27 сентября 2023

«Офигеваешь, какая красивая бывает наша планета». Опыт: я проехал «дорогу смерти» в Тушетии на велосипеде

«Дорога смерти» — горный перевал по пути из Кахетии в Тушетию. Протяженность дороги — 72 километра, она проходит по перевалу Абано на высоте 2826 метров над уровнем моря. Это самый высокий автомобильный перевал в Европе.

Филипп Мартьянов рассказал Paper Kartuli, как вместе с другом, журналистом «Бумаги» Никитой Пахаревым, пытался проехать «дорогу смерти» на велосипеде, что увидел по пути и как их приютила тушетинка.

Идея

— Давно слышал от своего друга, что Тушетия — одно из самых красивых мест в Грузии. Много узнавал про регион и решил, что туда надо ехать в последнюю очередь, после посещения всех остальных регионов, потому что этот [Тушетия] — самый красивый.

«Дорогой смерти» называется отрезок пути от Пшавели до Омало через перевал Абано. Это очень сложный маршрут с большим количеством могильных крестиков по пути. В начале мы даже видели труп в пакете около разбитого мотоцикла — сразу стало понятно, что дорога называется так неспроста.

Проехать по этой дороге — интересный челлендж и вызов самому себе. Нам [с другом] очень хотелось попасть в Тушетию. В итоге мы доехали только до Омало — главного города региона. Мы не закончили основной маршрут, частью которого была «дорога смерти», из-за погоды: пошел дождь, грозы. Стало реально опасно.

Реализация

— Мы с моим другом Никитой поехали в Тушетию с 5 по 9 сентября. Это время запланировали не случайно — август и сентябрь это самое благоприятное время для посещения региона. С октября по май из-за погодных условий туда невозможно попасть — уже сейчас на перевале Абано лежит снег.

Каким планировался маршрут?

«Никита проложил маршрут в Komoot — нашем любимом приложении для построения маршрутов. Он накидал гравийный маршрут от Тбилиси до Пшавели через Телави, из Пшавели в Омало, из Омало через Дартло до Гиреви и от Гиреви до Шатили через перевал. Дальше мы хотели поехать через Джуту, Сно, Степанцминду и спуститься по грузинской военной дороге через Гудаури уже в Тбилиси.

За день до выезда мы решили сократить маршрут на 100 километров: просто убрали какие-то бездорожные части между Тбилиси и Телави и решили ехать по асфальту. А также решили не переезжать из Хевсурети в район Душети, в сторону Стептацминды. Вместо этого сразу по дороге, которая ведет на юг, спускаться в Жинвали и оттуда в Тбилиси. Но мы не доехали, мы вернулись тем же путем», — рассказывает Филипп.

У нас всё пошло не по плану с самого начала. В первый день мы должны были проехать 120 километров. В итоге проехали десять: у меня «вышло из чата» заднее колесо. Мы вернулись в Salty (веломастерская с кофейней в Сабуртало — прим. Paper Kartuli), где мне поставили новые, совершенно другие колеса. В итоге мы проехали эти 120 километров на трансфере, потому что время поджимало.

На второй день мы планировали проехать «дорогу смерти» от Пшавели до села Омало (72 километра), но так и не смогли это сделать. Сам подъем и сама дорога, — наверное, самый затяжной и сложный перевал [в моем опыте]. Три километра подъема высоты на 40 километров дороги — такое **** (фиг — прим. Paper Kartuli) найдешь где-то. Потому что у тебя градиенты [крутизна наклонной поверхности] 20-25 или 33 % максимум на этой дороге.

Приличную часть дороги пришлось идти пешком, потому что крутить [педали] там невозможно. Пока мы поднимались эти 40 километров, постоянно видели дорогу где-то сильно внизу. Когда смотришь туда и понимаешь, что был там минут 40 назад, *********** (офигеваешь — прим. Paper Kartuli), как это далеко и что ты поднялся на эту высоту вот прямо сейчас.

Мы выехали из Пшавели в 10 утра. Начинали с нижней точки, где температура была примерно +35, и словили тепловые удары — охлаждались в водопаде. На перевале Абано оказались примерно в 10 вечера, и там подул ледяной ветер: температура опустилась до +15, но ощущалась как +5. Мы ужасно замерзли.

Нас спасла Даджи — девушка-тушетинка, которая прямо на перевале открыла кафе Above the clouds. Мы обнаружили это заведение в 10 вечера, постучались, зашли и увидели, что там стоят кровать и печка. Когда пришла Даджи, она разозлилась, что мы зашли без спроса, но потом мы объяснили, что очень замерзли и хотели проверить, есть ли кто внутри.

Даджи запретила нам ехать в Омало, так как там можно встретить животных, а спуск небезопасный. Но сказала, что не может оставить нас переночевать, так как она леди, а мы — нет. Типа это неприемлемо оставлять двух парней на ночь.

Мы спросили, можно ли переночевать в церкви рядом. Она рассказала, что как-то пустила туда на ночь французов, которые тоже не смогли пройти перевал, а с утра пришли местные и устроили скандал. Тогда я предложил: «Может, мы в тачке поспим?» Она согласилась. Еще приготовила нам хачапури и дала пиво.

