6 августа 2018

Как вандалы стали художниками: Дмитрий Аске рассказывает, почему уличное искусство начали продавать за миллионы долларов

В «Манеже» проходит выставка «Части стен», на ней представлены работы 70 уличных художников из разных городов России.

На лекции дополнительной программы выставки художник и теоретик современного искусства Дмитрий Аске рассказал, как уличные граффити-райтеры перестали ассоциироваться с вандализмом, зачем они выставляются в галереях и музеях и как вокруг уличного искусства выросла целая индустрия.

«Бумага» публикует выдержки из лекции.

Дмитрий Аске

Когда появилось граффити и как стрит-арт развивался в США и Европе

Коммуникация между людьми в общественном пространстве началась очень давно — с петроглифов, выдолбленных в камнях. Еще до появления письменности люди использовали пространство, чтобы общаться друг с другом, божествами, природой. И эта функция общественного пространства никуда не делась.

С появлением письменности люди продолжили оставлять друг другу послания — на стенах домов, скалах и так далее. Сам термин «граффити» появился еще в древности: например, граффити в Помпеях — просто надписи на стенах жилых домов. Сегодня такое явление существует с тем же успехом.

В Филадельфии в конце 1960-х годов появилось субкультурное граффити, которое у многих ассоциируется с хип-хопом: подростки на стенах домов тиражировали свои псевдонимы с помощью маркеров и аэрозольной краски. С возникновением этой субкультуры в Нью-Йорке как основную площадку для коммуникации друг с другом стали использовать метрополитен. Отличие субкультурного граффити заключается в том, что райтеры пишут исключительно свои псевдонимы или названия своих команд — вся коммуникация сводится к общению и соревнованию внутри сообщества райтеров.

Первая выставка с работами райтеров состоялась уже в 1973 году, псевдонимы перенесли со стен на холсты. Организатором выставки был Хьюго Мартинес, на тот момент студент-социолог, который увидел в этом занятии подростков из неблагополучных кварталов новое явление и попытался направить эту творческую, но в то же время деструктивную энергию в созидательное русло.

Граффити в Нью-Йорке

К концу 1970-х граффити полностью захватило нью-йоркскую подземку: почти все составы метро были покрыты рисунками ни в один слой. Именно образ граффити на вагонах нью-йоркского метро стал отправной точкой для тех райтеров, которые появились в Европе и других странах мира.

На волне популярности молодежных культур, таких как [танец] брейкинг, эмсиинг, который впоследствии стал рэпом, граффити, в начале 1980-х сформировалась культура хип-хопа. Несмотря на негативное отношение жителей Нью-Йорка к граффити, на телевидении и в прессе появлялось множество сюжетов и материалов про хип-хоп-культуру. Граффити-райтеры стали постепенно проникать в мир искусства: владельцы небольших галерей обратили внимание на это явление и стали приглашать райтеров, чтобы они выставили свои работы на холстах в их галереях.

Благодаря книге Subway Art и фильму Style Wars, которые рассказывали о феномене граффити в США, оно попадает в Европу — субкультура продолжила свое развитие уже на европейском континенте. При этом в самом Нью-Йорке к тому времени власти взялись за борьбу с преступностью и, в частности, граффити. Уже к концу 1980-х почти все вагоны метро были очищены, специальный отдел по борьбе с граффити серьезно занялся райтерами.

К началу 1990-х в Европе, благодаря тому, что райтеры из разных стран и городов не были тесно связаны друг с другом, появились собственные стили. Позднее появились первые фанзины (самиздат — прим. «Бумаги»), налаживалась субкультурная коммуникация между райтерами Европы, движение начало набирать еще большие обороты.

К началу 2000-х некоторые европейские райтеры устали от тиражирования собственного псевдонима и стали заменять его различными персонажами, знаками, логотипами и другими графическими изображениями. Они стали первыми уличными художниками, которые занимались тем, что позднее назвали стрит-артом.

Во второй половине нулевых появились первые крупные фестивали уличного искусства, где художникам предоставляли возможность продемонстрировать свои работы в большом формате. До этого стрит-арт представлял собой наклейки, трафареты, небольшие рисунки, соразмерные с ростом человека. С фестивалями у художников появилась возможность создавать масштабные произведения. Сейчас фестивали стрит-арта являются основными мероприятиями, благодаря которым в современном обществе сформировался образ уличного искусства.

Так уличное искусство стало достопримечательностью по всему миру. В тот момент представители бизнеса и власти поняли, что уличное искусство привлекает внимание, которое можно монетизировать. Художники стали участниками процесса джентрификации — превращения недорогой территории и недвижимости в места, которые привлекают внимание малого и крупного бизнеса.

