаний «МегаФон», Yota, Okko, Банка «Санкт-Петербург» и коммуникационного бюро «Кстати». Курс был создан при поддержке программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть».

Вместе с участниками и партнерами проекта рассказываем, как возникла идея курса, сколько времени его готовили и почему создавать локальные медиа важно.

Мы запустили курс «Как устроены локальные медиа» 1 октября. На сайте «Мастеров России» стали доступны видеолекции, конспекты и примеры публикаций

Курс состоит из 7 модулей и 22 лекций. В модулях есть теория и два кейса: первый — о работе одного из медиа, а второй — о том, зачем локальные СМИ нужны бизнесу.

Теоретическую часть читают наши журналисты и редакторы. Генеральный директор Кирилл Артеменко говорит о том, какие бывают локальные медиа и как они зарабатывают, главный редактор Таня Иванова рассказывает о новостях и работе с мнениями экспертов и инфлюенсеров, шеф-редактор Саша Шаргородская — о том, как писать о городских событиях и культуре, редактор Влад Чирин объясняет специфику историй о локальном бизнесе, а шеф-редактор отдела спецпроектов Вика Взятышева — как рассказывать человеческие истории.

Мария Рзаева, директор отдела спецпроектов «Бумаги»:

— Главная ценность «Бумаги» — локальный патриотизм. Мы живем в Петербурге, любим свой дом и хотим сделать его лучше. К счастью, в России есть немало других похожих медиа: это и крупные редакции, и небольшие блоги в регионах. Они пишут о самых разных «лучших городах на Земле» и это здорово. Именно локальные медиа в регионах говорят о том, что действительно важно людям, о том, что происходит совсем рядом. Кроме того, местные издания и блогеры, как правило, умеют общаться с аудиторией на равных и организовывать сообщества в офлайне, чтобы решать реальные проблемы (ну или просто делать жизнь приятнее). Если после нашего курса в России станет хотя бы на одно локальное медиа больше, мы будем счастливы.

Все лекции мы записывали в нашем офисе: на это потребовалось около месяца

В основном студию организовывали в «Бумаге» на выходных. Но иногда съемки проходили и по вечерам в будние дни: тогда часть редакции освобождали от рабочих столов, устанавливали свет и оборудование. В записи лекций участвовали два оператора, визажист и продюсер.

Диана Садреева из казанского издания Enter рассказывает, как и зачем писать о традиционной культуре 
Эдуард Аркин из компании «МегаФон» записывает лекцию о том, как человеческие истории продвигают бизнес

Представители четырех локальных СМИ специально приехали в Петербург на запись лекций

В создании курса кроме сотрудников «Бумаги» участвовали шесть редакторов локальных медиа. Из Краснодара приехал главный редактор «Юга.ру» Артем Беседин, из Казани — издательница городского интернет-журнала Enter Диана Садреева, из Сыктывкара — главный редактор медиапортала «7х7. Горизонтальная Россия» Софья Крапоткина. Также лекции записали соосновательница телеграм-канала «ПсихоDaily» Катя Дементьева из Москвы, совладелица и редакционный директор «The Village Екатеринбург» Лена Бабушкина и редактор онлайн-медиа о бизнесе «Мастера России» Наташа Гладышева из Петербурга.

Каждый из них рассказывал о специфике работы своего издания, а также о взаимодействии с героями публикаций, локальной идентичности и сарафанном радио.

Например, Софья Крапоткина в своей лекции дает советы о том, как писать истории. По ее словам, важно в одном предложении объяснить суть истории, четко представлять, кто будет читать этот материал, найти интересного героя и помнить, что не всякий большой текст — это лонгрид.

Софья Крапоткина, главный редактор медиа портала «7х7. Горизонтальная Россия»:

— Я работаю в медиа про регионы и очень люблю всё, что связано с этим. У нас в инструкции для новых сотрудников есть такая фраза: «Мы пишем о российских регионах, любим их и верим, что будущее России — в децентрализации мест силы». Медиа будут участвовать в этом и у них будет важная роль. Тему лекции мы сформулировали вместе с авторами курса. Истории — один из наших важных продуктов. Мы всегда готовы делиться своим опытом — и с удовольствием учимся у других.

О том, как локальные медиа взаимодействуют с бизнесом, на курсе рассказывали представители шести компаний

Последняя лекция каждого модуля была посвящена разбору реального примера сотрудничества локальных СМИ и бизнеса.

В этой лекции Михаил Гаврилов из Банка «Санкт-Петербург» рассказывает о проекте «Лучше здесь» — это рубрика о локальном бизнесе на «Бумаге», а также закрытые мероприятия для предпринимателей в Петербурге

По словам директора отдела спецпроектов «Бумаги» Марии Рзаевой, этот блок был необходим для того, чтобы показать, что локальные медиа могут зарабатывать.

Мария Рзаева, директор отдела спецпроектов «Бумаги»:

— У локальных медиа есть неоспоримое преимущество перед более крупными игроками рынка — они хорошо знают свою аудиторию, потому что работают «на земле». То есть локальные медиа понимают, как лучше обратиться к подписчикам с сообщением от бренда рекламодателя. Поэтому, например, в «Бумаге» никогда не было «копипаста»-текста, присланного партнером. Мы всегда разбираемся, как можем сделать рекламный материал полезным для читателей, и пишем текст сами. Лекторы курса на «Мастерах России» рассказывают про несколько базовых тем и форматов для покрытия местной повестки. В каждом блоке есть лекция представителя коммерческой компании — о том, как данная тема или формат могут зарабатывать и чем это полезно рекламодателям.

Например, пресс-секретарь программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть» Артур Ахмедов в своей лекции рассказал о том, что у крупного бизнеса и небольших локальных медиа могут быть общие цели. Одна из них — стремление развивать и поддерживать территорию, на которой они живут и работают.

Артур Ахмедов, пресс-секретарь программы социальных инвестиций «Родные города»:

— Вложенные средства возвращаются компании в виде лояльности сотрудников, в виде открытых для диалога властей, в виде перспектив по привлечению максимально квалифицированных и классных кадров даже в отдаленные регионы. На самом деле перспективы развития бизнеса во многом зависят от динамики развития региона. Из обычного серого, неинтересного города в первую очередь уезжает активная молодежь, туда гораздо сложнее привлечь хороших специалистов и всё это напрямую влияет на темпы развития бизнеса.

Участников, которые закончили занятия и выполнили финальное задание до 31 декабря, мы пригласим на стажировку, которая пройдет в феврале-марте 2020 года

Финальное задание — это описание концепции собственного локального медиа и форматов, которые в нем работают. Нужно указать миссии, цели и задачи проекта, проблемы аудитории, которые решает медиа, форматы публикаций и темы.

По словам продюсера курса Марии Буряк, на данный момент курс прошли более 2 тысяч человек, а выполненные задания прислали 200 слушателей. Изначально срок сдачи работ был до 15 декабря, но его продлили до 31 декабря. Имена участников стажировки будут объявлены после Нового года.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.