12 декабря 2018

На Неве стоит огромный металлический кит. Там должны были открыть ресторан, но больше 10 лет для него не могли найти место ни в Москве, ни в Петербурге

В этом году на Неве вновь появился развлекательный комплекс «Серебряный кит»: плавучий ресторан, сделанный в форме огромной рыбы, пришвартовался в Невском районе, недалеко от парка имени Бабушкина. Сооружение построили десять лет назад: его планировали разместить в Москве, потом — в Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта, но в итоге стоянку не согласовали ни там, ни там.

Как кит выглядит внутри, зачем его транспортировали из Москвы в Петербург и как в 2007 году конструкция оказалась перед Летним садом? «Бумага» рассказывает историю удивительного архитектурного объекта.

Как в Москве построили развлекательный комплекс с баром и рестораном и почему не смогли разместить его на Москве-реке

Комплекс «Серебряный кит» (его также называли «Рыба-кит») начали строить в 2001 году в Москве. Над внешним видом объекта работала студия Pole Design архитекторов Владислава Савинкина и Владимира Кузьмина. Заказчиком выступила финансово-промышленная компания ООО «Фарсэй».

Как рассказывает архитектор Андрей Волков, который проектировал внутреннее оформление комплекса, изначально были разные варианты того, как будет выглядеть сооружение, но в итоге заказчики остановились на форме рыбы. Планировалось, что внутри разместится развлекательный комплекс — с рестораном и ночным клубом.

Фото: Егор Цветков / «Бумага»

Андрей Волков

архитектор-дизайнер

— На Москве-реке в то время было достаточное количество дебаркадеров (стационарных плавучих сооружений — прим. «Бумаги»): ресторанов, гостиниц. Тогда еще существовали казино — у этого объекта [по плану] тоже была такая функция. Но потом по всей стране казино запретили (работу казино и игровых залов за исключением специальных зон запретили в 2009 году, однако закон был принят еще в 2006 году — прим. «Бумаги»). Соответственно, объект был перепрофилирован в развлекательный комплекс на воде. По проекту там был большой банкетный зал, двухъярусный ресторан, бар на верхней палубе.

Поскольку мы все-таки архитекторы-дизайнеры и не специализируемся на речной тематике, для проектирования самого судна была привлечена инжиниринговая компания. По большому счету, объект спроектирован по всем корабельным канонам. Единственное: он не может самостоятельно передвигаться — только с помощью буксиров. Это стационарная плавучая платформа.

Однако установку сооружения на Москве-реке не согласовали. Директор «Фарсэя» Юрий Кавзусь в 2005 году говорил, что причины отказа московских властей компании неизвестны, и отмечал, что тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков «даже хвалился проектом на выставке в Берлине». В середине 2000-х Лужков начал бороться с дебаркадерами в Москве: с реки убирали рестораны, гостиницы и другие плавучие объекты.

Заказчики решили переместить кита с московских верфей в Петербург: как рассказал Волков, тогда еще не до конца готовый объект разобрали на части и по каналам вывезли из Москвы.

Как плавучий комплекс достраивали в Петербурге и что находится внутри кита

В Петербурге строительство продолжили на судостроительном заводе «Северная верфь», который находится на берегу Финского залива, у морского канала. Как в 2005 году писал «Деловой Петербург», стоимость проекта оценивалась около 300 тысяч долларов.

Волков присоединился к проекту, когда начал заниматься интерьерами: работа над внутренним оформлением, по словам архитектора, продолжалась с 2006 по 2008 год.

Здесь кита, рассказывает Волков, пришлось приспособить под Неву: если для высоких московских набережных вход в сооружение планировался через вторую палубу, то в Петербурге попасть внутрь можно было снизу.

Андрей Волков

архитектор-дизайнер

— Для меня это был первый объект подобного плана. Благодаря ему я получил колоссальный опыт, потому что там [в оформлении помещений] не было ни одной прямой линии.