Один из таких примеров в США — квартал Wynwood. Известный предприниматель Тони Голдман выкупил большой складской квартал, где почти ничего не происходило, и пригласил туда огромное количество самых известных в мире уличных художников, которые расписали все здания. Благодаря этому в квартал приехало огромное количество людей со всего мира, а позднее и в этом квартале, и рядом открылось большое количество магазинов, ресторанов и галерей. Сейчас это одно из самых модных мест в Майами.

Многие художники, начинавшие свой путь на улицах, не только рисуют в общественном пространстве, но и создают студийные работы, продают их в галереях, сотрудничают с брендами, занимаются какими-то коммерческими проектами — то есть являются просто разносторонними художниками. Многие из них уже не рисуют на улицах — и не совсем правильно говорить, что они остаются уличными художниками. Поэтому в России, а конкретнее в Петербурге в 2015 году, и был предложен термин «художники уличной волны». Он описывает этих авторов, которые пришли с улиц, но занимаются различными проектами.

О роли Бэнкси в уличном искусстве и выставках стрит-арта

Нельзя не упомянуть такого человека, как Бэнкси: он очень сильно повлиял на распространение и популяризацию граффити и уличного искусства по всему миру. Благодаря Бэнкси на художников, которые пришли с улиц, больше внимание стали обращать владельцы более серьезных галерей и аукционисты. Где-то в 2008–2009 годах работы Бэнкси произвели фурор и были проданы с многократным превышением оценочной стоимости — это позволило ему стать очень успешным коммерческим автором.

Работа Бэнкси Looters

Кроме Бэнкси существует огромное количество известных уличных художников — миллионеров. Например, американец Шепард Фейри. Таких людей не пересчитать на пальцах двух рук. Публика считала такое искусство ребячеством и не понимала, какое отношение это имеет к искусству в широком смысле, но благодаря фестивалям и таким людям аудитория поняла, что на самом деле это намного серьезнее, чем могло показаться в начале.

Сегодня уличное искусство воспринимается как часть современного. Как пример, выставка Bridges of Graffiti, прошедшая в 2015 году на Венецианской биеннале современного искусства. Присутствие там уличных художников говорит о том, что они достигли определенного статуса в современном искусстве и культуре вообще.

Чем граффити отличается от стрит-арта

Граффити — это тиражирование собственного псевдонима и названия своей команды. Изображение какого-нибудь военачальника на стене в Москве на самом деле не имеет никакого отношения к граффити, кроме того, что это также зачастую рисуется аэрозольной краской. В прессе очень часто это называют граффити: «Новое граффити с Мининым и Пожарским появилась в центре Москвы». Но в данном случае это просто настенная роспись.

Стрит-арт вышел из граффити, поскольку первые уличные художники были граффити-райтерами. Отличается от граффити он тем, что у авторов намного больший спектр инструментов для создания произведения. И если граффити-райтеры в первую очередь рассчитывают на диалог со своими коллегами и диалог внутри субкультуры, уличные художники рассчитывают на диалог с широким кругом зрителей и делают свои работы понятными и доступными любому прохожему на улице. Это могут быть и маленькие работы-инсталляции, и интерактивные проекты, и огромные росписи.

Фото: flickr.com

Основное отличие стрит-арта от паблик-арта — его несанкционированность. Если художник просто выходит на улицу и делает то, что хочет, это стрит-арт. Если художник работает на фестивале с определенным бюджетом, организаторами, спонсорами — это уже паблик-арт.

С уличным искусством часто путают монументальную рекламу: она выглядит примерно так же. В монументальной рекламе используют те же инструменты, и даже некоторые граффити- и уличные художники участвуют в ее создании как исполнители. В США такая практика появилась давно: там даже есть компании, которые специализируются на такой рекламе. В Москве, когда власти запретили размещение баннерной рекламы, многие фасады в центре города стали покрывать рекламой, нарисованной вручную.

Кроме того, в Москве спустя много лет снова появилась такая вещь, как монументальная пропаганда. Зачастую она выглядит достаточно печально. Встает вопрос, насколько вообще уместно использовать такие масштабные поверхности в центре города для росписей, будь то коммерческая реклама и пропагандистские истории или фестивальные работы художников.

Какая инфраструктура возникла вокруг уличных художников

Фестивали. Это площадка для широкомасштабного высказывания. Чаще всего художники не зарабатывают на создании росписей, но благодаря интернету и соцсетям их уличные работы становятся отличной рекламой собственного творчества — и они получают деньги за продажу студийных или галерейных произведений.

