Миша Маркер — петербургский уличный художник. Он создал картину «Время затянуть потуже пояса» о кризисе, прикрепил к водосточной трубе зеркало с траурной рамкой, а в начале марта повесил в центре города плакат по мотивам фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури».
«Бумага» поговорила с художником о том, по какой причине он сохраняет анонимность, зачем вешает на улицах плакаты о полиции и чиновниках, как реагируют на это прохожие и почему Петербург — город противоречий.
Миша Маркер
Уличный художник
О первой уличной выставке и вечных темах стрит-арта
Первый раз я «вышел на улицу» осенью 2014 года: у меня была мини-выставка на Сенной площади, она состояла из пяти картин. Это были работы о внутреннем состоянии человека. Выставка прожила минут 10: я повесил картины, наклеил таблички, сфотографировал, прошелся немного по Садовой, вернулся — уже ничего не осталось.
До меня доходили слухи, что якобы эти картины находятся в отделе полиции на Садовой, но в это слабо верится. С другой стороны, всё может быть, ведь мы же живем в мире сюрреализма.
Рисую сколько себя помню. У меня за плечами художественная школа и университет. По образованию я учитель изобразительного искусства. Работать по специальности не хотел, мне хватило практики.
В последнее время занимаюсь только рисованием. До этого были бесчисленные работы, в основном на рабочих профессиях. Я также занимался музыкой и писал тексты, но это было очень давно.
Помимо стрит-арта рисую на холстах. Это более личные работы, а уличные картины — про людей, общество, про то, что нас окружает. Меня это всегда трогало. Я не читаю новости и не выбираю самые горячие и актуальные. В основном это вечные темы: война, взятки.
О картине по мотивам «Трех билбордов»
Примерно раз в месяц стараюсь выходить на улицы. Сначала рисовал картины от руки красками, оформлял в рамы. Сейчас рисую карандашом эскиз на бумаге, потом фотографирую, сканирую, переношу в фотошоп и там накидываю цвета. Макет распечатываю и клею на стены.
Иногда идеи приходят быстро, просто что-то щелкает в голове. Но обычно ты берешь в руки бумагу, карандаш и начинаешь рисовать — в процессе что-то появляется. Бывает, что на это уходит весь день, бывает, что 15 минут.
Картины вешаю в центре города. Для меня Питер — это центр, спальные районы не особо воспринимаю. Иногда отталкиваюсь от названия улиц, а сейчас в основном — от наличия афишных стендов и проходимости.
Фильм «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» посмотрел в интернете еще до того, как он вышел в кинотеатрах. Не могу сказать, что у меня сразу что-то щелкнуло в голове. Прошло время, и я подумал: а какие вопросы можно было бы задать в наших российских реалиях? И понял, что вопросов слишком много. Поэтому решил высказаться.
Первую версию плаката сорвали через пару дней. Вчера проходил мимо, уже ничего не было, висела какая-то новая афиша. Но я не особо постеснялся и наклеил новый плакат поверх нее.
О диалоге с городом и реакции прохожих
Мои картины придуманы для улиц, это своего рода диалог. Выходить на улицы для меня важно. Кто-то заметит плакат, обратит внимание, что-то у него переключится в голове хотя бы на несколько минут. Этого достаточно. А еще мне это просто приносит удовольствие. Я не то чтобы хочу менять мир, уже перестал в это верить, но хотелось бы быть хотя бы небольшой частью того, что может влиять на умы людей.
[Прохожим, которые видят, как я клею плакаты], всё равно. Сейчас такой поток информации, что можно сесть на Дворцовой площади, нагадить — и через неделю о вас все забудут. Люди идут по улице, озабоченные своими делами, и их вряд ли волнует, что вокруг происходит. Всем абсолютно всё равно, что ты делаешь.
Я довольно замкнутый интроверт и не люблю привлекать к себе внимания. Внешность человека может влиять на восприятие работ, поэтому стараюсь не показывать лицо. Маркер — мой псевдоним, но за этим нет никакой занятной истории.
Друзья предлагают собрать работы и выставить в галерее. Но это была бы вторичность, мне это неинтересно. В галерею приходят понимающие, знающие люди. Интереснее затронуть обычного человека. Сейчас вижу из окна, как он идет после работы замученный, а тут смотрит — яркое изображение. Хоп — и задумался. Я не говорю, что это должно поменять ваше мировоззрение. Но как минимум это интересно.
О переезде в Петербург и противоречивости города
В Петербург я приехал шесть лет назад из небольшого города. Когда я первый раз тут побывал как турист, прямо с перрона почувствовал, что это мой город. Позднее это ощущение только усилилось. Переезд был вопросом времени, уже тогда я понял, что буду здесь жить.
Ощущения от Петербурга противоречивые, и, наверное, этим он и манит. Все жалуются, что центр у нас вылизан, а заходишь во дворы — там кромешный ****** (ужас — прим. «Бумаги»), но меня это не пугает. Мне нравится этот контраст. Что мне не нравится, так это обилие рекламы и вывесок на зданиях.
Петербург вызывает какие-то эмоции — и это главное. За все шесть лет, что я здесь, он мне не надоел. Ты можешь ходить по одному и тому же маршруту несколько лет и видеть новые детали, на которые раньше не обращал внимания. Себя и свои работы я не могу представить в другом городе. Питер — это прямо душенька моя.
Любимое место — Стрелка Васильевского острова. Оно достаточно попсовое, но там очень красиво: такая панорама открывается. Есть еще закоулки в районе клуба «Грибоедов» (на Воронежской улице — прим. «Бумаги»). На этом пятачке постоянно появляются какие-то граффити, очень атмосферно, хотя и засрато.
Из петербургских уличных художников мне нравится Хиоши. Мы лично не знакомы, но я бы очень хотел. У нас совпадают мысли, образы, каждая его работа западает в душу. Особенно мне запомнились кормушки в виде многоэтажек и еще мини-скульптура о тесных квартирах.
Из своих работ я бы выделил антивоенные. Меня очень трогает эта тема. То, что люди воюют, почему-то нечто само собой разумеющееся. Хотя суть войны — убийство.