Вокруг Петербурга можно найти около пятидесяти маяков: одни из них работают и закрыты для посещения, другие давно отслужили и теперь принимают редкие группы с экскурсоводами-энтузиастами. Сооружения, некоторым из которых уже больше ста лет, постепенно ветшают и приходят в запустение.
Уникальный плавучий маяк, современные приборы на дамбе рядом с фортом Константин, а также чугунная башня 1910 года постройки — «Бумага» выбрала три маяка, на которых нужно побывать, пока они окончательно не утратили свой первоначальный вид.
Существует мировая традиция — устраивать на бывших маяках музей или гостиницу. В Ленинградской области, как рассказывают экскурсоводы, маяки, несмотря на то, что большинство из них действующие, находятся в запустении и требуют ремонта. Например, на Ладоге есть Осиновецкий маяк, который является вторым по высоте в России и имел огромное значение во время Великой Отечественной войны.
Форт Константин и дамба
Фото: Светлана Полянская
Традиционной вышки здесь нет: навигационные огни расположены по двум сторонам от фарватеры на дамбе. Строительство дамбы началось в 1979 году, а к моменту его окончания в 2011-м были установлены все современные маяки, которые можно детально рассмотреть с крайней точки врезающегося в воду побережья. Небольшие стойки выкрашены в красный, зеленый, черный и белый, что делает их хорошо различимыми на фоне угрюмого неба. Самый доступный маяк дамбы — тот, что расположен на блоке С-1. Если проехать по дамбе в сторону Кронштадта, можно попасть на форт Константин. Отсюда открывается вид на Николаевские створные маяки, Кронштадтский маяк и навигационные створные знаки Морского канала.
Плавучий Ирбенский маяк
У последнего построенного в России и мире обитаемого плавучего маяка любопытная судьба. Сооружен он в 1962 году, но история его начинается десятилетием раньше. Тогда с увеличением количества проходящих по Рижскому заливу судов и их тоннажа возникла угроза безопасности судоходства на мелях и рифах. Советское правительство решило усовершенствовать оснащение опасного пролива. И в 1962 году плавучий маяк установили в начальной точке Северного фарватера.
Маяк ходил на дизельном двигателе немецкого производства со средней скоростью в 7 узлов, обслуживал Ирбенский маяк экипаж из 19 человек. В центре судна расположена мачта светового маяка — заржавевшая полая труба, внутри которой поднимается лестница к фонарной вышке. Фонарь расположен на высоте 17,5 метра, а свет от него виден судам с 12 морских миль. Однако огонь на нем давно не зажигают, а само судно ржавеет и разваливается.
В 1985 году недалеко от места службы судна отстроили стационарный маяк, а Ирбенский сняли с позиции. Спустя десять лет его отбуксировали в Балтийск, а затем в Ломоносов, где он и находится до сих пор без двигателя и экипажа.
Недавно власти решили пустить маяк на металлолом, но этому помешала общественность. Планируется, что теперь Ирбенское судно станет музеем: его планируют отбуксировать в Калининград и реанимировать уже там, при этом конкретные сроки до сих пор неизвестны.
Шепелевский маяк
В отличие от двух предыдущих это навигационное сооружение выглядит так, как принято представлять маяк: круглая чугунная башня, выкрашенная в красно-белую полосу, высотой 38 метров с громадным фонарем и обзорной галереей на верхушке. Название его происходит от фамилии генерал-майора С. А. Шепелева. Его брату в XVIII веке пожаловали западную половину Горавалдайского озера и деревню Гора-Валдай, которая впоследствии стала деревней Шепелево.
Маяк тут появился много позже, его изготовили во Франции в 1910 году. Однако объект до сих пор функционирует: дает две долгие красные или белые вспышки, цвет которых зависит от направления движения судов, раз в 16 секунд. Рядом с Шепелевским ориентиром расположена башня радиолокатора — часть системы, организующей движение по заливу. Современная башня выше маяка, но тем не менее не смогла заменить его.
Попасть внутрь действующего маяка нельзя: он находится под охраной. Однако старинную фонарную башню можно обойти со всех сторон.