Партнерский материал
26 мая 2022

Как стать графическим дизайнером, если вы совсем не художник? Рассказывают эксперты

Прямо сейчас многие меняют работу или ищут новое любимое дело. Для тех, кто присматривается к сфере графического дизайна — наш материал. С какими трудностями в начале карьеры сталкиваются графические дизайнеры, где сейчас искать работу, какие hard- и soft-skills нужны в профессии и как правильно вести себя с заказчиком?

«Бумага» поговорила с графическим дизайнером и преподавателем онлайн-школы дизайна Contented Степаном Солодковым и основательницей журнала «Шило» и арт-директором журнала «Собака.ru» Настей Петяхиной.

Не умею рисовать, но хочу стать графическим дизайнером. Так можно?

Настя Петяхина
арт-директор журнала «Собака.ru» и основательница журнала «Шило»

Уметь рисовать для графического дизайнера необязательно. Некоторые дизайнеры даже превращают свое неумение в фишку: обыгрывают это в формате наивного детского стиля или уходят в панк-дизайн.

Если заказчику нужны иллюстрации, он может обратиться напрямую к иллюстратору, а не к графическому дизайнеру. При этом, конечно, основы композиции и работы с цветом — то, чему учат в художественных школах — нужны и важны. Это важная часть дизайна, которую лучше самостоятельно или с чьей-то помощью изучить.

Графический дизайн — это дизайн, созданный с помощью графики. Он окружает нас повсюду, его очень много: упаковка предметов, вывески, плакаты, книги. Иллюстрации, разработка сайтов, мобильные приложения — это, на самом деле, тоже графический дизайн, просто адаптированный на разных носителях. Для меня ключевое в графическом дизайне — это брендинг. За ним обычно к дизайнеру приходит бизнес, которому нужен пакет визуальных материалов, чтобы успешно запуститься: логотип, мерч, визитки, постеры и другие штуки, необходимые для рекламы.

Можно ли стать профессиональным дизайнером самостоятельно?

Степан Солодков
графический дизайнер и преподаватель онлайн-школы дизайна Contented

Можно. Например, у меня никогда не было профильного образования. Долгое время у меня была другая работа: я проработал 9 лет на железной дороге. В какой-то момент я почувствовал себя некомфортно и понял, что пора что-то менять.

Я с детства рисовал, поэтому искал сферу, в которой творчество соприкасается с деньгами. На пересечении нашел графический дизайн. Год потратил на обучение, улучшал свои технические скиллы. Изучил книги по композиции, освоил Illustrator и другие графические редакторы, собрал первое портфолио.

В самом начале карьеры я потратил полгода-год, чтобы найти небольшие фриланс-заказы. Я рисовал свои проекты и рассылал pdf-документы на почты разных компаний. Одна из них мне ответила, и мы сделали коллаборацию, которая впоследствии вошла в мою вторую, более взрослую версию портфолио. Дальше меня начали советовать знакомые знакомых, портфолио становилось более презентабельным. Так я получил свою первую работу веб-дизайнером в небольшой студии.

Какие hard- и soft-skills нужны графическому дизайнеру? Как их развить?

Настя Петяхина
арт-директор журнала «Собака.ru» и и основательница журнала «Шило»

Я бы отнесла к hard skills насмотренность и усидчивость. Без насмотренности в дизайне очень сложно, но ее можно развить. Для этого надо заболеть дизайном, то есть оценивать его повсюду. Например, ты идешь в магазин за продуктами, покупаешь коробку молока и выбираешь ее в первую очередь по упаковке. Постоянно анализируешь, какой дизайн лучше, какой хуже, и почему.

Усидчивость тоже необходима. Многим кажется, что дизайн — это быстро: сделал классную картинку за 10 минут и готово. Чтобы делать каринки за 10 минут надо сначала отсидеть 3 года за изучением программ.