В ту ночь Никита хотел ехать дальше, но я убедил его не делать этого. Я сказал: «А прикинь, мы сломаемся на этой дороге? Это будет реально провал». Никита переживал, что мы не выспимся в тачке, но Даджи выдала нам два миллиона одеял. И мы, уставшие после этого бешеного подъема, просто отрубились. Никита проспал вообще 10 часов, я поменьше — часов 7.

С утра лил дождик, так что мы не особо торопились. Встали, размялись, позавтракали, попили кофе и поехали вниз до Омало.

Подготовка

— Специальной подготовки у нас не было. Я не супер подготовлен физически — просто катаюсь каждый день на велике в городе, иногда выкатываюсь за город и катаюсь на Тбилисское море. Плюс я уже ездил в несколько турингов протяженностью от 5 дней до трех недель. Это называется «туринг с дивана».

Список того, что нужно взять с собой, большой. Он зависит от локации, куда ты едешь и от условий.

Во-первых, нужно подготовить велосипед. Особенно, если планируется [путь по] бездорожью, нужно это учитывать и ставить покрышки пошире. Проверить все слабые места велосипеда и подумать, как ты будешь их обслуживать в туринге в случае чего. И взять соответствующий инструмент.

Самый важный пункт для меня — специальные сумки. У меня сумки Ortlieb. Они крепятся к велосипеду, подсидельному штырю и раме. У меня нет специальных багажников, это осознанный выбор в пользу облегчения велосипеда.

Другие вещи, которые нужны всегда:

• инструмент для обслуживания велосипеда;
  • фонарь;
  • павербанк;
  • запас одежды, соответствующей погодным условиям;
  • документы и деньги (лучше сложить в зиплок);
  • расходники — пара запасных камер [для покрышек], кусочки цепи на случай, если она порвется, запасные тросы, если порвется трос переключения передач или тормоза;
  • еда, горелка, котелок;
  • SPF-крем;
  • вещи для ночевки, если собираетесь спать в палатке;
  • аптечка.

Во многие локации нужна физическая подготовка получше, чем в Тушетию. Мы с Никитой сошлись во мнении, что местами нам ее не хватало. Нужно тщательнее продумывать маршруты и, например, в такие места брать палатку.

Риски

— Если честно, я не особо видел риски в этой поездке. Мои друзья уже проезжали по этому маршруту, поэтому я сказал: «Ну, всё будет нормально».

Есть риск в том, что я боюсь зверей: медведей, волков, рысей. Но ты не можешь от этого [риска] застраховаться. Если ты встретился [с животным], то ты уже встретился и надо с ним разбираться. Против медведя, например, надо сделаться большим: либо на плечи друг другу залезть, либо велосипед поднять, можно не супер жестко кричать.

Вот рыси и леопарды — не знаю, [что с ними делать]. Это ночные животные. Мы по ночам особо не шастали. Никита планировал, но я ему сказал: «Мэн, давай не будем. Идея — отстой».

Еще есть риски упасть и разбиться. На мой взгляд, они минимальные. Зачем об этом думать? Когда катаешься много лет на велике, ты в себе в принципе уверен.

Есть риск замерзнуть на перевале. Можно серьезно переохладиться, если произошла поломка в месте, где пошел дождь, снег, гроза. Я брал с собой теплые вещи, потому что на перевалах реально холодно. Еще я всегда обязательно беру с собой emergency-одеяло — фольгированную накидку, которая рассчитана на какое-то количество часов. Ее можно использовать, если ты получил травму и ждешь спасателей.

Опыт

— В Омало мы встретили много иностранцев. Была семейная пара в возрасте, которая купила себе дом в Сагареджо, отреставрировала его и открыла гест-хаус. Были и молодые австралийцы, которые ехали автостопом, пачка немцев, которые с местными грузинами пересекали эту дорогу на мотокроссовых байках, шотландка, которая 14 месяцев путешествует по миру.

Один из моих любимых персонажей [этой поездки] — японец Кен. Он работает трейн-кондактором в Осаке и объявляет станции в метро. Ему 32, и он путешествовал по маршруту «Армения — Грузия – Азербайджан». Он полтора года изучает русский язык, предлагал всем армянский коньяк, который ему продали в Ереване. Мега-прикольный мэн, конечно.

Фото: Филипп Мартьянов

Но главный прикол поездки — это красота вокруг. Я никогда ничего подобного не видел. Это место очень недоступное, но мега-красивое. Если ты смог туда пробраться, то *********** (офигеваешь — прим. Paper Kartuli) от того, какая красивая бывает наша планета.

Мощь Тушетии — всё очень рельефно, огромные сосны. Можно стоять, трогать ручей, а спустя две минуты ехать на велике по скале, слева от тебя обрыв, а внизу течет река, и до нее лететь минут 5, потому что там мега-высоко. Это что-то нереальное.

[Из Тушетии] я приехал [в Тбилиси] сильно отдохнувшим ментально. Всем советую ездить в такие поездки: ты отрываешься от города, от городских проблем, от социализации и постоянного принятия решений в своем телефончике. Тут ты один на один с природой. Ты на велосипеде, у тебя есть две ноги — и просто крути педали, пожалуйста, и едь туда, наверх.

Фото на обложке: Филипп Мартьянов

Видите, есть и хорошие новости 💚

Мы продолжим рассказывать вдохновляющие истории — а вы можете поддержать нашу работу

поддержать

Настя Новик
Авторы: Настя Новик
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.