14 февраля 2013

Власть или художники: кто создает творческие кластеры в Петербурге?

Пока власти предлагают свои варианты для создания нового креативного квартала, подобные зоны в городе уже появились стихийно. «Бумага» вспомнила несколько творческих кластеров Петербурга, а их создатели рассказали, нужно ли им участие города в развитии своих проектов.

Иллюстрации: Катерина Чуракова / «Бумага»
Три квартала в исторических районах Петербурга. Три потенциальные площадки для будущего креативного квартала, который никто пока не представляет в деталях. Но власти уже готовы потратить на них несколько десятков миллионов бюджетных рублей, а также неограниченное количество денег частных инвесторов. Эти места выбрал сам город, еще два кандидата выдвинет компания «Пирс энд Кларк», составляющая экономическое обоснование проекта. Первым претендентом, скорее всего, станет Василеостровский трамвайный парк, о втором пока даже слухов не ходит.

Александра Славянская:

«Очень бы хотелось, чтобы с питерским кластером получилось все как надо, несмотря на участие властей»

Самый очевидный кандидат от властей — изолятор «Кресты» — мрачное кирпичное узилище в стиле русской неоготики, окруженное полумертвыми заводами, полуживыми больницами и службами железной дороги. Самое креативное заведение в окрестностях — музей завода «ЛОМО». Там можно совершенно бесплатно поглядеть на культовые фотокамеры: от первой в мире зеркалки «Спорт» до «ЛОМО-компакт автомата». Правда, купить все это уже нельзя, весь фотоцех здесь уничтожен, специалисты были выведены, а лицензию на самые популярные модели продали за границу. Второй квартал — завод «Красный гвоздильщик» на Васильевском острове представляет собой полузаброшенные руины, часть территории уже продана под застройку, часть сдается в аренду. Это самый старый «претендент на креатив»: власти еще в 90-е годы поняли, что использовать конструктивистский цех с выразительной водонапорной башней можно только в культурных целях. Хотя с этим в окрестностях завода и так дела обстоят неплохо: рядом музей Рериха и ледокол «Красин», чуть дальше Трамвайный музей, «Эрарта» и музей Горного института.

Марк Калинин:

«Петровский док — это интересно, но Кронштадт… Разве что устроить там какую-нибудь резервацию художников»

Самая сложная и необычная территория из трех находится в Кронштадте. Петровский морской док, предназначенный для ремонта военных и крупных грузовых кораблей, сегодня выглядит как циклопическая яма, облицованная гранитом, с ржавеющими кранами вокруг полузаросшего бассейна. После того как Кронштадт перестал быть закрытой военной базой, весь город завис в неопределенности, в отсутствии цели существования и внятных перспектив.

Пока власти думают над тем, куда бы отправить креативный класс: в тюрьму или на завод, арт-кластеры образуются в Петербурге самопроизвольно. Уже можно говорить о том, что «зоной притяжения» для них стал Лиговский проспект. Здесь появилось сразу три крупных пространства: уже забронзовевшая «Пушкинская, 10», лофт-проект «Этажи», а теперь еще и креативное пространство «Ткачи» в Новой бумагопрядильной мануфактуре. Последние два примера доказывают, что приспособить даже крупные промышленные объекты под культуру вполне реально. Вслед за первыми освоенными производствами, во второй половине 2000-х стали появляться все новые и новые лофты. Самыми известными из них стали фабрика «Красное знамя», заводы «Красный треугольник» и «Степан Разин», а также бывшие спиртовые и химические производства у метро «Балтийская». Появляются креативные пространства и в самой что ни на есть респектабельной части города. Мошков переулок, кварталы у Конюшенной площади и в истоке Мойки — локации, в которых реализуются наиболее интересные частные инициативы. В самом начале Большой Конюшенной расположился лучший в городе дизайнерский магазин Bulthaup, прозванный «Книжной лавкой дизайнеров», рядом на Мойке — петербургский «Союз дизайнеров», крупнейший в России магазин для собирателей марок и пара частных музеев. Неподалеку, на Дворцовой набережной в доме первой половины XVIII века открылось пространство «Тайга» с хипстерской парикмахерской в каретном сарае, дизайнерами в подвале и модной комиссионкой в кухонном флигеле. В районе Сенной площади тоже вызрел свой кластер. Он занял целый комплекс непрезентабельных исторических складов в Банковском переулке. Здесь расположились фирменные магазины сразу нескольких модных молодежных марок с легким налетом контркультурности. По соседству базируется объединение байкеров, фотостудия и несколько букинистических и антикварных лавок. В подвале одного из пакгаузов расположен пресс-клуб «Зеленая лампа», предоставляющий всем желающим журналистам бесплатные места для работы и едва ли не каждый день собирающий экспертов на встречи с прессой. Помимо районов, которые постепенно превращаются в творческие кластеры, есть и хаотически возникающие пространства, подобные «Четверти» и другим творческим площадкам меньшего масштаба. Опыт Смольного по созданию тематических кварталов, кластеров и зон, объединенных общей идеей, пока выглядит неблестяще. Самой громкой задумкой подобного рода, дошедшей до стадии реализации, стал «музейный квартал» в районе Главпочтамта. Предполагалось, что старинный район с двумя объективно самыми продвинутыми в городе госмузеями — религии и связи — сможет стать туристической Меккой и новой локальной достопримечательностью. Увы, сейчас от этой идеи остались лишь таблички с усатым почтальоном, обозначающие границы несостоявшегося кластера.

Тем не менее эксперты пока с осторожным оптимизмом смотрят на новую «креативную» затею Смольного. По мнению руководителя пресс-клуба «Зеленая лампа» Елены Лихановой, конкретные идеи по созданию творческих пространств должны исходить от самих представителей креативного класса, однако это вовсе не отрицает возможности участия властей в создании мест такого рода.

Марк Калинин

создатель пространства «Тайга»

Александра Славянская

создатель креативного пространства «Ткачи»

Сбудутся ли надежды на этот раз, пока не ясно. Возможно, и этот проект благополучно сойдет на нет, как почила идея «Город мастеров» в Апраксином дворе, ныне интересующая только горстку градозащитников. Ясно лишь, что у госкреатива будет свой путь, не похожий на процесс становления частных кластеров, список которых в ближайшие годы пополнится наверняка.

Читайте другие тексты рубрики:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.