14 июля 2012
Музыка, как фотография, на которой тебе было хорошо
«Бумага» поговорила с музыкантом Максом Куббе, чей новый проект Auroraw взяли на Kazantip, о проблемах хорошей музыки и общества, счастливых лицах на фотографиях, снобах и бесстрашии.
Макс Куббе уже семь лет профессионально занимается музыкой: поёт и играет в нескольких коллективах (к примеру, Kirov и Auroraw), на его счету около семисот организованных мероприятий. О проблемах, с которыми сталкивается современный музыкант, Максим знает не понаслышке.
— Что ты думаешь о пути развития отечественной музыки?
— В 90-ые любая стоящая музыка в субкультурах была на поверхности. Мумий Тролль, Земфира, Сплин, не без сторонней помощи, но на фоне полного вакуума явно выделялись. В конце 90-ых, не поверишь, можно было смотреть телевизор! Был такой канал, помню, NBN, где показывали Tequilajazzz, а на MTV можно было услышать даже «Чугунный Скороход». Начало 2000-ых — музыкальный застой, телевидение опробовало массово ориентироваться на поп-музыку, а о нормальных группах было даже неоткуда узнать. Повсеместное «опопсение» было крайне показательно: народ дал понять, что ему всё равно, что слушать. Кто-то, естественно, отказывался слушать такую музыку, всё равно на следующий день вставал и напевал то, что повсюду крутили вчера. Нормальная музыка оказалась за бортом, до неё никому не было дела. Затем стали появляться независимые лейблы, которые старались поднять хоть какую-то субкультуру: «Снегири» занимались Найком Борзовым и «Машей и Медведи», чуть позже в Питере «Капкан» занимался первыми релизами «Психеи» и прочих альтернативных групп. Речи о погружении в британское, американское, хипстерское инди ещё не было. А потом наступила новая эра, которая продолжается по сегодняшний день.
Образно говоря: сели Сапрыкин, основатель Look At Me и ещё несколько человек, и решили, что раз сейчас нет никакой культуры — зададим, какой она должна быть. Что было популярно на тот день? Хипстеры, инди. В своё время так делал британский журнал NME: благодаря одной статье группа могла проснуться знаменитой. Также решили и здесь: продвигать своих. К первым всходам можно отнести Everithing Is Made In China, Pompeya — на мой взгляд, достойнейшие образцы. Собрав команду из музыкальных коллективов, эти люди сами стали решать, что у нас будет популярно, а что нет. Круг замкнулся на собственном содержимом: всё симпатично, глянцево, но не объективно. Создаётся ощущение идеально чистой комнаты, где даже в углах мусора нет. Возникает подозрение, здесь что-то не так, померли все, что ли?
— И как, померли?
— Примеров такого пушечного мяса, канувших влету питерских групп, многообещающих, но не дождавшихся своего звёздного часа, множество. Масса групп теряется в попытках показать свой материал кому-то, и слышат решительное «нет». Progressive rock? Нет. Сентиментальное что-то? Нет. Не в рамках жанра? Нет. Правда, есть занятные исключения. Та же Pompeya, не изменяя себе, в нужный момент смогла повернуться в сторону такой калифорнийско-пляжной музыки. Не прогадала, одаривая слушателей иллюзией вечной несуществующей тусовки. Как на тех фотографиях со счастливыми лицами, на которых тебя никогда не было и не будет. Иногда заходишь на чью-то страницу, смотришь: такое пропустил! А на самом деле — это обычный шлак, на котором сам сто раз был, где все к одиннадцати вечера все напились и уснули. Так и с музыкой.
Но, например, проект Новой Голландии «Открытая репетиция» мне очень нравится. По четвергам они будут великодушно давать шанс разным группам показать себя, и это объективно. А если у тебя есть cash, можешь смело всех выслать понятно куда, а поднявшись, с высоты собственного величия сказать: Я — это открытие, сенсация года, а вы тогда не осознали, теперь уж пишите обо мне, пишите! Такое случается редко, но метко.
Сейчас считается, что писать про тяжёлую музыку — моветон. Несмотря на это, существует промоутерское агентство Booking Machine, занимающееся продвижением альтернативы. Они организовали привозы, которые полностью подняли эту культуру и в Питере, и в Москве, и на периферии. Буквально сами создали нишу. Но их мероприятия постигла судьба недавних митингов: сотни тысяч людей вышли на улицы, в официальных источниках: несколько тысяч. Концерты могут проходить на высшем уровне, заинтересовывать немалое количество людей, но максимум, на что можно надеяться — это короткая строчка в журнале «Афиша». В итоге — ничего.