Агентства. Они работают с граффити-райтерами и уличными художниками, приглашая их для взаимодействия с брендами. Это могут быть как творческие проекты и коллаборации, так и просто росписи (в этом случае художник выполняет роль ремесленника, которого приглашают расписать офис, нанести какую-то рекламу и так далее).

Издания. В Европе существуют целые издания, посвященные искусству уличной волны — urban contemporary art. Во Франции уже несколько лет издается ежегодный альманах Le Guide de L’art Contemporain Urbain — с подборкой художников, которые пришли с улиц и чьи работы можно купить в европейских галереях.

Галереи. Естественно, по всему миру существует огромное количество галерей, которые сотрудничают исключительно с художниками уличной волны. Многие из них стали очень успешными, как, например, галерея Стива Лазаридеса, который раньше был агентом Бэнкси. В последнее время работы художников уличной волны стали появляться на аукционах современного искусства даже в России. Например, на аукционе, который стал результатом сотрудничества фонда RuArts и биеннале «Артмоссфера». Там представлены только художники с уличным бэкграундом.

Ярмарки. В Европе проходят даже специализированные ярмарки, та же Urban Contemporary Art. Некоторые известные уличные художники участвуют и в известный ярмарке Art Basel. Ярмарки — это хорошие площадки для взаимодействия с коллекционерами и галеристами. Художники уличной волны обязаны тем, кто на ранних этапах увидел в них потенциал, стал покупать их работы и сводить с теми людьми, которые могут организовать их музейные выставки.

Независимые институции. В конце концов, кроме музеев, где такие выставки периодически проходят, в Европе и России стали появляться независимые институции, посвященные уличному искусству. Такие как, например, Музей стрит-арта в Петербурге или музей MIMA в Брюсселе.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Мобилизация
Будут ли США и Евросоюз предоставлять убежище россиянам, бегущим от мобилизации? Вот что известно сейчас
Путин подписал указ об осеннем призыве. Его проведут на месяц позже из-за «частичной» мобилизации
Каким IT-специалистам могут дать отсрочку от мобилизации, как ее получить и какие риски
В Петербурге зарегистрировали первый иск об оспаривании мобилизации
«Дальше — всеобщая, потом — ядерное оружие». Что российские чиновники говорят о «частичной мобилизации»
Визовые ограничения
Helsingin sanomat: финскую границу закроют для российских туристов сегодня ночью
Финляндия скоро запретит въезд всем российским туристам. Что об этом известно
«Они должны выступить против войны». Что говорят о бегущих от мобилизации россиянах в других странах. Обновлено
Сейм Латвии запретил продлевать ВНЖ россиянам, не владеющим латышским языком, а также выдавать рабочие визы
Латвия решила не выдавать гуманитарные визы россиянам, «уклоняющимся от мобилизации»
Давление на свободу слова
Роскомнадзор заблокировал Soundcloud
Петербургская прокуратура потребовала признать движение «Весна» экстремистской организацией и запретить ее деятельность
В Ленобласти возбудили уголовное дело против жены активиста Правдина. Ранее его задержали из-за плаката «Русские, вы нелюди»
В Кремле подпишут «договоры о вхождении новых территорий» в состав России. На церемонии выступит Владимир Путин
Активиста Егора Скороходова приговорили 3 годам и 8 месяцам лишения свободы. Вот что нужно знать о его деле
Свободу Саше Скочиленко
«Имея предубеждение — неприязненное чувство…». Саше Скочиленко предъявили обвинение
«Вы совершили тяжкое преступление против государства». Как прошла встреча Саши Скочиленко и омбудсмена Агапитовой — две версии
Саша Скочиленко рассказала про типичный день в СИЗО — с обысками, прогулками в крошечном дворе и ответами на письма
Саше Скочиленко, арестованной по делу о «фейках» про российскую армию, срочно нужно обследование сердца
«На прошлой неделе Саше принесли чай с тараканом». Адвокат Саши Скочиленко — об ухудшении ее здоровья и об условиях в СИЗО
Экономический кризис — 2022
Россияне все чаще покупают криптодоллары, чтобы вывезти деньги из страны. Вот что нужно знать об этом финансовом инструменте
Курс евро на Мосбирже опустился ниже 52 рублей впервые за шесть лет. Что происходит?
Акции «Яндекса» и Ozon с начала войны подешевели на 73 %. Почему российский фондовый рынок уже неделю падает, а рубль нет?
Российский фондовый рынок продолжает падение на фоне новостей о мобилизации. Доллар также растет к рублю
На Мосбирже происходит обвал акций. «Тинькофф» и VK потеряли по 14 %
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.