Я принял концепцию за данность: я делаю интерьеры внутри кита. Отсюда родилась идея: разные палубы были разными его «внутренностями». На дне — какие-то обломки кораблей, в песках лежат драгоценности, цветут актинии, водоросли. Основной цвет там был синий. Средняя палуба — это внутренняя часть кита: там всё такое красновато-блестящее, с овалами, скруглениями. А в верхней части были кристаллы льда: предполагалось, что это кит, который плавает в северных широтах. Правда, сначала мы сделали кристаллы серебряными, но заказчики попросили сделать их золотыми.

Как «Серебряный кит» швартовался у Летнего сада и что с ним происходит сейчас

На верфи проделывали основные работы: достраивали корпус и внутренние помещения. Однако окончательно оформление должно было быть закончено на месте стоянки, говорит Волков: например, уже после буксировки кита внутри должны были развесить зеркала, светильники и другие хрупкие элементы. По словам архитектора, владельцы согласовывали проект транспортировки с властями — с учетом навигации и развода мостов.

Первоначально установку дебаркадера планировали на набережной Лейтенанта Шмидта, однако город, как писали СМИ в 2013 году, расторг договор с «Фарсэем». Дебаркадер хотели разместить на Выборгской набережной, но там стоянку также не согласовали. В 2007 году сооружение какое-то время даже находилось у Летнего сада: кита пришвартовали, по сообщениям СМИ, прямо к Кутузовской набережной. Вскоре, по словам Волкова, кит вернулся на верфь: по какой причине — ему неизвестно.

В 2007 году в Петербурге запретили заключать новые договоры на размещение подобных объектов на набережных в центре города. А несколькими годами позже с Невы начали убирать и другие плавучие рестораны: например, «Кронверк» на Адмиралтейской и «Европу» на Мытнинской. Предписание покинуть участок выписали и «Забава-бару», который тогда также располагался на Мытнинской. Кафе переместилось на Петроградскую набережную, где его стоянку в 2018 признали незаконной.

Андрей Волков

архитектор-дизайнер

— Последний раз я был на объекте, когда готовилась его транспортировка. После неудачной попытки разместить рыбу на одной из набережных она вернулась обратно на верфь. А после этого проект закрыли, и я о нем больше не слышал. Что-то пошло не так, а что именно — мне неизвестно.

Печально, потому что за 10 лет наша концепция, которая, в общем, задорная и хорошая, уже устарела. Но по крайней мере тогда никто такого не делал — да и сейчас не делает. Этот проект для нас самих загадка. Заказчики — смелые люди: они вложили огромное количество денег, а потом не смогли разместить объект ни там, ни здесь. У него какая-то роковая судьба.

Я понимаю, что, с одной стороны, объект неоднозначный, а с другой — он именно этим и крут. Потому что и сейчас вызывает кучу дискуссий и эмоций и поэтому интересен. Такой объект вполне может стать одним из символов какой-нибудь зоны Петербурга, который привлекает туристов. Вопрос только в том, что из него делать.

Вновь «Серебряный кит» появился в Петербурге весной 2018 года: плавучий ресторан разместили у набережной вдоль проспекта Обуховской обороны, недалеко от парка имени Бабушкина. Петербуржцы публиковали фотографии кита, называли его НЛО и «морским чудищем» и писали, что выглядит он «футуристично». Попасть сейчас внутрь дебаркадера невозможно: там дежурит охрана.

Как «Бумаге» сообщили в комитете имущественных отношений, договор об аренде этого участка земли — с той же ООО «Фарсэй» — был заключен в 2016 году. По данным «Спарк», сейчас основная деятельность компании — аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом.

Срок действия договора — 5 лет. «Цель — установка стационарного судна. Судно стоечное, плавучий ресторан», — пояснили в комитете, однако не уточнили, будет ли сооружение как-то использоваться в ближайшее время. При этом в КИО отметили, что компания получила необходимые согласования органов власти, включая КГИОП и УФАС, после чего заявку одобрили.

В КГИОП, в свою очередь, «Бумаге» ответили, что участок, на котором швартуется кит, расположен вне границ зон охраны объектов культурного наследия. Поэтому ограничения охранного законодательства на него не распространяются.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.