31 января 2023

Как петербурженки попытались «очеловечить пространство» городской больницы — и что из этого вышло

В отделении реабилитации петербургской больницы № 26 на улице Костюшко стены расписаны видами швейцарских Альп, окна спортзала украшают витражи, а пациенты лепят человечков из глины. Всё это появилось в последние годы по инициативе преподавательницы филфака СПбГУ Юлианы Каминской и ее учеников.

«Бумага» побывала в преобразившемся отделении и узнала у участников проекта, почему они тратят на него время и как им удалось договориться с администрацией больницы.

Как возникла идея

Внушительное серое здание городской больницы № 26 простирается на 200 метров и как будто слегка придавливает попадающих в него к земле. Девять этажей окон, несколько подъездов, широкая парковка, обнесенная забором, за которым растет жилая застройка.

В левом углу здания на первом этаже — неприметная дверь. Из других ее выделяют только цветные пятна на ближайшем окне. Там — отделение медицинской реабилитации, в котором люди восстанавливаются после инсульта, черепно-мозговых травм и нейрохирургических операций.

«Пациентов переводят сюда на долечивание из других отделений. На протяжении двух — четырех недель они получают медикаментозное лечение, проходят физиотерапию, занимаются лечебной физкультурой и работают с логопедом», — рассказывает заведующая отделением Элен Бедюрова.

Элен переехала в Петербург с Алтая. Об этом напоминает и портрет в ее кабинете: художница вышила для Элен девушку на фоне гор в цвету. В Петербурге Элен начала заниматься немецким с преподавательницей филфака СПбГУ Юлианой Каминской. Женщины подружились.

Несколько лет назад Юлиана пришла в гости к Элен в больницу, и ее поразила бесприютность места. В отделении длинный узкий коридор без окон. И это единственное помещение, где люди могут расхаживаться после инсульта. «Я понимала, что пространство для людей должно быть более привлекательным, — вспоминает Каминская. — И задумалась, что сделать хорошего с этим коридором».

Как удалось собрать команду

Каминская раньше преподавала зарубежную литературу в Петербургской театральной академии. Она предложила своей бывшей студентке, театральной художнице, оформить коридор отделения так, чтобы у людей, чье жизненное пространство ограничено больничными стенами, появилась мотивация двигаться и всматриваться.

Элен Бедюрова получила на это разрешение администрации больницы.

Авторы проекта решили создать огромное панно, включающее роспись, растения в керамических кашпо, подсветку и другие объемные элементы. В качестве основной темы выбрали ландшафты Швейцарии — идеальное место для восстанавливающих прогулок.

Осенью 2019 года работа по преображению отделения началась. Художница Лидия Колпакова расписывала стены. Сотрудники Ботанического сада, которых тоже пригласила Каминская, выращивали растения, способные жить в коридоре без окон, и учили медиков ухаживать за ними. Студенты-волонтеры из СПбГУ помогали лепить горшки и кашпо. Люди, узнавшие об идее из поста Каминской во «ВКонтакте», приносили легкие для чтения книги.

В чем смысл росписи

Идея панно проработана так, чтобы сюжеты выстраивались в историю, за которой интересно следить. Вход в отделение оформлен как вид из окон поезда, проезжающего альпийские луга. Поезд въезжает в горный туннель и выныривает в лето — там канатная дорога, домики, коровы с выступающими из стены головами в цветах.

— Когда первый раз меня привели [в отделение], я подумала: интересно, какие-то кашпо странные, что за морды, для чего, — вспоминает пациентка, представившаяся Светой. — А вечером пошла гулять и потихоньку примечаю: где-то божья коровка, человечек или цветок, с которого ниточка спускается. Сказали, что натуральная, но я не поверила, а оказывается — настоящая ниточка, по которой жизнь идет. И так хотелось, чтобы с потолка по лесочке какая-нибудь невесомая стрекоза или бабочка слетела, и, когда ходишь, она под дуновением ветра будет шевелиться.

