14 августа 2023

Оказывается, в Ваке и Диди Дигоми могло появиться метро. Вот как в Тбилиси не реализовали масштабные планы по строительству подземки

Тбилисский метрополитен — второй по величине в Кавказском регионе, он перевозит более 300 тысяч человек в день. Сейчас в столичном метро всего две линии и 22 станции, но изначально метрополитен планировался более масштабным. Вторая ветка могла стать кольцевой, а станции третьей и четвертой линии должны были расположиться в Ваке, Чугурети и даже у аэропорта.

Paper Kartuli на основе материала издания Kalaki.ge о прошлом столичной подземки рассказывает, что пошло не так со строительством тбилисского метро в советские годы и в современной Грузии.

Как появилась первая линия метро Тбилиси, которой не должно было быть

В 1950-е годы совет министров СССР разрешил строительство метрополитена в Тбилиси — несмотря на то, что население города составляло 500 тысяч человек, а метро, как пишет Kalaki, создавали лишь в городах-миллионниках. В законах это правило не было прописано, урбанисты называют его «неписаным».

В итоге, уже после прихода к власти Никиты Сергеевича Хрущева, часть метро в Тбилиси была построена под видом убежища, утверждают авторы Kalaki. А в 1966-м открылся первый участок красной линии (Ахметели-Варкетилской) от «Дидубе» до «Руставели».

Фото: Kalaki.ge

Как строили вторую линию метро, которая могла стать кольцевой

В 1960-е годы власти Тбилиси запланировали вторую линию метро — она открылась в 1979-м. Изначально ее хотели сделать кольцевой: по данным Kalaki, она проходила под районом Сабуртало, как и сейчас, а после «Вокзальной площади» делала круг через район Чугурети к станции «Руставели», в Ваке и обратно в Сабуртало.

Однако проект кольцевой линии просто исчез из планов к 1980-м годам — это видно на картах, опубликованных изданием Kalaki.

Сейчас вторая линия проходит от станции «Государственный университет» в Сабуртало до «Вокзальной площади», где можно пересесть на первую линию. Причем «Государственный университет» открыли только в 2017 году — новая станция появилась в столице впервые за 17 лет.

Неудавшиеся линии метро: что пошло не так с третьей и четвертой ветками

Дальнейшие планы о строительстве метро появились у властей Тбилиси в 1980-х, пишет Kalaki. По данным издания, чиновники запланировали несколько ответвлений от первых двух веток: к северу — в Диди Дигоми, к югу — от Самгори к Московскому проспекту.

Также планировалось, что вторая линия расширится на восток: в Чугурети, Сванетис Убани и массивы Вазисубани, а в будущем — в аэропорт, утверждают журналисты.

К концу 1980-х власти подготовили проект строительства третьей линии от «Руставели-2» до «Вазисубани». Линия по всей длине покрывала маршрут: «Диди Дигоми», «Дигомский Массив», «Сабуртало», «Ваке», «Чугурети», «Элия», «Вазисубани», видно на соответствующей карте.

Некоторые из этих станций даже начали строить, но в итоге их забросили — предположительно, это произошло в 1990-е. В частности, был создан тоннель к станции «Вазисубани», который сейчас затоплен. С тех пор к идее строительства этих станций не возвращались.

Фото: затопленный тоннель на «Вазисубани» / Kalaki.ge

В затопленный тоннель на «Вазисубани» в 2022 году погружались дайверы. Видео погружения опубликовали Caving Georgia и НПО Urban Lab. 

Что происходило с тбилисским метро в современной Грузии

В 2018 году мэр Тбилиси Каха Каладзе объявил о планах мэрии провести новую, поверхностную линию метро: от Самгори до городского аэропорта и рынка Лило. По словам Каладзе, проект хотели запустить в 2019 году, на него выделили 90 миллионов долларов из городского бюджета. В сумму входила закупка шести поездов и строительство инфраструктуры.

Однако строительство новых станций остановили из-за пандемии COVID-19, которая началась в марте 2020-го. Позже мэрия не возвращалась к идее строительства новой ветки — сейчас власти заняты ремонтом работающих станций.

Специалисты НПО «Городская лаборатория» утверждают, что мэрия могла бы отремонтировать заброшенные станции метро, которые планировали достроить к началу нулевых. В частности, эксперт организации Георгий Бабунашвили говорил в интервью изданию AT.ge, что достроить заброшенные станции было бы дешевле, чем проектировать новую линию.

Фото на обложке: Paper Kartuli

Что еще почитать:

Настя Новик
Авторы: Настя Новик
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.