Какие ленинградские трамваи олицетворяли для горожан светлое будущее, а какие — стиль, кто из режиссеров использовал вагон как символ судьбы, а кто через трамваи передавал индивидуальность Петербурга?
«Бумага» узнала, как на протяжении многих десятилетий связаны город, трамваи и кино.
Александра Духтанова
Специалист музейного дела Музея городского
электрического транспорта, историк культуры
— На данный момент можно выделить три тенденции использования транспорта в кино. Во-первых, это маркер эпохи и места. Например, «Собачье сердце» Владимира Бортко 1988 года. Там трамвай (кстати, наш музейный Brush, № 1028) в двух сценах: в начале — едет по Дегтярному переулку слева направо — и в конце, там же, но уже справа налево. С героями и сюжетом это вообще не пересекается, однако играет другую роль: дает понять, что это Петроград, город умирающего царизма и новой власти.
Во-вторых, выделяют тенденцию использования транспорта как характеристики героя. К этому типу можно отнести фильм «Брат» Алексея Балабанова 1997 года. Главная героиня Света — водитель грузового трамвая. Этот вагон — побитый, грязноватый, она в нем всё время в непривлекательной одежде. По сюжету Света так и не идет за Данилой: она, как старый трамвай привязан к рельсам, привязана и к этому страшному миру, к этому городу, который есть сила поглощающая.
И в-третьих, транспорт способен выступать в картине полноценным участником событий, помогающим главному герою или решающим его судьбу. Так, можно назвать судьбоносный трамвай из фильма «Мастер и Маргарита» Юрия Кары 1994 года и многосерийного фильма с тем же названием Владимира Бортко 2004 года.
В своей любви к транспорту особенно отличился режиссер Эльдар Рязанов. Эльдар Александрович часто использовал транспорт для большей динамики своих фильмов. В «Берегись автомобиля», например, есть и мотоцикл, и автомобили, и троллейбусы — всё это задает тон погоням героев.
На мой взгляд, индивидуальность Петербурга через транспорт, в частности, через трамвай, видел именно Балабанов. У него в фильмах электротранспорту отведено немного экранного времени, однако эти моменты всегда значимы.
Трамвай «Браш»
Эти модели английской фирмы «Браш» появились в городе в 1907 году и использовались до 1931-го.
Реплику данной модели в 1982 году построили в трамвайном парке имени Леонова, за основу взяли более новый вагон модели МС-1 1927 года выпуска. Эта реплика до 1994 года использовалась в городе в качестве экскурсионной модели.
Трамвай можно увидеть в фильмах «Собачье сердце» и «Как стать звездой».
Трамвай «Моторный стальной»
Трамвай модели МС выпускался на ленинградском заводе «Красный путиловец» с 1927 по 1933 год. Это первые городские вагоны со стальным каркасом.
К моменту начала Великой Отечественной войны эти трамваи составляли большую часть трамвайного парка города. Из-за относительно небольшой массы люди могли в случае повреждения контактной сети вытолкать вагон за пределы обесточенного участка.
Трамваи использовали до 1968 года, после чего некоторые вагоны переоборудовали в служебные. Часть из них до сих пор используется в этом качестве.
Трамвай появляется в фильмах «Балтийское небо», «Блокада», «Как стать звездой».
Трамвай КМ
Трамвайные вагоны серии КМ выпускались с 1926 по 1939 год на Коломенском паровозостроительном заводе и на заводе «Красное Сормово». В 30-е годы вагоны КМ пополнили и трамвайный парк Москвы, став одной из наиболее приметных черт столицы.
Такой трамвай можно увидеть в экранизации романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» 1994 года.
Трамвай ЛМ-68 («Аквариум»)
Эти трамваи начали выпускать на Ленинградском вагоноремонтном заводе в 1968 году. Производство вагонов работало до 1974 года.
Считается, что внешний вид «Аквариума» опережал моду того времени из-за «рубленого» дизайна со спрямленными линиями. Окна трамвая были огромными для того времени. Именно из-за прикрышевого остекления ЛМ-68 и получил свое второе название.
В глазах общественности модель выглядела футуристично, из-за чего стала символом светлого будущего.
Увидеть «Аквариум» можно в фильмах «Сержант милиции» и «Сестры».
Трамвай ЛМ-57 («Стиляга»)
Трамвай нового поколения выпускался на Ленинградском вагоноремонтном заводе с 1957 по 1968 год, а эксплуатировался до 1986 года.
Модель отличалась округлыми формами, яркой окраской, элегантным дизайном, который разработал основатель школы ленинградского дизайна профессор Иосиф Александрович Вакс. Собственно, за необычный внешний вид трамвай и прозвали «Стилягой».
Модель появилась в фильме «Сержант милиции».
Фотографии для материала предоставил Музей городского электрического транспорта