К soft skills я бы отнесла человечность. 99 % заказчиков — не дизайнеры, и они действительно не понимают, что хотят. Надо сразу же учиться умению слушать другого человека.

Степан Солодков
графический дизайнер и преподаватель онлайн-школы дизайна Contented

Для меня hard skills — это знание базовых программ и освоение новых, которые появляются прямо сейчас. Многие дизайнеры старой школы не переходят на новые программы, например, игнорируют Figma и After Effects. Мне кажется, это неправильная стратегия. Сейчас каждому современному специалисту нужно знать минимальные инструменты для создания 3D-объектов, чтобы анимировать сайты, логотипы.

Soft skills приходят с опытом. Например, навык слышать клиента и не относиться к нему, как к дураку. Проблема заключается в том, что клиент относится к дизайнеру, как к инструменту, а дизайнер думает, что он знает, как будет для клиента лучше. Нужно уметь договариваться и быстро определять, твой это заказ или нет. Начинающие дизайнеры берут любые заказы в работу, без разбора. В какой-то момент придется определиться, в какой сфере ты увереннее себя чувствуешь и в какой будешь продуктивнее. Например, что у тебя выходит лучше — простые строгие логотипы или яркая айдентика.

Другой мягкий навык — работа в команде. Если ты работаешь в студии, нужно будет на ходу учиться делегировать задачи и, наоборот, забирать их у кого-то, поддерживать коллег. Собственные амбиции в команде придется поумерить.

Какие инструменты и ПО нужны, чтобы начать учиться?

Настя Петяхина
арт-директор журнала «Собака.ru» и основательница журнала «Шило»

Стартер-пак любого начинающего дизайнера — это InDesign, Illustrator и Photoshop. Своим студентам я советую следующую последовательность: сначала освоить Illustrator, чтобы понять, как работать с векторной графикой. Затем приступить к Photoshop — это, мне кажется, наиболее понятный инструмент, потому что мы постоянно фотографируем на телефон и обрабатываем на нем кадры — примерно то же самое нужно делать и в Photoshop. В самом конце идет InDesign, чтобы научиться работать с версткой и типографикой. Последняя присутствует абсолютно везде, будь то постер или многостраничные издания.

Многие ребята сейчас в качестве четвертого инструмента осваивают Figma и даже Readymag — сайт-конструктор для других сайтов, который помогает понять, как работают анимации. Еще одна важная, но более сложная программа — TouchDesigner, которая работает с генеративной графикой, изменяющейся от музыки и прикосновений.

В онлайн-школе дизайна Contented можно освоить творческую, но при этом востребованную профессию. В Contented преподают эксперты из Яндекса, VK Group и других известных компаний, которые помогают студентам изучить ключевые hard и soft навыки, собрать портфолио и начать карьеру в дизайне.

Где я смогу работать в качестве графического дизайнера? Как лучше искать свою первую работу?

Настя Петяхина
арт-директор журнала «Собака.ru» и и основательница журнала «Шило»

Если немного обобщить, то у графического дизайнера есть три опции. Первая — это фриланс, вторая — работа в существующей дизайн-студии под управлением арт-директора, и третья — работа на бизнес, которому нужны дизайнеры в штат.

У каждого формата есть свои плюсы и минусы. Работая 5/2 ты чувствуешь себя гораздо спокойнее, чем фрилансер, который перебивается от заказа к заказу. Но в таком графике легко осесть и потеряться. Это то, что я периодически встречаю: люди уходят работать в штат, успокаиваются и перестают расти, делают одно и то же, с одним и тем же брендом.

Как сейчас обстоят дела с рынком вакансий в этой сфере? Нет ли проблем?

Настя Петяхина
арт-директор журнала «Собака.ru» и основательница журнала «Шило»

В нынешней ситуации, когда крупные международные компании уходят с российского рынка, очень активно развиваются уже существующие локальные бренды и появляются новые. Всем им нужна коммуникация с миром в виде рекламы, брендинга и сайтов, а это задачи в первую очередь для дизайнеров. Поэтому, мне кажется, всплеск вакансий на рынке неизбежен.

