20 февраля 2019

Что не так с уборкой снега в Петербурге? Пять главных причин, почему мы утонули в сугробах этой зимой

Два месяца по улицам Петербурга было трудно передвигаться. Это вызвало не только волну раздражения и протестов горожан, но и множество травматичных ситуаций. Сорвавшаяся с крыши глыба льда даже убила человека.

«Бумага» разобралась, кто виноват в заледенелых тротуарах и горах снега во дворах и вдоль дорог, и выделила пять ключевых причин, почему Петербург так плохо убирают.

Причина первая. Уборкой занимается слишком много служб. И порой они сами не могут понять, кто за что отвечает

Система уборки снега, установленная правительством Петербурга, довольно запутана: в ней участвует сразу несколько десятков различных ведомств, учреждений, предприятий и служб.

За уборку практически всех дорог, улиц и прилегающих тротуаров отвечает комитет по благоустройству. Он заключает контракты с подрядчиками и следит за качеством их работы на более чем 2,5 тысячи городских улиц. Часть улиц в пригородах и внутригородских поселках относится к ведению муниципалитетов. Мосты и путепроводы чистит «Мостотрест», трамвайные пути — «Горэлектротранс», небольшую территорию у станций метро — метрополитен. А больницы, детские сады, школы и вузы заказывают уборку самостоятельно через госзакупки. КАД и ЗСД чистят компании-операторы трасс.

Еще сложнее разобраться с уборкой снега внутри кварталов и дворов. В 12 районах города (это все внутригородские районы, кроме Петроградского) заказчиком уборки выступает районная администрация. При этом подрядчики не чистят ту часть территории, которая является собственностью жильцов дома (а во всех домах она разная), — ее должна убирать управляющая компания (УК).

На практике размеры территории, принадлежащей собственникам, отличаются от дома к дому, пояснил «Бумаге» глава ассоциации управляющих организаций в жилищной сфере Евгений Пургин. Чаще всего распределение таково: управляющая компания должна расчистить подход к парадной, крыльцо и сбросить с крыши наледь. В части домов УК убирают придомовые газоны и тротуары внутри двора. А всё остальное должны чистить подрядчики районных администраций. Кроме того, в нескольких районах — в том числе в Центральном — если внутри квартала есть детская площадка или сквер, за их уборку отвечают не районные администрации, а муниципальные власти.

В шести районах города (Колпинском, Кронштадтском, Курортном, Петродворцовом, Пушкинском и Петроградском) ситуация отличается. Там заказчиками уборки всех внутриквартальных территорий являются не районные администрации, а муниципальные округа. «У нас в районе сложнее всего разобраться, кто за что отвечает. Настоящее лоскутное одеяло», — сказали «Бумаге» в администрации Петроградского района.

А еще собственники предприятий, организаций и торговых точек, расположенных в нежилых зданиях, должны чистить свою территорию сами. Магазины, бары и другие бизнес-структуры, работающие в жилых зданиях, должны чистить только вход, например крыльцо, говорят в Государственной административно-технической инспекции.

При этом администрации Петроградского и Центрального района рассказали «Бумаге», что сотрудничают с магазинами и другим бизнесом. Например, в Центральном районе предпринимателям выделяют пескосоляную смесь. В администрации Петроградского района также сообщили, что некоторые предприниматели отказываются чистить даже свое крыльцо.

Всё это приводит к тому, что многие работы не скоординированы, а разобраться, кто и что должен убирать в конкретном дворе, не всегда могут даже сами ведомства.

Фото: gov.spb.ru

При этом глава ассоциации управляющих организаций в жилищной сфере Евгений Пургин пояснил «Бумаге», что конфликты при уборке дворов возникают, только если домом управляет частная компания. Это происходит потому, что в большинстве районов контракты на уборку внутриквартальных территорий получают жилкомсервисы (ЖКС), полностью или частично принадлежащие городу. И они же являются управляющими компаниями примерно 70 % петербургских домов (в том числе почти всех домов в центральных районах). Например, по словам Пургина, в таких ситуациях ЖКС иногда вовсе отказывается убирать дворы, хотя управляющая компания должна чистить только территорию, принадлежащую собственникам, а не весь двор.

Гендиректор холдинга «Городские инновационные технологии», работающего в сфере ЖКХ, Сергей Минко также сообщает, что частные компании регулярно попадают в такие ситуации. Он добавил, что зачастую УК проще убрать «чужой» снег, чем доказывать, что эту работу должен делать кто-то другой.

