2 февраля 2024

Отару Иоселиани — 90. Топ лучших фильмов культового кинорежиссера от Paper Kartuli

В пятницу, 2 февраля, грузинско-французскому режиссеру Отару Иоселиани исполнилось бы 90 лет. Мэтр не дожил до своего юбилея полтора месяца. Фильмы Иоселиани заслуженно входят в сокровищницу грузинского кино, а его влияние на отечественный и мировой кинематограф современникам еще предстоит оценить.

Paper Kartuli подготовила подборку из восьми картин Иоселиани, которые можно официально смотреть в интернете с русскими или английскими субтитрами.

Отар Иоселиани

Апрель (1961)

Короткометражка «Апрель» — история молодой супружеской пары, которую давит быт и собственничество. По мере того, как увеличивается их комфорт, а жажда наживы растет, отношения между молодоженами портятся, а нежные чувства и любовь к жизни угасают.

Несмотря на то, что это вторая короткометражка (режиссер снял ее в 27 лет), критики отмечали уникальную способность Иоселиани сочетать аллегорию и быт, сказку и прозу жизни, а также без слов говорить о главном.

Листопад (1966)

В центре сюжета — работник винзавода, скромный и честный технолог Нико Нижарадзе, которого привлекают к плану по использованию недозревшего вина. Но Нико не хочет идти на сделку с совестью и отстаивает свои ценности и принципы как в отношениях с начальством, так и со своей девушкой Мариной.

После этого фильма об Отаре Иоселиани заговорили как о многообещающем режиссере: картина получила приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале и приз Жоржа Садуля за лучший дебют (1968).. «Листопад» (в грузинской версии — «Гиоргобистве», по старому названию ноября) — первый полнометражный фильм Иоселиани.

Жил певчий дрозд (1970)

«Жил певчий дрозд» — странная история о безвременно ушедшем из жизни человеке, который не успел реализовать себя и свой талант. Главный герой картины — литаврист Гия — живет в безумной суете: всё время бежит, торопится и всем помогает, считая их дела важнее своих. Дома его ждет чистый лист нотной тетради и мечта сочинять музыку, ведь он хочет стать композитором. Однако ему всё время что-то мешает.

Название фильма происходит из первой строки старинной грузинской народной песни.

Пастораль (1976)

В грузинской глубинке сталкиваются уточненные музыканты, не очень сентиментальные крестьяне и мечтательная деревенская девушка. Несмотря на то, что фильм поразил многих своей бессюжетностью: в нем нет главных героев и почти ничего не происходит — зрители усмотрели в картине ускользающую прелесть провинции, ностальгию по неторопливой и размеренной жизни.

«Пастораль» — «последний советский фильм» Иоселиани, после которого начался так называемый французский период режиссера. Лента получила приз ФИПРЕССИ на Берлинском фестивале.

Фавориты луны (1984)

«Фавориты луны» — первая кинокартина Иоселиани после эмиграции во Францию. Действие разворачивается в Париже, где полотно XIX века и китайский фарфор XVIII века попадают в вихрь интриг и афер с участием безымянных мошенников, секс-работниц и террористов. Как и в предыдущей картине, в «Фаворитах Луны» сложно вычленить единый сюжет — это, скорее, зарисовки из будничной жизни французской столицы того времени.

Фильм заработал немало наград, в том числе специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля. Он также вошел в десятку лучших киноработ года, по версии французского журнала Les Cahiers du cinéma. Название отсылает к взятой в качестве эпиграфа фразе из первой части шекспировской хроники «Генрих IV», в которой Фальстаф, обращаясь к принцу, просит, чтобы тот, когда станет королем Англии, не позволял бы называть ночную гвардию грабителями — только любимцами Луны.

Охота на бабочек (1992)

«Охота на бабочек» — притча о крахе традиций и угасании цивилизации, в которой особенно проявился сарказм и уточненный почерк режиссера. На юге Франции, в замке XVII века, живут две светские дамы-кузины. Их покой и будничную жизнь нарушает визит представителей японской корпорации, которые подыскивают в этой провинции здание под проведение конференций. Но, по словам хозяйки, если замок и будет продан, то только через ее смерть.

Фильм удостоен премии итальянской кинокритики имени Пазинетти на Венецианском кинофестивале и ряда других наград.

Шантрапа (2010)

В центре сюжета — условная Грузия советской эпохи. Главный герой, молодой кинорежиссер Нико, бежит за границу от душащей его идеологической цензуры, и попадает во Францию. Однако и там его цензурируют продюсеры. Разочаровавшись в профессии, Нико возвращается на родину и, проводя время у реки, решает уплыть от творческих проблем с русалкой в подводное царство.

Фраза «Нет правды на земле» считается моралью «Шантрапы». Критики «уличили» режиссера, который также убежал от цензуры советской Грузии во Францию, в автобиографичности. Но сам Иоселиани утверждал, что создал в «Шантрапе» коллективный портрет нескольких великих советских кинорежиссеров.

Зимняя песня (2015)

«Зимняя песня» — сюрреалистическая фантазия Иоселиани о похождениях двух старых приятелей и об абсурдности революций. Автор проводит зрителей по тревожным аналогиям эпох и времен: мы видим войны, казни, похожих героев и пересечения судеб виконтов, насильников, солдат, аристократов и гангстеров. Однако даже в этом сумбуре есть место для надежды, света, дружбы и любви.

Из-за свойственной Иоселиани нелинейности сюжетной линии, «Зимняя песня» получила смешанные оценки критиков. При этом картину удостоили специального приза жюри на кинофестивале в Лиссабоне.

Что еще почитать:

Бумага
Авторы: Бумага
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.