К тому же из-за того, что практически все туристические пути заграницу для нас закрыты, очень многие люди будут путешествовать по России. В этом случае дизайн тоже пригодится. Не хочется говорить громко, но, возможно, сейчас в России будет больше классного дизайна и больше новых рабочих мест.

Степан Солодков
графический дизайнер и преподаватель онлайн-школы дизайна Contented

Рынок сейчас и рынок, который был 3 месяца назад, до 24 февраля — вещи абсолютно разные. Я бренд-дизайнер, а бренды – про добавленную стоимость, про верхнюю часть пирамиды Маслоу. Когда бардак на нижней ее части, верхняя вообще никому не нужна. Но, возможно, на рынке вакансий всё будет в порядке, — многие дизайнеры уехали из России и их рабочие места освободились.

Какую зарплату я буду получать в начале?

Настя Петяхина
арт-директор журнала «Собака.ru» и основательница журнала «Шило»

По моим наблюдениям, графический дизайнер-джуниор в Петербурге может спокойно получать 40-50 тысяч в месяц, если он работает классические 5/2 или берет сразу несколько фрилансов. Уверенный миддл-дизайнер может получать примерно 70-80 тысяч рублей. Зарплата сеньора, то есть арт-директора, начинается от 100 тысяч рублей.

Эти цены актуальны для Петербурга — для Москвы все цифры нужно увеличить на 30%, а для регионов, наоборот, уменьшить на 20%. Однажды я залезла посмотреть вакансии дизайнеров в Новокузнецке, откуда я родом, и мне стало грустно. Там дизайнеры нужны в основном в фотоателье и им платят очень мало — примерно 20 тысяч в месяц.

В какой момент начинающему дизайнеру пора собирать портфолио? Насколько важно наращивать личный бренд?

Настя Петяхина
арт-директор журнала «Собака.ru» и основательница журнала «Шило»

Портфолио нужно собирать с самого начала. Желательно выкладывать работы сразу куда-то в публичное пространство — сделать сайт, завести канал в Телеграме или отдельный аккаунт в Инстаграме. Выкладывая дизайн, ты потом можешь легко отследить собственный рост и проанализировать ошибки. К тому же, в будущем это может быть очень хороший способ для поиска новых клиентов.

Если первое время заказчиков нет, публиковать можно выдуманные работы. Заказчик может увидеть подобный пример в портфолио и понять, что несмотря на отсутствие реального опыта, у тебя есть сильная мотивация и хорошая фантазия.

Степан Солодков
графический дизайнер и преподаватель онлайн-школы дизайна Contented

И портфолио, и личный бренд очень важны. Часто студии, в которых дизайнеры работают, предпочитают не афишировать и не продвигать своих специалистов. Некоторым даже не разрешают забирать в портфолио проекты, которые они делали в рамках студии. Я советую всегда оговаривать этот вопрос заранее. Дизайнер может перерасти студию, процесс его карьерного роста постоянный и динамичный, поэтому портфолио — это хлеб, инструмент, который поможет вам найти новую работу.

На курсе «Графический дизайнер С нуля до PRO» от Contented студенты попробуют себя в разных направлениях — айдентике, дизайне упаковки, веб-дизайне, в Motion и 3D. Каждый студент, дошедший до защиты дипломного проекта, может попасть на стажировку в креативное агентство Redkeds. Также школа помогает принять карьерные решения и построить планы: например, как получить должность арт-директора или стать сильным экспертом. До 31 мая по промокоду БУМАГА можно подать заявку на курс, воспользовавшись скидкой 45%.

