Певица Алена Швец стала популярной в 17 лет. Ее лайв-видео и клипы собирают от 200 до 700 тысяч просмотров, а один из альбомов «Похороните меня за социум» прослушали 4 миллиона раз.
На первые выступления Швец в Петербурге и Москве пришли более 500 человек. Теперь одиннадцатиклассница едет в тур по восьми российским городам.
«Бумага» рассказывает, как стала популярной поющая про портвейн, космос и «мальчика из Питера» девушка, за что хвалят ее песни и почему сравнивают с Гречкой (но ей это не нравится).
Алена Швец выложила в соцсети свою первую песню «Маленький хикикомори» в марте 2018 года, когда еще жила с родителями в Челябинске. Потом девушка опубликовала два сборника — «У стены с картинками» и «Август плачет», песни для которых писала в течение двух лет. Швец говорит, что — как и большинство своих релизов до недавнего времени — записала их «не в самом лучшем качестве, в своей комнате, пока мама готовила обед, а братья играли в игрушки».
Сейчас Алене 18 лет, у нее два альбома — «Похороните меня за социум» и «Когда зацветет сирень». У первого 4 миллиона прослушиваний во «ВКонтакте», у второго — почти 1,2 миллиона.
Также певица выпустила клип на свой хит «Соперница», который на ютьюбе посмотрели более 700 тысяч раз. Вот он:
По словам матери Алены, девочка заинтересовалась музыкой в четыре года, когда пошла в вокально-эстрадную студию. Сама Швец говорит, что начала писать песни, научившись играть на гитаре за две недели по интернету, а потом два года играла на улице.
Сначала Алена показывала песни родителям, а в 2018 году они уговорили ее выложить их в соцсети. Так появился паблик «это спела алёна швец», на который за год подписались более 130 тысяч человек. Швец утверждает, что не рекламировала его — «просто писала и выкладывала музыку». Она говорит, что всё началось с «дешевого микрофона за триста пятьдесят рублей и волнения, что меня не примут»:
Вскоре после первых релизов в соцсетях Алену пригласили выступить в постбард-баре «Нико» в Петербурге.
В начале лета, по словам Швец, стала популярной песня «Соперница», и девушке начали поступать предложения о сотрудничестве с продюсерами, имена которых она не называет. Тогда же она подписала контракт с лейблом «Холодные звуки», специализирующимся на постбардовской музыке.
Ради работы с лейблом осенью 2018-го, посреди учебного года, Алена перевелась в другую школу. Уже в октябре она выступила в «Ионотеке» и выпустила записанные в студии песни. Она спела там под гитару:
В своих песнях девушка часто затрагивает «подростковые» темы: школу, неразделенную любовь, соперничество. Вот строчки из ее песен:
— «Воображая теплоту, представляя океан, я картинки сохраню, виртуальный наркоман» («Млечный путь»);
— «Я бросила школу, сожгла тетрадки и портфель, закурила сигарету, залила ее портвейном» («Портвейн»);
— «Моя слабость — кудрявые мальчики, но им нравятся лживые девочки, пока я грущу под сериальчики, они пишут признанья на стеночке» («Кудрявые»);
— «Ты мой учитель, а я твоя школьница, разными слухами школа заполнится, голосом строгим о чем-то спроси меня, всем замолчать — начинается химия» («Твоя школьница»).
Некоторые фанаты даже делают иллюстрации к таким песням Швец:
В своих песнях девушка также поет о жизни в России. Так, в треке «Неудачница» есть слова: «Нелюбимая, страшная, как в РФ демократия». Вот фраза из шуточного «Либерал-демократа»: «Против дяди-президента как-то в школе выступал, так меня потом директор в туалете запинал». Или вот — из «Курортного сезона в Челябинске»: «Хватай чемоданы и противогаз, велком ту Челяба-парадайз».
Популярны и видео с репетиций девушки. Они собирают примерно по 200 тысяч просмотров. Вот, например, ролик, записанный к 18-летию Алены:
Девушка отмечает, что ее стали сравнивать с певицей Гречкой, но настаивает, что у них «разная музыка, разная концепция всего творчества и подход к музыке». Вот что о сходстве Гречки и Швец пишут в соцсетях:
При этом ранее Швец говорила, что слушает Гречку и Монеточку — «анализировала, думала, что нравится людям, что [сама] не понимаю».
Редактор The Flow Владимир Завьялов пишет, что сравнения есть и будут из-за схожего амплуа: «Грошово сведенные тинейджерские песни под гитару от не самой популярной девочки в классе».
При этом Завьялов отмечает, что Алена Швец стала популярной благодаря таланту «писать прилипчивые и безотказно работающие мелодии», неплохому сторителлингу и талантливому бытоописанию.
Швец в том числе делится с подписчиками тем, что происходит в ее в жизни и о чем она думает:
Недавно Алена собрала на концертах в Москве и Петербурге более 500 человек. Она выступила в клубах Opera (вмещает до 800 человек) и «Москва» (вмещает до 1 тысячи человек). Вот как это было в Петербурге:
В апреле Швец планирует выступить в Перми, Казани, Екатеринбурге, Челябинске, Краснодаре и Ростове. Параллельно она будет готовить новый альбом. Швец говорит, что не знает, продолжит ли писать про школу, когда выпустится.
Фото на обложке: личная страница Алены Швец