20 мая 2012

Кошмары одной семьи

В Мраморном дворце Русского музея открылась выставка «Семья Сауки», в которой представлены работы современных литовских художников, Шарунаса, Номеды и Миколаса Сауки. «Бумага» рассказывает о выставке и предупреждает: впечатлительные и нежные натуры могут быть травмированы увиденным на экспозиции.

Миколас Саука, The Present is still. Фото: Елизавета Матвеева / «Бумага»
Литовское трио, Шарунас, Номеда и Миколас, — это семья художников, отец, мать и сын. Все трое через своё творчество стремятся ответить на вечные экзистенциальные вопросы, но каждый делает это по-своему. Шарунас, совершенно очевидно, продолжает живописную линию мастера северного возрождения — Иеронима Босха. В работах современного литовского художника те же земные наслаждения, те же искушения и смертные грехи, те же библейские мотивы. Сходство со средневековым художником ощущается на всех уровнях. Но картины Шарунаса полны ещё более отталкивающих и омерзительных деталей, подробностей. Художник до жути точно и фантастически натуралистично изображает физиологию человеческого тела, которое на полотнах превратилось в бесформенные субстанции. Шарунас, словно анатом, разбирает окружающий мир на отдельные ужасающие элементы. Герои его картин уродливы и ничтожны. Сюжеты как будто взяты из самых жутких кошмаров. Сны, реальность, галлюцинации, фантазии, сознательное и бессознательное — всё это сплелось в единую сеть на огромных холстах. Картины Шарунаса давно засвидетельствовали гибель человеческой цивилизации в Армагеддоне, это настоящий неминуемый Апокалипсис. Другой герой литовской троицы — это мать, Номеда Саукене. Её картины абсолютно не похожи на картины Шарунаса, в них чувствуется женское начало, женская художественная манера. Цветы, животные, дети — природа, на первый взгляд, выглядит умиротворяюще и успокаивающе. Гармония цвета, форм, практически импрессионистический стиль в работах Номеды притягивает глаз. В её фиалках видишь кувшинки Клода Моне, в мазках — технику Пьера Огюста Ренуара. Художница всегда пишет при дневном свете, что и ощущается в насыщенных цветом полотнах, которые буквально светятся изнутри. Здесь нет ни времени, ни пространства, ни земных забот и проблем. Картины похожи на иллюстрации к детским сказкам и фантазиям. Но, присмотревшись, зритель обнаружит, что одни дети словно потерялись в густой чаще леса, другие — уснули то ли на мгновение, то ли навсегда в траве, а прекрасные животные изогнуты в каких-то несовместимых с жизнью позах. В чудесный воображаемый мир Номеды как будто проник ужасающий и отталкивающий мир Шарунаса.
Миколас Саука, «Автопортрет»
Сын Шарунаса и Номеды, Миколас, работает в жанре скульптуры. Он крайне натуралистично изображает разложение человеческого тела, а чаще — человеческой головы. Так, в своих скульптурах он отделяет физическую оболочку человека от его духовного состояния и показывает её разрушение, деструкцию, которая и вызвана тем самым духовным состоянием, человеческими пороками и недостатками. Экзистенциальные темы и вопросы отображены в скульптурах Миколаса также брутально и жёстко, как в работах его отца. Но скульптурные объекты производят большее впечатление, сильнее задевают душу зрителя. В них художник запечатлел разрушение всего мира, показав это на конкретном частном объекте. Его скульптуры пугают и ужасают также, как картины отца. Сложно сказать, насколько это верный путь репрезентации человеческих и общемировых состояний, но для современного зрителя, душевное равновесие которого часто и так безжалостно нарушают внешние факторы, такая художественная манера может оказаться невыносимой.
Номеда Саукене
Литовское семейное трио сталкивает зрителя лицом к лицу с ужасными проявлениями человеческой сущности, которые ведут к неизбежным разрушениям и последующей гибели всего человечества. От этих устрашающих образов и от такой жуткой перспективы, которые предлагают зрителям семья Сауки, людям некуда деться, от них никак нельзя избавиться или убежать, но вот с выставки убежать можно, а некоторым — даже нужно.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.