Конфликты регулярно возникают и между ЖКС, УК и подрядчиками комитета по благоустройству (последние должны убирать дороги, улицы и тротуары). Глава одной из петербургских управляющих компаний анонимно рассказал «Бумаге», что зачастую подрядчики администрации чистят улицу, а потом управляющая компания сбрасывает наледь с крыш на тротуары — и уборку нужно начинать заново.

— Если снег с крыши сбрасывать внутрь двора, то вывозить его должна управляющая компания, а если на дорогу — то уже комитет по благоустройству. В итоге иногда снег со двора просто выносят на тротуар, и уже там он ждет вывоза, — пояснил он.

На практике разделение обязанностей работает далеко не всегда, сообщили «Бумаге» в администрации Центрального района. Например, при сильных снегопадах подрядчики районных администраций иногда убирают не только дворы, но и улицы, так как у подрядчиков комитета по благоустройству не хватает рабочих.

В компании «Проминвест», объединяющей три ЖКС в трех районах города, «Бумаге» заявили, что существующее «разделение территорий — это размазывание ответственности».

Качественной уборки снега в городе не будет, пока за нее не будет отвечать только одно ведомство, считает петербургский представитель всероссийской общественной организации «ЖКХ-Контроль» Алла Бредец. «Нужно, чтобы все знали, кто ответственен за состояние улиц, и эту ответственность нельзя было переложить на кого-то другого», — пояснила она «Бумаге».

Стив Каддинс, координатор движения «Красивый Петербург» и эксперт Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО, считает, что проблему может решить информационная система, которая будет составлять расписание уборки, координировать усилия разных служб и прокладывать оптимальные маршруты уборочной техники:

— Главные проблемы — это отсутствие координации и неэффективность процессов. Все привыкли работать так, как заведено, и не хотят ничего менять.

Причина вторая. За уборкой следит слишком много ведомств. Но на практике контроля всё равно не хватает

Контролирует уборку также несколько органов. Комитет по благоустройству следит за дорогами и улицами, Государственная административно-техническая инспекция — за организациями и торговыми точками, жилищный комитет, жилищные агентства и инспекции — за жилыми зданиями.

Ситуацию в своих районах должны также контролировать местные власти. Администрации (или муниципальные округа в таких районах, как Петроградский) обязаны следить за уборкой внутриквартальных территорий, участков около школ, детских садов и больниц, а также за очисткой крыш домов от наледи. Дополнительно за нарушениями при уборке следит прокуратура города.

Фото: gov.spb.ru

В компании «Проминвест» (объединяет ЖКС № 1 Красногвардейского района, ЖКС № 2 Центрального района и ЖКС № 1 Кировского района) «Бумаге» рассказали, что за день одни и те же адреса могут проверить пять-шесть служб. «Количество проверяющих и штрафных санкций за несвоевременно вывезенный или ненадлежаще складированный снег превышает все нормы», — говорят в компании.

Так, за некачественную уборку одного дома управляющую компанию могут оштрафовать больше чем на 1 млн рублей. Столько же грозит за некачественную уборку наледи с крыш.

Не менее крупные штрафы за неисполнение обязанностей по уборке предусмотрены и в государственных контрактах на очистку дорог и улиц, рассказал «Бумаге» глава петербургского антикоррупционного центра организации «Трансперенси Интернешнл – Россия» Дмитрий Сухарев:

— В контрактах прописаны штрафные санкции, которые должны выставляться подрядчикам. В случае повторяющихся нарушений контракт должен быть расторгнут, а все организации внесены в реестр недобросовестных поставщиков. Такой механизм есть, но он не используется чиновниками, что, на мой взгляд, является преступлением. Возможно, это происходит из-за неуставных отношений между заказчиками и подрядчиками.

На уборку снега влияют и другие нарушения. Урбанист Стив Каддинс поясняет, что в Европе эффективнее убирать снег помогает в том числе то, что водители соблюдают ограничение на парковку на определенных улицах в установленные часы. В Петербурге такое ограничение действует на 542 улицах, что, по подсчетам комитета по благоустройству, позволяет очистить их быстрее в 20 раз. Однако водители нарушают это правило, и машины приходится эвакуировать. А это тормозит уборку и делает ее дороже.

Ускорить уборку, по мнению Каддинса, мог бы и усиленный контроль за установкой конструкций на тротуарах. Сейчас из-за заборов, столбов и рекламных конструкций многие улицы в центре города невозможно очистить с помощью снегоуборочной техники: она не помещается на узком тротуаре. В администрации Петроградского района «Бумаге» подтвердили, что сейчас из-за этого большинство улиц района могут чистить только дворники.

