6 марта 2018
текст:
Чтение на «Бумаге»: как обустраивали Васильевский остров? Отрывок из путеводителя Александра Друзя по Петербургу

В издательстве «АСТ» выходит дебютная книга знатока клуба «Что? Где? Когда?» Александра Друзя. Это путеводитель «Петербург. Пешком по городу», посвященный истории города и любимым маршрутам самого Друзя.

«Бумага» публикует отрывок из книги, посвященный Васильевскому острову и его музеям и достопримечательностям.

Прогулку по Васильевскому острову лучше всего начать со Стрелки — его восточной оконечности. Попасть на Стрелку можно двумя способами. Первый, с Петроградской стороны — пешком от станции метро «Спортивная» по проспекту Добролюбова и Биржевому мосту. Второй способ — через Дворцовый мост, пешком от метро «Адмиралтейская» или на троллейбусе или автобусе от любой из станций метро на Невском проспекте («Площадь Восстания», «Маяковская», «Невский проспект», «Гостиный двор»).

Среди 40 островов, на которых стоит сегодня Санкт-Петербург, Васильевский остров — самый большой. Он несколько раз менял свое название. Впервые его назвали Васильевским в 1500 году в описи новгородских земель, которая зафиксировала здесь усадьбу посадника Василия Селезня.

Шведы называли остров Лосиным. Сразу после основания города на его стрелке расположилась батарея, которой командовал офицер Василий Корчмин. По преданию, направляя ему приказы, Петр I писал на них коротко — «Василию, на остров», и остров вновь стал Васильевским. Затем его пытались именовать Княжеским или Меншиковым, поскольку царь подарил его первому губернатору города, но эти названия были забыты после опалы и ссылки Меншикова.

После ликвидации угрозы от шведов с суши Санкт-Петербург начал быстро расти и развиваться. Для строительства и украшения будущей столицы царь приглашал иностранных специалистов. Среди них был французский архитектор Леблон. По заказу царя в 1717 году он составил первый перспективный план строительства Петербурга. Центр города — все правительственные здания и дворцы вельмож — предполагалось расположить на Васильевском острове. Вместо улиц здесь, как в Амстердаме, должны были проходить каналы, которые защищали бы город от наводнений.

Петр проект одобрил и дал указание губернатору Меншикову немедля приступать к строительству. После двухгодичного отсутствия в городе царь решил проверить выполнение. Для проверки он даже обратился к голландскому послу за справкой о ширине амстердамских каналов. Тот предоставил Петру план своей столицы в масштабе.

Петр собственноручно проверил ширину вновь прорытых каналов и их набережных. Он убедился в том, что, если под окнами губернаторского дворца всё было сравнительно удовлетворительно, то остальная часть уже построенного сделана со значительным отступлением от проекта и нет другого выхода, как сносить здания и вновь рыть каналы. Видимо, Меньшиков решил сэкономить на постройке в свою пользу.

Петр обратил свой гнев на губернатора, обвинив его, безграмотного, в невозвратных убытках. Однако вскоре успокоившись, царь признал, что сам виноват раз поручил строительство Меншикову, который как военный, «не строитель, а разоритель городов». Каналы переделывать не стали, постепенно, вплоть до конца XVIII века их засыпали землей, и сейчас память о них сохранилась лишь в названиях линий Васильевского острова. Кстати, ширина улицы вблизи Меншиковского дворца по-прежнему больше, чем у многих остальных линий.

Во исполнение плана Леблона, на стрелку, в самое широкое место Невы, перенесли торговый порт, просуществовавший здесь до 1885 года. На порт выходили окна Зимнего дворца — царской резиденции, и в начале XIX века порту попытались придать презентабельный вид. По проекту архитекторов Тома де Томона и Андреяна Захарова Стрелке придали вид правильной полуокружности, с помощью искусственной насыпи отодвинув Неву на 122 метра. Здесь установили два маяка в виде ростральных колонн.

Такие колонны устанавливали древние римляне в честь своих морских побед, украшая их отрубленными носами вражеских кораблей — рострами. Маяки в туманную погоду указывали кораблям направление в Большую и Малую Неву. Основания колонн украсили аллегорическими изображениями четырех главных торговых рек России — Невы, Волхова, Волги и Днепра. Простые жители города, не разбираясь в аллегориях, поговаривали, что это памятники Василию и Василисе, рыбакам, жившим некогда на острове и давшим ему имя.

Восточная оконечность Стрелки оформлена изящными гранитными спусками к Неве с причальной стенкой и поразительными по совершенству каменными шарами на постаментах. Говорят, каменотес Самсон Суханов вырубил эти геометрически точные шары, не пользуясь никакими измерительными инструментами. На глаз.

Во второй половине XX века на спусках возникла устойчивая традиция. Молодожены приходят на Стрелку и разбивают о причальную стенку бутылку шампанского — в знак предстоящего долгого и счастливого совместного плавания.

Между Ростральными колоннами де Томон построил главное здание порта, где проходили сделки по купле-продаже товаров — Фондовую биржу. Здание спроектировано, как древнегреческий храм, со всех сторон окруженный колоннами. Биржа, приподнятая на массивном гранитном основании, стала важнейшим пунктом в застройке невских берегов.

