Уличный художник Миша Маркер — о картине по мотивам «Трех билбордов», анонимности и реакции прохожих на плакаты про полицию и чиновников

Миша Маркер — петербургский уличный художник. Он создал картину «Время затянуть потуже пояса» о кризисе, прикрепил к водосточной трубе зеркало с траурной рамкой, а в начале марта повесил в центре города плакат по мотивам фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури».

«Бумага» поговорила с художником о том, по какой причине он сохраняет анонимность, зачем вешает на улицах плакаты о полиции и чиновниках, как реагируют на это прохожие и почему Петербург — город противоречий.

Миша Маркер

Уличный художник

О первой уличной выставке и вечных темах стрит-арта

Первый раз я «вышел на улицу» осенью 2014 года: у меня была мини-выставка на Сенной площади, она состояла из пяти картин. Это были работы о внутреннем состоянии человека. Выставка прожила минут 10: я повесил картины, наклеил таблички, сфотографировал, прошелся немного по Садовой, вернулся — уже ничего не осталось.

До меня доходили слухи, что якобы эти картины находятся в отделе полиции на Садовой, но в это слабо верится. С другой стороны, всё может быть, ведь мы же живем в мире сюрреализма.

Рисую сколько себя помню. У меня за плечами художественная школа и университет. По образованию я учитель изобразительного искусства. Работать по специальности не хотел, мне хватило практики.

В последнее время занимаюсь только рисованием. До этого были бесчисленные работы, в основном на рабочих профессиях. Я также занимался музыкой и писал тексты, но это было очень давно.

Помимо стрит-арта рисую на холстах. Это более личные работы, а уличные картины — про людей, общество, про то, что нас окружает. Меня это всегда трогало. Я не читаю новости и не выбираю самые горячие и актуальные. В основном это вечные темы: война, взятки.

О картине по мотивам «Трех билбордов»

Примерно раз в месяц стараюсь выходить на улицы. Сначала рисовал картины от руки красками, оформлял в рамы. Сейчас рисую карандашом эскиз на бумаге, потом фотографирую, сканирую, переношу в фотошоп и там накидываю цвета. Макет распечатываю и клею на стены.

Иногда идеи приходят быстро, просто что-то щелкает в голове. Но обычно ты  берешь в руки бумагу, карандаш и начинаешь рисовать — в процессе что-то появляется. Бывает, что на это уходит весь день, бывает, что 15 минут.

Картины вешаю в центре города. Для меня Питер — это центр, спальные районы не особо воспринимаю. Иногда отталкиваюсь от названия улиц, а сейчас в основном — от наличия афишных стендов и проходимости.

Фильм «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» посмотрел в интернете еще до того, как он вышел в кинотеатрах. Не могу сказать, что у меня сразу что-то щелкнуло в голове. Прошло время, и я подумал: а какие вопросы можно было бы задать в наших российских реалиях? И понял, что вопросов слишком много. Поэтому решил высказаться.

Первую версию плаката сорвали через пару дней. Вчера проходил мимо, уже ничего не было, висела какая-то новая афиша. Но я не особо постеснялся и наклеил новый плакат поверх нее.

О диалоге с городом и реакции прохожих

Мои картины придуманы для улиц, это своего рода диалог. Выходить на улицы для меня важно. Кто-то заметит плакат, обратит внимание, что-то у него переключится в голове хотя бы на несколько минут. Этого достаточно. А еще мне это просто приносит удовольствие. Я не то чтобы хочу менять мир, уже перестал в это верить, но хотелось бы быть хотя бы небольшой частью того, что может влиять на умы людей.

[Прохожим, которые видят, как я клею плакаты], всё равно. Сейчас такой поток информации, что можно сесть на Дворцовой площади, нагадить — и через неделю о вас все забудут. Люди идут по улице, озабоченные своими делами, и их вряд ли волнует, что вокруг происходит. Всем абсолютно всё равно, что ты делаешь.

Я довольно замкнутый интроверт и не люблю привлекать к себе внимания. Внешность человека может влиять на восприятие работ, поэтому стараюсь не показывать лицо. Маркер — мой псевдоним, но за этим нет никакой занятной истории.

Друзья предлагают собрать работы и выставить в галерее. Но это была бы вторичность, мне это неинтересно. В галерею приходят понимающие, знающие люди. Интереснее затронуть обычного человека. Сейчас вижу из окна, как он идет после работы замученный, а тут смотрит — яркое изображение. Хоп — и задумался. Я не говорю, что это должно поменять ваше мировоззрение. Но как минимум это интересно.

О переезде в Петербург и противоречивости города

В Петербург я приехал шесть лет назад из небольшого города. Когда я первый раз тут побывал как турист, прямо с перрона почувствовал, что это мой город. Позднее это ощущение только усилилось. Переезд был вопросом времени, уже тогда я понял, что буду здесь жить.

Ощущения от Петербурга противоречивые, и, наверное, этим он и манит. Все жалуются, что центр у нас вылизан, а заходишь во дворы — там кромешный ****** (ужас — прим. «Бумаги»), но меня это не пугает. Мне нравится этот контраст. Что мне не нравится, так это обилие рекламы и вывесок на зданиях.