Трое промышленных альпинистов, занимающихся уборкой наледи с крыш, также рассказали «Бумаге», что узкие и плохо убранные тротуары и припаркованные машины также мешают вовремя и быстро почистить крыши. По их мнению, качественной уборке мешает и то, что заказчики часто решают чистить кровлю в последний момент, когда уже есть опасность обрушения. Кроме того, в городе недостаточно распространена технология «холодный чердак», которая защищает дом от образования наледи на кровле. Сейчас работы по такой технологии проведены чуть более чем на половине потенциально опасных крыш города.

Причина третья. В бюджете не хватает денег на уборку. Техники нужно в три раза больше, а дворники не хотят работать за низкую зарплату

На работы по уборке снега несколько лет выделялось недостаточно денег из бюджета, но городу везло, что по-настоящему сильных снегопадов не было, говорят в Смольном. Этой зимой средства на уборку тоже выделили, исходя из опыта последних лет, когда снега было в разы меньше.

По оценке властей, этой зимой необходимые работы профинансированы на 60 %: в год на уборку дорог и улиц было выделено около 9 млрд рублей. При этом деньги на вывоз снега уже закончились.

По оценке Смольного, на уборку городу не хватает еще минимум 4 млрд рублей. В целом же для модернизирования системы, закупки техники и привлечения большего числа работников нужно поэтапно получить около 32 млрд рублей.

Сейчас город убирает примерно 1 тысяча единиц техники. Но ее, по мнению властей, нужно минимум в три раза больше: масштабных закупок не было с 2011 года. Дворников тоже не хватает: только для внутриквартальных территорий нужно 10 тысяч уборщиков, а сейчас весь город чистят 7 тысяч человек. Вместо 1300 кровельщиков необходимо около 5 тысяч. Чтобы нанять больше людей, в бюджете нет денег.

Кроме того, работников сложно найти и из-за низкой зарплаты. По данным вице-губернатора Николая Бондаренко, в среднем водитель грузовика на уборке снега зарабатывает 32–33 тысячи рублей в месяц, а водитель снегоуборщика на ЗСД, где уборку организует компания-оператор трассы, — порядка 70 тысяч.

Зарплата дворника ниже. По данным Смольного, она составляет около 30 тысяч рублей в месяц. Но руководитель одной из УК, работающей по субподряду на уборке снега в Петербурге, рассказал «Бумаге», что выделенный бюджет не позволяет платить дворникам больше 20 тысяч рублей в месяц при ежедневной занятости. И при этом для уборки всё равно «нужно в два-три раза больше» работников.

Нехватку дворников подтверждают и в ведомствах. В администрации Петроградского района «Бумаге» заявили, что сейчас его чистят порядка 300 дворников:

— Этим количеством можно справиться, когда снега не так много. Но когда внештатная ситуация, все болевые точки сразу видны. По нашей оценке, чтобы за день-два убрать район после сильного снегопада, нужно в десять раз больше.

— Денег недостаточно, — согласна петербургская представительница общественной организации «ЖКХ-Контроль» Алла Бредец. — Недофинансирование на лицо: не хватает ни рабочих рук, ни техники. Если хотим, чтобы было, как в Москве, то и тратить нужно более чем в четыре раза больше.

Причина четвертая. Частным компаниям невыгодно работать из-за низких тарифов. Уборкой занимаются ЖКС, у которых тоже нет денег

В компании «Проминвест» «Бумаге» рассказали, что денег не хватает не только в бюджете, но и у УК. Для управляющих компаний все зимние работы убыточны из-за отсутствия субсидий: деньги на уборку компании получают только от жителей по тарифам, установленным Смольным.

Таким образом, жильцы ежемесячно платят за уборку и вывоз снега 7 копеек с квадратного метра площади квартиры, а за очистку наледи с кровли — 53 копейки с квадратного метра. По оценке управляющих компаний, этого хватает, чтобы убрать снег с крыш максимум пять-шесть раз за зиму. По словам опрошенных «Бумагой» промышленных альпинистов, они зарабатывают от 1 до 15 тысяч рублей за смену. При этом один из опрошенных подчеркнул, что старается не работать с городскими ЖКС, так как они платят на 20–50 % меньше, чем частные заказчики.

— Тарифы должен определять рынок, а не правительство. А у нас принята социалистическая модель, и в итоге тарифы занижены во много раз, — поясняет глава ассоциации управляющих организаций в сфере ЖКХ Евгений Пургин.

Это подтверждают и в Смольном. По словам вице-губернатора Николая Бондаренко, несколько лет назад такие тарифы на уборку снега «брали с потолка» и экономически никак не просчитывались.

