29 ноября 2023

Как выглядели петербургские дачи до революции и как они изменились сейчас? Показываем архивные снимки с новой выставки в «Росфото»

В центре «Росфото» на Большой Морской 29 ноября открывают выставку, посвященную петербургским дачам в конце XIX и начале XX века. Посетители могут увидеть снимки из архивов ГМЗ «Петергоф», ВООПИиК и других учреждений, в том числе — фото из усадьбы Ильи Репина в поселке Куоккала и семейные снимки Набоковых-Рукавишниковых из усадьбы Рождествено.

По просьбе «Бумаги» пресс-служба «Росфото» предоставила некоторые снимки, которые можно увидеть на выставке. Показываем, как выглядели петербургские дачи до революции и как выглядят те из них, которые сохранились до наших дней.

Дачный бум в окрестностях Петербурга начался во второй половине XIX века, когда в пригородах под застройку и аренду ввели достаточно обширные территории. Чаще всего там строили загородные дома по типовым или индивидуальным проектам. Большую часть возводили из дерева: обычно горожане снимали дачи на летний период, хотя более состоятельные петербуржцы строили и собственные дома.

Еще одним важным фактором популярности дач стало развитие железнодорожной сети: например, в 1870 году запустили линию между Петербургом и финским городом Рийхимяки через Выборг, Коуволу и Лахти. А после этого в регионе построили также частную Приморскую Петербург-Сестрорецкую железную дорогу.

Многие вокзалы в ближайших пригородах на севере построил финский архитектор Бруно Гранхольм. Часть этих модернистских зданий сохранилась до наших дней — это, например, вокзалы на станциях «Левашово», «Парголово» и «Шувалово». Вокзал Гранхольма в Озерках не сохранился: здание уничтожил пожар, сейчас от него остался только кирпичный первый этаж.

Одна из самых известных загородных усадеб к югу от Петербурга — дом дворянской семьи Рукавишниковых-Набоковых в селе Рождествено. Летом там жил Владимир Набоков, позднее описавший Рождествено в нескольких романах. Например, в автобиографии «Другие берега» он рассказывает о поместье: «Это был очаровательный, необыкновенный дом <…> Я без труда восстанавливаю и общее ощущение и подробности его в памяти: шашечницу мраморного пола в прохладной и звучной зале, небесный сверху свет, белые галерейки, саркофаг в одном углу гостиной, орган в другом, яркий запах тепличных цветов повсюду».

В наше время в усадьбе работает музей — главный дом сейчас закрыт на реставрацию, но для гостей проводят обзорные и тематические экскурсии по усадебному парку.

Музей работает и в «Пенатах» — усадьбе художника Ильи Репина в 500 метрах от побережья Финского залива. Художник провел там последние 30 лет жизни и написал мемуары «Далекое близкое».

Дом Репина получил большую известность в артистических кругах еще и благодаря репинским «средам» — эти приемы вторая жена художника Наталья Нордман устраивала еженедельно, причем гостям подавали только вегетарианскую еду в режиме самообслуживания.

Историческое здание усадьбы сгорело во время Великой Отечественной войны, однако позднее его восстановили, а интерьер дополнили подлинными вещами художника и частью обстановки дома. В 1962 году усадьбу вновь открыли — уже в качестве музея.

Несколько дач в Петергофе построил архитектор Леонтий Бенуа — автор Придворной певческой капеллы, доходного дома Первого Российского страхового общества и других известных петербургских зданий.

Бенуа построил деревянные дачные дома в 1890-1892 годы для себя и своих родственников: дача самого архитектора сгорела в 1919 году, но сохранилась дача его брата, морского офицера Михаила Бенуа.

Сейчас постройка принадлежит СПбГУ, большую часть помещений не используют, сообщает портал Citywalls.

Многие другие дореволюционные загородные дома, фото которых представлены на выставке в «Росфото», были утрачены или заброшены в разные годы.

Дача в Петергофе. Фото предоставлено «Росфото»

Адрес: Большая Морская ул., 35

Билеты: 300 рублей

Ссылка: rosphoto.org

Что еще почитать:

Бумага
Авторы: Бумага
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.