С 20 по 22 мая в арт-резиденции Сортавалы прошла персональная выставка петербургской художницы Анны Слобожаниной. Она создала инсталляцию из объектов, графики и видео, разместив свои работы внутри художественной мастерской и во дворе.
Проект «Спи-засыпай» Анна выстроила вокруг двух основных тем: карельского языка и процесса засыпания. Работы для выставки художница создавала там же, в Сортавале, поделив их на две условные части: «зимнюю» и «весеннюю».
«Бумага» поговорила с Анной о ее проекте. Читайте, почему художница считает карельский язык «растворяющимся», как устроены российские арт-резиденции, повлияли ли на выставку события в Украине и можно ли будет увидеть работы в Петербурге.
Анна Слобожанина
художница
Почему художница решила обратиться к карельскому языку
— Одна из главных тем, с которой я работаю как художница, — исследование национальной идентичности. Я родилась в Петербурге, но мои родители были не отсюда. И у меня всегда была под вопросом идентичность, принадлежность к этому городу. А еще меня в детстве часто отправляли к бабушкам, так что я всегда ощущала себя как будто в поезде — между городом, где я родилась, и моими корнями, от которых я уже оторвалась. На это наложился интерес к этнографии — в детстве моим любимым музеем был Российский этнографический музей. Для меня всегда было важным понимание того, что я часть нейросети. Ее изучение и есть работа с традиционной культурой различных регионов.
Север — территория, которая для меня является самой близкой по внутреннему ощущению. Я уже работала в Поморье и Пинежье в Архангельской области. Так как мне интересна эта тема и нравится формат арт-резиденций, а под Архангельском я уже была, захотелось найти что-то подобное в Карелии. Это удалось на встрече с представителями российских резиденций, которую организовал ГЦСИ-Петербург.
Карельская арт-резиденция предлагает художникам три локации: в Петрозаводске, Костомукше и Сортавале. Ехать в лес в Костомукше я была не готова — в описании говорилось, что там надо будет что-то делать с генератором. Петрозаводск — это город, туда мне тоже не хотелось. Так что выбрала Сортавалу в качестве промежуточного варианта с природой вокруг.
Я изначально хотела работать с темой «Колыбельная» и выстраивать проект вокруг карельских колыбельных. Эта мысль возникла из-за того, что в Сортавалу я приехала зимой 2020–2021 годов, это время года — период самых длинных ночей и коротких дней.
Я познакомилась с карельским языком и решила включить его в исследование. Это ественным образом совпало с темой колыбельной, засыпания: там я почувствовала некую ассимиляцию языка, его растворение. Да, карельский язык является государственным в республике, но мои карельские ровесники его уже не изучают. А многие знакомые, узнавая о проекте, удивлялись, что такой язык вообще есть. Всё это меня очень тронуло, поскольку в своих работах я часто говорю об эфемерности, процессах исчезновения.
Зачем выставку показали сразу в двух пространствах: в мастерской и во дворе дома на берегу озера
— Для меня самым главным в этом проекте является настроение пространства, его хотелось передать в первую очередь. Важно, что выставка сделана на улице и в мастерской — в историческом здании «Сеурахуоне» на берегу залива Ляппяярви, где сейчас расположен социально-культурный молодежный центр. Это не галерея, не музей, а личное пространство. Хочется, чтобы посетители получили возможность сблизиться с автором. Это такое обнаженное состояние, но, кажется, нужное мне именно сейчас.
Наверное, самой важной частью проекта стали видео: зимнее «Засыпай» и весеннее «Просыпайся». Именно они являются основным нарративом выставки: их можно было увидеть в спальне, где я жила. Так я сделала из помещения «колыбельку», в которой можно спрятаться от внешнего мира.
«Просыпайся» состоит из серии фотографий, одна из них моя: с цветами на лужайке, выросшими в форме слова uni — «сон». Другая серия документирует инсталляцию в лесу с руками на деревьях, эти снимки сделала моя подруга художница Самария Нурулова. Кроме того, я сделала графические листы и вышивки с карельскими словами. Например, nukkundu — это «дремота», а rajatoi — «бескрайний».
Когда я занята проектом, всегда думаю о форматах, материалах и техниках, которые в него можно органично вписать. В Сортавале я вообще планировала работать с керамикой. Но в итоге много снимала — получилось множество фотографий, а до керамики добралась в самом конце работы: сделала слепки своих рук для «весеннего» проекта. То есть это живой процесс: я выбираю то, что вписывается в выбранную идею.
Как проект привел к запуску бренда керамики и что изменили события в Украине
— Я работала над проектом в резиденции зимой 2021 года и в марте — апреле 2022-го. Но идеи формировались и вне этого периода — например, у меня есть бренд интерьерной керамики Lumi uni, возникший как раз после первой поездки в Сортавалу. Там всё выстроено вокруг исчезающих карельских слов. Например, в серии сосудов Havita на каждый из объектов нанесены карельские слова или словосочетания: paista karjalakse («говорить по-карельски»), pohjaine («север») и другие.
Брендом я занимаюсь до сих пор, но керамика для меня — отдельная история, стоящая чуть в стороне от художественной практики. Разделение здесь необходимо: у Lumi uni есть отдельный аккаунт в социальных сетях.
Со временем изменилось и видение выставки, открытие которой мы перенесли с 2021 года на эту весну. Я изначально хотела сделать этот проект уличным, поэтому был нужен теплый сезон. После 24 февраля очень трудно было работать и что-то создавать, но мы всё же решили показать выставку. Последние события частично повлияли на проект. Во-первых, я добавила к нему «весеннюю» часть, хотя сперва выставка была абсолютно «зимней». Название проекта — «Спи-засыпай» — мы менять не стали, но новые работы объединили под названием «Просыпайся».
Мне кажется, вторая часть как бы иллюстрирует потребность в надежде и круговорот природы, воскрешение после умирания. Думаю, эта мысль появилась у меня как раз после [начала военных действий в Украине]. Хочется, чтобы такой взгляд утешил зрителей — насколько я знаю, сейчас представители сортавальского арт-сообщества находятся в упадническом настроении. Как и мы все.
Покажут ли выставку в Петербурге
— Скорее всего, в полном и исходном формате — таком, как сейчас — выставки не будет больше нигде. Для меня важна эфемерность искусства, а самыми классными выставками я считаю короткие экспозиции, привязанные к конкретному месту. Они как раз очень мимолетные, в этом и заключается их ценность.
У меня нет задачи специально расширить свой проект, представляя его везде, но отдельные объекты, наверное, буду где-то показывать. Если это будет органично — почему нет? Можно вписать отдельные работы в другие выставки.
Хотя с планами сейчас сложно: многие проекты отменяются, не очень понятно, что будет дальше, а то, что было актуальным раньше, теряет значимость. Но я доделываю те проекты, о которых уже договорилась.
Один из них — коллективная выставка «Открытие Севера. Дивование» в Каргополе. Это проект Натальи Плехановой и Саши Генераловой, основная тема — женский костюм и образ женщины. Участие принимают Эрмитаж и Музей театрального искусства, а также пять современных художниц, в том числе я.
Фото на обложке: Самария Нурулова
Что еще почитать:
- «Весна, 2022». Показываем работу художницы Аси Маракулиной — об ужасе войны и надежде.
- 3 петербургские выставки о тревожности. Где их смотреть и что говорят авторы.
- Это инсталляция Нестора Энгельке на Сытном рынке — магазин деревянных айфонов и ноутбуков.