В отделении много детских сюжетов: «Мы подумали, что детская тема всегда хороша для людей старшего возраста, — объясняет Юлиана. — Чадолюбие их подпитывает и поддерживает, и конечно, им не хватает возни с детьми. И вообще пожилой человек с удовольствием вспоминает детство — кажется, то, что было давно, по времени ближе, чем вчерашний день».

Создательницы проекта говорят, что старались избежать слащавости и лубочности. Для этого художницы проводили много времени в больнице, там продумывали изображения, работали над эскизами и слушали комментарии пациентов.

— Иногда пациентам не нравилось то, что рисовали и Лида, и Лена, в особенности по первости, когда они замечали элементы работы, но не видели целого. Потом они начинают присматриваться, их это захватывает, — говорит Каминская.

Как к проекту присоединились керамисты

Пустоты на крошечных полках постепенно заполняются глиняными человечками. Их лепят пациенты на мастер-классах, которые время от времени проводят в отделении керамисты клуба «Бисквит». За каждой такой фигуркой — сложная история. Сначала статуэтку надо вылепить, затем высушить, раскрасить и обжечь. Это тоже часть реабилитации.

— В силу специфики инсульта у многих пациентов нарушаются функции правой руки, которая у большинства людей является рабочей. Поэтому участие в лепке для них терапевтично — способствует восстановлению и развитию мелкой моторики и психологически расслабляет, — объясняет Элен. — Когда человек работает рукой, идут сигналы в ту часть мозга, которая пострадала, и вокруг поврежденного участка формируются новые нейронные сети, появляются новые клетки, которые берут на себя функции пострадавшей руки.

Фото: «Бумага»

Кто-то из больных вылепил фигурку лечащего врача-ортопеда. «Не сказать, что Иван Сергеевич тут получился красавцем, но при заданной моторике рук это прекрасная скульптура», — считает Юлиана.

Есть человечки и от врачей, которые могут участвовать в мастер-классах наравне с пациентами. По мнению Каминской, это помогает в коммуникации, необходимой для успешного лечения: «Они, вообще-то, делают одно дело — стараются, чтобы кто-то выздоровел, — но как будто находятся по разные стороны баррикад. И такие совместные моменты, как лепка, разрушают эту границу, выявляют тот факт, что и врачи и пациенты не друг с другом борются, а заодно».

Как роспись помогает пациентам

Сейчас другая художница, Лена Левина, работает над витражами в спортивном зале отделения. Здесь замысел еще более хитрый: роспись на окнах должна не перекрыть окружающее больницу пространство, а сочетаться с ним так, чтобы при определенном ракурсе многоэтажки визуально сливались с горами, а на парковке росли весенние цветы.

— Это сложная задача для художника — нанести картину не на пустой холст, а на что-то, что уже есть, — говорит Каминская. — По сути, дорисовать вид из окна.

На низком подоконнике планируется визуально воссоздать подножие гор — для него сейчас лепят искусственные камни в керамической мастерской.

По задумке Юлианы в больнице было важно не «зарисовать всё», а очеловечить пространство. На полках сохраняют вещи, оставленные прошлыми пациентами: домашние безделушки, статуэтки, книжки.

Каминская говорит, что не считала, сколько личных денег и времени у нее ушло на этот проект. Деньги понадобились в основном на книги, растения и аренду мастерских для лепки горшков, при этом почти все сделали большие скидки. «Это естественное желание сделать что-то хорошее, что пригодится многим людям. Если есть возможность, нужно доставлять себе эту радость в любые времена», — объясняет она свою мотивацию.

Фото: «Бумага»

На вопрос, что этот проект дает пациентам, Юлиана отвечает, что изучение настенной росписи или витражей — это вид общения.

— Большая проблема людей — одиночество. А больной человек чувствует его ещё острее: замечает, что многие окружавшие его люди исчезли, его физические возможности ограничены — он не может, например, пойти в гости. Поэтому любой тип коммуникации, в которую он оказывается органично включен, особенно важен.

Мы работаем для вас — оформите донат, чтобы «Бумага» и дальше писала о событиях в Петербурге

поддержать 💚

Что еще почитать:

Бумага
Авторы: Бумага
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.