26 декабря 2018

Андрей Курпатов — о том, как создать доверие между начальником и подчиненным и почему бизнесмены учатся быстрее других

Проект «Лучше здесь» — это серия встреч петербургских предпринимателей и рубрика «Бумаги» и Банка «Санкт-Петербург» о петербургском бизнесе.

Если вы занимаетесь бизнесом в Петербурге — расскажите нам о себе, пожалуйста, заполнив короткую форму в конце материала. Мы будем рады с вами познакомиться!


Как работает мозг предпринимателей и почему они учатся быстрее других, сколько часов практики нужно, чтобы отлично справляться с обязанностями, и какими тремя способами думают бизнесмены?

На встрече петербургских предпринимателей «Лучше здесь», которую организовали «Бумага» и банк «Санкт-Петербург», врач-психотерапевт Андрей Курпатов прочитал лекцию о работе мозга бизнесменов. Публикуем отрывки из выступления Курпатова.

Андрей Курпатов. Фото: Александр Палаев

Человек лучше запоминает информацию при постоянном повторении и во время стресса. Бизнесмены учатся быстрее, потому что часто рискуют

Память активно формируется при многократном повторении пройденного материала из-за того, что в мозге устанавливаются более прочные нейронные связи, чем при разовом прочтении. Похожий эффект достигается из-за стресса, поэтому бизнесмены могут быстрее учиться: они живут в постоянном риске.

Повторение также может помочь стать профессионалом в какой-то области. Например, психолог Андерс Эриксон провел исследование в Академии музыки в Берлине, в котором изучал, сколько упражняются лучшие студенты — потенциальные солисты мирового класса. К двадцати годам они играли на скрипке около 10 тысяч часов, а музыканты среднего уровня — от 4 до 8 тысяч. Такая же статистика была отмечена среди профессиональных пианистов и любителей.

Часто Моцарта приводят в пример как человека с прирожденным талантом к музыке, но свое первое произведение, признанное выдающимся, он написал в 21 год, когда уже имел 10 тысяч часов сочинительства.

Существует три типа мышления. Человек может быть центристом, конструктором или рефлектором, а успешные бизнесмены сочетают все эти типы

Человек может думать, как центрист, конструктор или рефлектор. Центрист видит фактические отношения между предметами и явлениями. Когда он смотрит на проблему, он задает вопрос «Что происходит на самом деле?».

Конструктор пытается ответить на вопрос «Как это можно концептуализировать?» и мыслит логически. К этому типу, например, можно отнести Илона Маска. Рефлектор умеет определять самое важное и рассматривает реальность через личный опыт.

Объединение этих типов мышления и умение искать ответы на все три вопроса могут помочь человеку стать успешным в любой профессиональной сфере.

Бизнесменам свойственна пассионарность, а «шило» помогает работать, даже когда есть проблемы

Писатель Лев Гумилев ввел термин «пассионарий», который обозначает человека, направляющего энергию на изменения окружающего мира. При этом пассионарии могут работать даже тогда, когда других останавливают проблемы и лень.

Бизнесмены — это пассионарии, у которых есть «шило». Оно заставляет их раз за разом рисковать деньгами, открывать новые предприятия, нанимать людей и иногда действовать вопреки инстинкту самосохранения из-за врожденной особенности — энергичности.

Груминг помогает создать ощущение доверия между начальником, его заместителем и сотрудниками

Груминг — это вычесывание шерсти и поглаживания, с помощью которых животные, например, приматы, устанавливают отношения в стае. У людей не принято гладить друг друга, поэтому, например, бизнес-коучи рекомендуют похлопывать сотрудников по плечу, чтобы создать ощущение доверия.

Если у бизнесмена есть заместитель или финансовый директор, то можно заметить, что подчинённый часто «грумит» начальника — разговором, жестом, похвалой, высказывает уважение.

Человек может принять непривычные для него решения, если ответственность за последствия несет кто-то другой

Психолог Стэнли Милгрэм, который изучал поведение человека в социальных группах в XX веке, провел эксперимент о влиянии авторитета на поступки людей.

В опыте участвовали экспериментатор, испытуемый и актер, который исполнял роль «ученика». Испытуемый задавал вопросы «ученику» и проверял, как хорошо тот может запоминать пары слов, а за каждый неправильный ответ должен был наказывать всё более сильным ударом тока.

Испытуемый не знал, что аппарат не работает, а «ученик» только изображает боль. При этом экспериментатор брал ответственность за ход исследования на себя: он говорил испытуемому, что тот может продолжать повышать уровень тока.

Перед экспериментом Милгрэм провел опрос среди психиатров о том, какими могут быть результаты исследования. Эксперты предположили, что до рубильника со смертельным уровнем электрического тока в эксперименте могут дойти примерно 2 % испытуемых — клинические садисты. Но в итоге их количество составило 65 % испытуемых.

Этим исследованием социальные психологи доказали, что поведением человека управляют не только мировоззренческие установки, но и обстоятельства. Например, когда появляется авторитетная фигура, которая берет на себя ответственность за последствия, поведение человека может измениться.

Подчиненные часто просят принять решение начальника, потому что боятся ответственности и последствий.

Человек может хранить в памяти образы не более 150 людей. Предприниматели с крупным бизнесом не помнят всех сотрудников

Особенность человеческого мозга заключается в том, что он думает о членах социальной группы, к которой принадлежит — например, о взаимных обещаниях или напряженных отношениях с ними. Внутри мозга формируется образ людей, которых мы знаем, но модель может быть некорректной. Это происходит из-за того, что человек строит мнение о своих знакомых субъективно, через свое представление о них.

Навык создания интеллектуальной копии людей в голове формируется с раннего детства. Так, в шесть месяцев дети уже понимают, как строятся социальные взаимоотношения и знают, как себя вести с мамой и папой, а как — с бабушкой или няней.

Человек может одновременно держать в памяти образы примерно 150 знакомых, и поэтому такое число считается оптимальным размером человеческой группы. Такого мнения придерживается британский антрополог Робин Данбар, а его выводы многократно подтверждены экспериментально.

Если человек открывает бизнес, меняет работу, нанимает новых сотрудников, его социальное окружение может поменяться, и тогда образы некоторых людей, о которых он раньше постоянно думал, перестанут существовать в его мозге. Поэтому, например, крупные бизнесмены не держат в памяти образы всех подчиненных.

Человеческий мозг, в том числе и мозг бизнесмена, не многозадачен, а сознание — ограничено

Мозг не способен решать несколько задач одновременно, в противном случае человек упускает важные детали. Например, если мы ведем автомобиль и разговариваем по телефону, мозг концентрируется только на одном действии.

Ограниченность человеческого сознания подтверждается экспериментами. В конце 1990-х исследователи Дэниел Саймонс и Кристофер Шабри провели опыт, в котором испытуемым показывали видео, где две команды — в черной и белой одежде — передавали друг другу мяч. Смотрящий должен был посчитать количество бросков между игроками в белой форме.

Около 50% испытуемых всё посчитали правильно и не заметили в ролике чего-то необычного. При этом на видео между игроками ходил человек в черном костюме гориллы.

Количество элементов, на которых человек может удерживать внимание, всего три, поэтому пока испытуемый наблюдает за тремя игроками в белых футболках, горилла остается незамеченной. Если бы зрителей попросили наблюдать за командой в черном, то гориллу бы не заметили 25 % испытуемых.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Медиаметрики

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.