— Совсем?
— Чувствуется потребность в свежем взгляде, в новых лицах, уши открыть нужно. Уже и Тимати с Киркоровым поссорились, приевшиеся названия известных групп набивать можно. Не напоминает сборную страны по футболу? Столько лет смотрим на знакомые лица и вздыхаем: Россия же такая большая, когда, наконец, появятся двадцатилетние новички?
Людской снобизм не даёт поднять голову молодым ребятам. Проблема в том, что некоторые издания не могут объективно осветить ситуацию, нет разрешения редакторов. Канал «Россия» даёт шанс рязанской группе «Кактус» в ночной программе «Профилактика», а Look At Me не даёт. Это, как минимум, странно. Иван Ургант приглашает в свою программу Женю Любич, Pompeya, даже Басту и Шнурова, а пресса за исключением пары изданий их если не чурается, то пишет как о чём-то неизбежном, как о данности.
— И что делать? Как молодым подняться с клубного уровня?
— Я считаю, что если тебе что-то действительно нужно, ты этого добьёшься. Если ты не робеешь, не ноешь, не завидуешь, в себя веришь — рано или поздно придёт твой момент. У меня он наступил в 2006 году, когда сильно накаченный мужчина с поставленными гелем волосами предложил заняться моей группой. В восемнадцать, когда замаячила перспектива чего-то большего, я испугался. Посмеялись с друзьями. А второго такого человека ко мне так и не подошло. Сейчас я бы уже не на внешний вид смотрел, попил бы кофе, сравнил наши взгляды на жизнь и, исходя из этого, начал бы сотрудничество или отказался от предложения. Людей, готовых заняться твоим проектом, можно по пальцам пересчитать, нельзя упускать свой шанс.
Хорошее видео, чтобы подняться — абсолютный случай Ивана Дорна. Не нужны альбомы, всего одна песня с дорогим, качественно снятым видео и грамотным промоушеном. Вложил 300 тысяч в видео, и столько же в его продвижение. А страна настолько нагнула всех, не только с культурой, но и финансово. Есть возможность что-то сделать, только не финансовая отнюдь.
— А ты не можешь, скажем, прийти в банк и взять кредит?
— Идея хорошая, но желающих лезть в петлю немного. Хотя, пора перестать бояться и начать рисковать, деньги с неба не падают. Для качественного продвижения абсолютно любой группы должен быть менеджер, который понимает, что делать, и финансовые вливания. Родители, одноклассники, кредиты, обзвон всей телефонной книжки. Не стесняться, не волноваться, а пытаться.
— Расскажи про Auroraw.
— Auroraw — третья попытка сделать электронный проект, в котором я пою без гитары. Три месяца назад наконец собрались и решили показать, как мы умеем использовать синтезаторы, чувствовать аранжировку, хорошо петь и играть. Захотелось подарить нашему городу позитивный, романтичный new wave, с очень солнечным настроением. Чтобы это была не та фотография, на которой тебя никогда не будет, а обычная, на которой тебе просто было хорошо.
— Как удалось попасть на Kazantip?
— Послал Артёму Харченко со словами «Артём, наконец-то мы записали что-то, что тебе понравится». И сел, как обычно, ждать. Артём послушал, не поверил собственным ушам, попросил прислать видео, на котором видно, как мы играем. Мы с Петей вдруг поняли, что заниматься этим вдвоём несерьёзно и стали срочно искать барабанщика. Им стал Серёжа Кивин из Animal ДжаZ, а на клавишах согласился быть басист из моей старой группы Дима. Приправив снятое на iPhone видео всяческими эпитетами из серии «Взорвём Казантип», отправили. Сработало. Несмотря на то, что line-up был переполнен, в один прекрасный день Артём написал — 9-го августа. В качестве проверки на заинтересованность пришла идея записать совместный трек с кем-нибудь. Я никогда не стеснялся писать звёздам, и в простом ключе предложил сотрудничество Паше Артемьеву («Корни»), который сейчас занимается нормальной музыкой. Записывались интересной компанией: я, сессионный гитарист Сергея Лазарева и Паша Артемьев. Все поржали.
Мне кажется, это очевидный ответ: если пробовать, может получиться. Не в идеале, может быть, но всё же! В планах записать альбом, как порцию чего-то позитивного, искреннего, романтичного. Но пока, всё, что я наговорил — работает и на нас. Нужны деньги, нужно поддержка. Раз отклик есть, то можно будет в полный голос заявить о нормальной культуре, потому что чем больше хорошей музыки — тем больше счастья.
Авторы:
Дарья Михнаткина
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Все тексты