Скульптура, украшающая фронтон здания со стороны реки, подчеркивает морское могущество России и изображает триумф бога морей Нептуна. На противоположном, западном фронтоне — скульптурная группа «Навигация с Меркурием и двумя реками». Аллегорию Навигации мастер изобразил с короной в виде городской башни. В городском петербургском фольклоре это женское божество считается «Богиней города».

По легенде, при закладке Биржи в каждом углу фундамента были торжественно заложены полновесные золотые слитки, отлитые будто бы специально петербургскими биржевиками и купечеством. В 1940 году в здании Биржи разместился Центральный военно-морской музей. Его коллекциям положил начало Петр I, подписавший в 1709 году указ об учреждении в Санкт-Петербурге при Адмиралтействе модель-камеры. В ней предписывалось собирать и хранить чертежи и модели всех построенных кораблей.

В 1805 году камера была преобразована в Морской музей, где уже в то время собирались реликвии, связанные с Российским флотом — оружие, флаги, живописные полотна, а также редкости, привезенные из дальних плаваний. Сегодня собрание музея, выросшего из модель-камеры, насчитывает более 700 000 экспонатов, среди которых, наверное, самый знаменитый — ботик Петра I (подробно о нем — в прогулке по Петропавловской крепости).

В апреле 2013 года музей переехал в отреставрированный комплекс Крюковских (Морских) казарм. Однако Васильевский остров по-прежнему остается островом-музеев.

Слева и справа от здания биржи расположены два желтых здания — это бывшие пакгаузы, склады, в которых хранились товары, привозимые в порт. В южном пакгаузе находится Зоологический музей, в северном — Музей почвоведения.

Начало коллекций Зоологического музея положил Петр I, который еще в 1698 году, будучи в Голландии, купил «раковины и плоды морские», а также «скляницы», в которых находилось небольшое собрание «рыб, птиц и гадов». В 1714 году царские коллекции стали основой первого русского музея — Кунсткамеры. Был издан указ, по которому любой, обнаружив диковинку, за вознаграждение должен был представить ее властям, а те доставить находку в столицу. В результате собрание Кунсткамеры стало быстро пополняться.

К началу XIX века здесь скопились огромные коллекции, и было принято решение о разделении Кунсткамеры на семь музеев, одним из которых стал Зоологический. Его директором стал академик Брандт.

В 1832 году музей, состоявший всего из трех залов, принял первых посетителей. Через 70 лет экспозиция, которой стало тесно уже в 32 залах, была перенесена в специально перестроенное здание южного таможенного пакгауза на Стрелке Васильевского острова, где музей находится и сейчас. В его собрании находятся уникальные экспонаты, собранные на протяжении без малого трех веков.

Академия наук с момента своего создания, снаряжая исследовательские экспедиции, обязывала их участников доставлять в него зоологические редкости, а в 1738 году даже наняла специального егеря для отстрела и представления «всех видов находящихся около Санкт-Петербурга птиц».

Музей пополнили коллекции, собранные во время первого российского кругосветного плавания и первой антарктической экспедиции. Самый большой экспонат в музее — скелет синего кита, был передан в дар частным лицом.

В 1930 году на базе музея был создан Зоологический институт Академии наук СССР. Благодаря его сотрудникам в музей поступили материалы, собранные во время экспедиций в различные районы страны, в Антарктику, в регулярных рейсах научно-исследовательских судов по Мировому океану.

Среди уникальных экспонатов музея единственное в мире чучело мамонта и мумии двух мамонтят, скелет ископаемого южного слона, чучела сумчатого волка, диких верблюдов. Неизменное внимание привлекают биогруппы, показывающие животных в их естественном окружении. О популярности Зоологического музея говорит тот факт, что за год в нем бывает без малого миллион посетителей.

Возникновение музея почвоведения, да и самого почвоведения как науки, связано с именем Василия Васильевича Докучаева. Его, выпускника естественного факультета Петербургского университета, в 1875 году пригласили участвовать в составлении почвенной карты европейской части России. Ученому поручалось разработать классификацию почв для карты и дать описание черноземных почв. Результаты своих исследований восемь лет спустя он обобщил в книге «Русский чернозем», в которой впервые говорил о почве как о самостоятельном естественном историческом теле, имеющем особое происхождение и собственные свойства. Книга стала основой научного почвоведения.

Сложность изучения почв России привели Докучаева к мысли о необходимости создания «специальногопочвенного учреждения, с музеем и лабораторией при нем». Однако ученому, несмотря на практическую направленность его исследований, ставивших задачу добиться процветания отечества, было трудно доказать властям необходимость организации подобного заведения, не имеющего аналога за границей.

Лишь в 1904 году, через год после смерти Докучаева, его ученикам удалось открыть при Вольном экономическом обществе Центральный почвенный музей. Первыми экспонатами первого в мире музея почвоведения стали коллекции Докучаева, с успехом экспонировавшиеся в городах России и за границей.

В собрании музея были представлены почвы природных зон преимущественно Европейской части России и раскрывались условия их формирования. Главным экспонатом являлся монолит — вертикальный срез почвы в виде призмы с ненарушенным строением. Сейчас в музее посетители могут увидеть более 300 монолитов, рассказывающих о почве как особом природном теле. Особое внимание привлекают почвенный глобус диаметром более одного метра, монолит ископаемой почвы возрастом 125 000 лет и восьмигранный монолит чернозема, высотой почти два метра.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.