Фото: gov.spb.ru

Глава ЖКХ-холдинга «Городские инновационные технологии» Сергей Минко уточняет, что тарифы и нормативы по уборке для всего города одинаковые, но на уборку центральных районов денег и сил требуется гораздо больше. Глава одной из управляющих компаний Петербурга анонимно пояснил «Бумаге», что частные компании просто не хотят работать в центре города, потому что это невыгодно. В итоге большинство домов управляется городскими ЖКС, которые согласны работать и по низким тарифам.

— В центре старый жилищный фонд в ужасном состоянии, и для качественной работы в него нужно вложить очень много денег, — считает источник «Бумаги» в одной из управляющих компаний Петербурга. — ЖКС же согласны работать и так: они ничего инвестировать и улучшать не планируют. При этом частник не сможет прийти и убедить людей платить больше, чем установлено комитетом по тарифам. Такое срабатывает только в элитных домах. Если не сменить систему, то в центре и дальше будут работать только городские ЖКС, и дальше всё будет постепенно разваливаться.

Причина пятая. Много лет Петербург убирают одни и те же компании и организации. Из-за отсутствия конкуренции они не заинтересованы в качественной уборке

Рынок уборки города в Петербурге уже много лет фактически монополизирован, подчеркивает глава ассоциации управляющих организаций в сфере ЖКХ Евгений Пургин. Около 70 % петербургских домов сейчас управляется городскими ЖКС. Они же часто получают подряды на уборку внутриквартальных территорий.

— Из-за низких тарифов и несправедливого распределения средств из бюджета рынок почти полностью захватили ЖКС. Никаких рыночных механизмов и конкуренции нет, нет свободы ценообразования, — говорит Пургин. — В итоге у ЖКС нет мотивации на качественные услуги: они и так знают, что на следующий год продолжат убирать свою территорию.

Глава петербургского антикоррупционного центра организации «Трансперенси Интернешнл — Россия» Дмитрий Сухарев также подчеркивает, что Петербург постоянно убирают одни и те же организации, и нормальной конкуренции на этом рынке никогда не было.

Так, в январе 2019 года петербургское УФАС обнаружило признаки картельного сговора сразу в 13 контрактах на уборку города на общую сумму больше 8 млрд рублей. Все конкурсы в декабре 2018 года прошли без борьбы: везде было по два участника, которые синхронно снижали стартовую цену до сумм, идентичных вплоть до копеек. В результате начальная цена контрактов в среднем снизилась на 0,5 %.

Потенциальными участниками сговора стали шесть организаций, пять из которых контролируются самим городом. Шестая — АО «Автопарк № 7 Спецтранс» — до осени 2017 года принадлежала компании сына сенатора Валентины Матвиенко Сергею. Больше всего подрядов по этим конкурсам досталось ГУДП «Центр»: предприятие получило контракты на уборку почти на 4 млрд рублей. И ГУДП «Центр», и «Автопарк № 7 Спецтранс» отказались оперативно ответить на вопросы «Бумаги».

Если факт сговора будет доказан, то организаторам картеля грозит до шести лет лишения свободы. На данный момент УФАС расследует дело.

— Фактически, эти организации поделили между собой город, хотя у них нет столько ресурсов, чтобы убирать территории согласно контрактам, — поясняет Сухарев.

В итоге подрядчики отдают часть территорий, а иногда и целые районы на субподряд. А субподряды зачастую отдаются не по конкурсу, а в форме закупки у единственного поставщика: то есть заказчик заранее знает, кому хочет отдать контракт. Их в том числе получают небольшие компании и даже индивидуальные предприниматели

— Такие решения объясняются тем, что контракты отдаются якобы проверенным поставщикам, — объясняет Дмитрий Сухарев из «Трансперенси». — Но по факту эти контракты — большая серая зона.

Фото: gov.spb.ru

Глава одной из петербургских УК, работающих по субподряду, анонимно рассказал «Бумаге», что обычно подрядчики, работающие с субподрядчиками, оставляют себе порядка 2 % средств от выигранного подряда, чтобы получить прибыль от контракта. «В целом, говорить о том, что все деньги на уборку снега разворованы, — это сильное упрощение. Если кто-то где-то и ворует, то не сильно. Воровать не из чего», — считает он.

При этом Дмитрий Сухарев с такой оценкой не согласен. По его мнению, такая система работы создает возможности для коррупции и убивает конкуренцию, а частные компании потенциально могли бы за те же деньги убрать город лучше:

— Сейчас у организаций нет смысла делать работу лучше и дешевле, потому что нет никакой конкуренции. Естественно, они будут просто требовать больше денег, потому что привыкли делать гораздо меньший объем работ. Но если расследование УФАС дойдет до логического завершения, то это точно полностью перевернет ситуацию.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.