В 1933 году Городской совет Тбилиси поручил своему техническому отделу вместе с Харьковским институтом проектирования городов разработать перспективный план реконструкции столицы. В изданной в 1934 брошюре «К обсуждению проекта планировки города» были описаны не только пожелания властей, но и главные проблемы Тбилиси того времени.
Paper Kartuli изучила документ и рассказывает о шести главных проблемах столицы 90-летней давности (спойлер: некоторые из них всё еще отчасти актуальны).
Неэффективное использование земли
Уже в 1933 году в Тбилиси проживало около 420 тысяч человек. При этом 62 % домов имели один этаж, а 29 % — два. Предполагалось, что город должен расти в значительной степени вверх за счет более высоких зданий.
Вода и нечистоты
В 1930-х к водопроводу были подключены только 73 % домов в Тбилиси, при этом на каждого горожанина приходилось лишь 60 литров воды в день — при желаемом минимуме в 120. Канализация имелась только в 2/3 домов.
Плохие дороги
Средняя ширина улиц в Тбилиси составляла менее 11 метров, а нормальной для современного города урбанисты того времени считали ширину в 30-45 метров. Больше трети улиц были грунтовками, на остальных зачастую была устроена булыжная мостовая. Только на каждой пятидесятой из мощеных улиц был уложен асфальт или брусчатка.
Не развитый общественный транспорт
К началу 1930-х жители Тбилиси были одними из самых мобильных в Европе: каждый горожанин совершал в среднем 300 поездок на общественном транспорте в год — столько же, сколько житель Вены или Праги, говорится в брошюре. При этом единственным видом транспорта тогда был трамвай, где нередко случалась давка.
«В силу подвижности населения и недостатков в трамвайных вагонах последние ходят переполненными выше всякой нормы. Отсюда теснота, давка в вагонах, изнурительность поездок на дальние расстояния», — писали составители брошюры «К обсуждению проекта планировки города».
Тогда решено было добавить в транспортную систему автобусы и троллейбусы. Но в будущем от последних отказались: трамвай и троллейбус перестали ходить в 2006 году.
Нехватка зелени
По подсчетам проектировщиков, на каждого тбилисца к 1933 году приходилось всего 3,3 квадратных метра зеленых насаждений — меньше, чем в большинстве крупных городов СССР (в Баку — 4,4 кв. м., в Москве — 19 кв. м.). Самым большим парком города тогда был Ботанический сад размером 22 гектара.
Несмотря на последующее увеличение площади зеленых насаждений, активисты Грузии по-прежнему критически оценивают экологическую ситуацию в столице и утверждают, что «озеленение Тбилиси только на бумаге».
Густонаселенные и бедные районы
Из-за скученности населения — до 1000 человек на квадратный километр — и узких средневековых улиц проблемными считались районы Старый Тбилиси и Авлабари. По мнению советских властей, они «требовали полной реконструкции».
Еще одним проблемным местом считались трущобы Надзаладеви или «Нахаловки». Они, как писали в брошюре, несли «все черты анархического развития» — иначе говоря, самостроя и отсутствия благоустройства.
Что еще почитать:
- Что не так с качеством воздуха в Тбилиси, как за ним следить и что делать, когда оно ухудшается? Разбор Paper Kartuli
- Трагедия 9 апреля 1989 года. Что почитать, посмотреть и послушать о разгоне мирной демонстрации в Тбилиси