Бумага
Авторы: Бумага
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Свободу Саше Скочиленко
«Нас вроде и меньшинство, но адекватные мы». Курьер, психолог и бариста с антивоенной позицией — о своем будущем в России
Как помыться из бутылки за 6 минут и погулять в помещении 2х5 метров? Саша Скочиленко — о месяце в СИЗО
Адвокат: Саша Скочиленко испытывает сильные боли в сердце и животе. Она жалуется на условия для прогулок и несоблюдение безглютеновой диеты
Адвокат: Сашу Скочиленко запирали в камере-«стакане», у нее продолжают болеть живот и сердце
«Я очень обеспокоена ее самочувствием». Адвокат Саши Скочиленко — о состоянии подзащитной в СИЗО
Военные действия России в Украине
«Петербургский форум зла». Шесть протестных плакатов из поселкового сквера в Ленобласти
Организаторы выставки «Мариуполь — борьба за русский мир» заявили о ее срыве, обвинив в этом местную чиновницу. Теперь в районном паблике пишут, что она «предатель»
Роспотребнадзор: в Петербурге не выявлены случаи заражения холерой. Ранее власти говорили о риске завоза заболевания
«Звук от фейерверков многих напугал». Школьников из Мариуполя пригласили на «Алые паруса» — вот их реакция
Как получить украинскую визу в Петербурге? Подробности от МИД
Экономический кризис — 2022
В Петербурге проходит юридический форум — без мировых экспертов и вечеринки на Рубинштейна, но с Соловьевым и выставкой о Нюрнбергском трибунале
«Там была буквально битва». «Бумага» нашла петербуржца, который нанял сотрудника IKEA для покупки мебели на закрытой распродаже. Вот его рассказ
Что для России значит «символический» дефолт? Объясняет декан факультета экономики ЕУ СПб
Петербуржцы ищут в соцсетях сотрудников IKEA — чтобы купить мебель и другие товары на закрытой распродаже
Сравнивают себя с Рейхсбанком и спасают россиян. Что мы узнали из текста «Медузы» о работе Центробанка в военное время
Давление на свободу слова
Что известно о нападении на Петра Иванова спустя месяц? Журналист рассказал, что расследование не движется
Известных градозащитников Петербурга выгнали из совета по сохранению культурного наследия. Вот кем их заменили
«Теперь за доступ к информации надо бороться». «Роскомсвобода» объясняет, что происходит с интернетом и как обходить ограничения
«Мой мозг не понимает много вещей, которые пропагандирует Запад». Как на ПМЮФ обсуждали ЛГБТ, аборты, семейные ценности и «внешнее влияние»
«Нас вроде и меньшинство, но адекватные мы». Курьер, психолог и бариста с антивоенной позицией — о своем будущем в России
Хорошие новости
«Скучно стало, и поехал спонтанно». Житель Мурина второй месяц едет на самокате из Петербурга во Владивосток
Памятник конке на Васильевском острове превратили в арт-кафе. Показываем фото
В Петербурге запустили портал с информацией обо всех водных маршрутах 🚢
На Васильевском острове откроется кафе «Добродомик». Там будет работать «кабинет решения проблем»
В DiDi Gallery откроют выставку Саши Браулова «Архитектура уходящего». Зрителям покажут его вышивки с авангардной архитектурой
Подкасты «Бумаги»
Откуда берутся страхи и как перестать бояться неопределенности? Психотерапевтический выпуск
Как работают дата-центры: придумываем надежный и экологичный механизм обработки данных
Идеальная система рекомендаций: придумываем алгоритмы, которые помогут нам жить без конфликтов и ненужной рекламы
Придумываем профессии будущего: от облачного блогера до экскурсовода по космосу
Цифровое равенство: придумываем международный язык, развиваем медиаграмотность и делаем интернет бесплатным
Деятели искусства рекомендуют
«В Петербурге нет ни одного спектакля, где столько крутых мальчиков-артистов». Актриса МДТ Анна Завтур — о «Бесах» в Городском театре
«Верните мне мой 2007-й». Актер театра Fulcro Никита Гольдман-Кох — о любимых спектаклях в БДТ
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.