Петербург вызывает какие-то эмоции — и это главное. За все шесть лет, что я здесь, он мне не надоел. Ты можешь ходить по одному и тому же маршруту несколько лет и видеть новые детали, на которые раньше не обращал внимания. Себя и свои работы я не могу представить в другом городе. Питер — это прямо душенька моя.

Любимое место — Стрелка Васильевского острова. Оно достаточно попсовое, но там очень красиво: такая панорама открывается. Есть еще закоулки в районе клуба «Грибоедов» (на Воронежской улице — прим. «Бумаги»). На этом пятачке постоянно появляются какие-то граффити, очень атмосферно, хотя и засрато.

Из петербургских уличных художников мне нравится Хиоши. Мы лично не знакомы, но я бы очень хотел. У нас совпадают мысли, образы, каждая его работа западает в душу. Особенно мне запомнились кормушки в виде многоэтажек и еще мини-скульптура о тесных квартирах.

Из своих работ я бы выделил антивоенные. Меня очень трогает эта тема. То, что люди воюют, почему-то нечто само собой разумеющееся. Хотя суть войны — убийство.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.
Читайте еще
Петербургский художник разместил на фасадах домов маски-автопортреты. Как они выглядят и почему он называет их «антивандальными»
«Место главного акциониста России опустело»: на Лиговском появился стрит-арт с поджигающим заброшенное здание Павленским
Отличите ли вы картину Шнура от Матисса, а музей — от двора с граффити? Тест на знание современного искусства
Гид по пригородам Петербурга
В Орехове — самая высокая точка Карельского перешейка, заказник с дикими зверьми и озера. Летом в полях цветет рапс и пасутся лошади
В Лебяжьем — «кладбище поездов», столетние дома и военные форты. Прогуляйтесь по местам писателя Бианки и останьтесь до вечера, чтобы увидеть закат над заливом
В Приморске — старая финская кирха и пирс, на котором испытывают ледоколы. Прогуляйтесь по берегу залива и заказнику с морскими видами
В Выборге — средневековая крепость, парк со скалами и северный модерн. Прогуляйтесь по узким улочкам и найдите один из старейших жилых домов России
В Кронштадте — форты, вид на залив и заказник. Приезжайте посмотреть на «тюленью гряду» и старейший маяк России
Как всё дорожает
Петербург вошел в топ-10 городов мира по росту цен на элитное жилье, обогнав Лос-Анджелес и Москву
С 1 мая подорожают входные билеты в Ботанический сад Петра Великого
Вход в Ленинградский зоопарк для взрослых подорожает с 1 мая. Это связывают с ростом цен на корм для животных и другие расходы
Поход в Эрмитаж теперь обходится дороже на 100 рублей. Почему так? И вернут ли льготы?
В некоторых петербургских ресторанах планируют поднять цены на позиции в меню — из-за подорожания продуктов
Вакцинация от коронавируса
Петербург находится на высоком плато по заболеваемости коронавирусом, заявили власти. Первично вакцинировано более 10 % населения
Маломобильных жителей Петербурга начали вакцинировать от коронавируса на дому
В Петербурге могут запустить программу поощрения для привившихся горожан. В Смольном прорабатывают меры
В Петербург поступила вторая партия «ЭпиВакКороны». Привиться смогут более 7 тысяч человек
Роспотребнадзор разрешил прививать петербуржцев от коронавируса на дому. Эту возможность получат маломобильные горожане
Коллеги «Бумаги»
Спасти «Медузу»
Екатерина Шульман — о «варягах», федерализме и активистах в регионах
Виталий Манский — о сорванном «Артдокфесте» в Петербурге, переезде и творчестве
В Петербурге начинается посмертный суд над погибшим в СИЗО бизнесменом Валерием Пшеничным
Утрата памятников архитектуры
После падения штукатурки в Центральном районе организовали внеплановую проверку всех зданий — чтобы выявить аварийные и представляющие угрозу
Облицовку старинной печи из петербургской квартиры продают под разборку на «Авито». Она не охраняется
На Малой Морской улице на голову женщине упал кусок штукатурки. Ее госпитализировали в Мариинскую больницу
На территории дач Кирхнера и Кинга в Зеленогорске построят комплекс с отелем, кемпингом и спортивными площадками
В доме Полежаева десятки лет была тайная лестница. Как жильцы добились, чтобы ее открыли, и нашли исторический лифт, о котором никто не знал
Подкасты «Бумаги»
«Я была абсолютно не готова к отсутствию комфорта». Горожане, переехавшие в деревни, рассказывают о сельском быте, отношениях с местными жителями и одиночестве
«Без деревьев нет человеческой жизни». Как леса влияют на климат планеты, температуру в городах и наше самочувствие — в новом подкасте
Как наша еда влияет на окружающую среду? В этом подкасте обсуждаем экопродукты, потери продовольствия и органические фермы
Что будет с планетой? Слушайте наш новый подкаст об экологии «Послезавтра» — его ведет журналистка Ангелина Давыдова
«Каждые полградуса имеют большое значение». Как меняется климат Земли и к каким последствиям это приведет — слушайте в новом подкасте «Послезавтра»

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.